Вопросы патриотического воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы

№42-2,

Юридические науки

В данной статье авторы рассматривают вопросы патриотического воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы. Природа патриотизма это продукт развития всей мировой истории, общественного сознания, нравственных и эстетических чувственных норм. Критерием истинности патриотизма является его проявление на практике, причем не только через ратные подвиги, но и добросовестный общественно полезный труд. Патриотическое воспитание должно основываться на развитии в сотрудниках уголовно-исполнительной системы профессионально значимых качеств, таких как верность Присяге, служебному долгу, личная ответственность за судьбу Отечества, самоотверженность, готовность к самопожертвованию, справедливость и неподкупность, честность. Нам важно: каким будет сотрудник будущего, в какой мере он освоит две важнейшие социальные роли: роль гражданина и роль патриота.

Похожие материалы

Социально-экономические изменения происходящие в обществе, в том числе процесс нивелирования прежних духовно-нравственных идеалов и рождение новых, оказывают влияние как на жизнь обычных людей, так и на облик сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). Отдельную проблему представляет собой пагубность приоритета материального потребления, навязываемого российскому обществу. Сегодня на службу приходят молодые люди с высоким уровнем общеобразовательной подготовки, и с разнообразными запросами, наклонностями, интересами. Жизненный лозунг большинства из них «финансовый успех любой ценой», что в современных реалиях является залогом счастливого будущего. Общеизвестно, что служба в правоохранительных органах, не является средством для богатой и красивой жизни. Последовательная социально-экономическая политика государства проводимая в настоящее время, направлена на неуклонное улучшение условий жизни и службы сотрудника, повышение его материального благосостояния, но обеспечить сотруднику УИС «красивую жизнь» - это утопия. Очевидно, что назрел вопрос становления личности сотрудника УИС – важно чтобы сотрудник осознал себя не только в роли гражданина, но и в роли патриота своей Родины.

Процессы реформирования уголовно-исполнительной системы, требуют непрерывного совершенствования воспитательного процесса, его методов и приемов, органичного сочетания форм массовой и индивидуальной работы, направляя всю воспитательную деятельность на формирование у сотрудников высоких морально-этических, патриотических качеств, активной жизненной позиции, на сознательное, примерное выполнение служебного долга, служение народу, обществу, Родине.

Понятие «патриотизм», происходит от греческого слова «патрис» - Родина, Отечество. Патриотизм выступает фактором консолидации, сплочения различных социальных, национальных, религиозных и других групп соотечественников [1]. Необходимо отметить, что патриотизм – это явление историческое. Впервые слово «патриот» появилось в период французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Патриотами тогда называли себя защитники республики в противовес сторонникам монархии, предателями Родины. В.И. Ленин назвал патриотизмом один из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств [2]. Патриотизм в России всегда рассматривался как символ доблести, мужества и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства величия и могущества Российского государства. Его сущность – любовь человека к своему народу, его обычаям и традициям, к своей Родине, готовность всеми силами служить ее интересам, т.е. как социальное явление, патриотизм всегда выражал, лучшие, благородные устремления членов общества.

Человек не рождается патриотом, любовь к Родине и многонациональному народу Российской Федерации, воспитываются у наших граждан с детства – в семье, школе, в средних и высших учебных заведениях. Затем эти чувства закрепляются в трудовых коллективах под воздействием руководителей, всего уклада жизни нашей страны. Также любовь к Родине формируется знанием ее истории и умением использовать эти знания в качестве аргумента для анализа тех или иных исторических событий.

В этой связи важно отметить, что в разрезе задач стоящих перед УИС, патриотизм – это необходимое для сотрудника качество, которое, как уже было выше сказано, формируется посредством применения различных форм и методов воспитательной работы с личным составом.

В контексте патриотизма, воспитательная работа в УИС проводится в нескольких направлениях – это духовно-нравственное, этическое воспитание, которое охватывает все сферы деятельности сотрудника УИС. Результатом данного направления воспитательной работы должно быть не только усвоение морально-этических норм, но и формирование особого типа личности – сотрудника УИС, его морального облика со своей спецификой, имеющей профессиональную значимость. Иначе говоря, работа выстраивается вокруг группы морально-этических принципов, коррелируемых со служением интересам общества и задачами стоящими перед УИС.

Определенную проблему представляет вопрос о взаимодействии с представителями различных религиозных конфессий и организаций. Поскольку на смену некогда атеистическому воспитанию, пришло религиозное воспитание, требующее учитывать специфику религии, ее место как в групповом, так и индивидуальном сознании, при проведении воспитательной работы. Известно, что сейчас в учреждениях и органах УИС происходит расширение и укрепление взаимодействия с Русской православной церковью, другими традиционными для России конфессиями. Наличие различных конфессий нельзя не учитывать при воспитании патриотизма у сотрудников УИС.

Одним из таких примеров, служит открытие 27 мая 2015 года в городском дворце культуры г. Мелеуз, фотовыставки организованной в рамках сотрудничества УФСИН России по Республике Башкортостан, Соборной мечети г. Салавата, по инициативе Салаватской епархии и при поддержке администрации города Мелеуза, на которой были представлены работы аналитика пресс-службы УФСИН России по Республике Башкортостан Михаила Новикова «Вернуть потерянные души». Героями фотографий Михаила Новикова стали не только священнослужители, но и сотрудники УИС. Первыми посетителями фотовыставки стали учащиеся кадетских классов и сотрудники УФСИН России по Республике Башкортостан.

Духовно-нравственное, этическое воспитание неразрывно связано с изучением и познанием историко-культурных корней, способствующее развитию у сотрудника УИС чувства сопричастности к прошлому, осознания величия и неповторимости Родины, ее судьбы, гордости за причастность к подвигам, жизни и деятельности предков.

Реализуя данное направление работы проводимой с личным составом, практически во всех учреждениях и органах УИС созданы уголки (комнаты) истории, организуются выставочные экспозиции по истории УИС. В них сосредоточены документы и реликвии, характеризующие историю УИС, боевой путь и героические подвиги фроновиков-сотрудников УИС и т.д. В 2011 году началась работа по созданию Центрального музея уголовно-исполнительной системы.

Большой патриотический заряд несут в себе мероприятия по презентации «Книги памяти», в которой отражены достоверные материалы из биографий сотрудников УИС, внесших большой вклад в развитие и укрепление уголовно-исполнительной системы.

Положительное влияние на воспитание личного состава оказывает, соблюдение ритуалов – вынос знамени ФСИН России, торжественное принятие Присяги и т.д.

Важным направлением служит воспитание гражданственности, целью которой является формирование ее как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения [3].

В целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания налаживается взаимодействие с региональными и местными органами власти, силовыми структурами. Совместно с ними проводятся общественно-значимые мероприятия городского, республиканского, государственного уровней (концерты, выставки, спортивные соревнования и т.д.).

Такие мероприятия позволяют сформировать восприятие личным составом УИС идеалов общества, как собственных и дает возможность оценивать все происходящее вокруг, в том числе и свои поступки с позиции интересов общества. Что особенно актуально для сотрудников УИС, в силу специфики службы.

Важное направление в патриотическом воспитании занимает военно-патриотическое, которое направлено на формирование высокого патриотического сознания, идей служения Родине, ее защите, привитие гордости за свое государство, знание и уважение истории страны и УИС, а также сохранение и приумножение славных традиций службы.

Следует отметить, что в этом году, кроме основных ежегодных мероприятий по празднованию Дня Великой Победы, а также участия сотрудников во Всероссийской «Вахте Памяти», большое количество сотрудников УИС приняли участие в патриотической масштабной акции по увековечиванию памяти павших в боях в годы Великой Отечественной войны «Бессмертный полк».

Так, на примере республики Башкортостан во всех ведомственных учреждениях были разработаны и размещены плакаты о ходе основных сражений и полководцах Великой Отечественной войны 1942-1945 гг., также силами сотрудников созданы и размещены стенды «Бессмертный полк», с фотографиями родственников-фронтовиков сотрудников подразделений.

Широкое распространение в этом году получило спортивно-патриотическое воспитание, способствующее осознанию сотрудником непосредственной связи между уровнем физической культуры и службой в УИС, при этом уровень физической культуры не оценивается лишь спортивными показателями (количеством медалей, достижений и т.д.), речь идет о повышении внимания и участии сотрудников в спортивных мероприятиях.

Очевидно, что физическое развитие необходимо всем и каждому не только для поддержания работоспособности, но и для поддержания единства, сплоченности и общей воли коллектива.

В данном направлении необходимо было бы рассмотреть проведение мероприятия по проверке сотрудников на «готовность к труду и обороне» (ГТО), тем самым выполнить государственные задачи по физическому воспитанию различных групп населения Российской Федерации.

Список литературы

  1. Военный энциклопедический словарь России / под.ред. А.М. Прохорова. М., 2002 . 205 с.
  2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 37. 190 с.
  3. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. 100 с.