Способы борьбы с коррозией металлических воздуховодов

№122-1,

технические науки

В данной работе описаны причины коррозии, возникающей на вентиляционных металлических каналах. Приведены характеристики самых распространенных методов по борьбе с коррозией.

Похожие материалы

Система вентиляции — это комплекс устройств, приспособлений и механизмов, осуществляющих воздухообмен в обслуживаемых помещениях. Это, безусловно, очень важное устройство как для здоровья человека и микроклимата помещения, так и для технологического процесса. Поэтому при проектировании вентиляции главной задачей является долговечность и надежность конструкции вентканалов.

Системы вентиляции в зависимости от вида материала могут быть: металлические, тканевые, пластиковые, гибкие. В 90% случаев используются металлические воздуховоды, поэтому главной проблемой долговечности материала является коррозия. Без использования антикоррозийных средств обычные стальные воздуховоды могут прослужить 3…4 года, а при размещении воздуховодов в помещениях с более агрессивной средой, требуется еще более надежная защита или применение нержавеющей стали.

Причины появления коррозии могут быть совершенно разными: большая влажность в помещении; агрессивная среда; повышенная концентрация пара, газа; высокая температура среды. По характеру разрушения поверхности коррозия бывает сплошная и местная, которая проявляется в виде пятен, точек, язв.

При проектировании систем вентиляции следует учитывать некоторые конструктивные требования, которые связаны со спецификой эксплуатации [1]:

  1. Вытяжные воздуховоды, по которым удаляется воздух, насыщенный влагой, следует укладывать с уклоном для удаления конденсирующейся влаги и предусматривать сепараторы и другие устройства для отвода влаги из воздуховодов, шахт и вентиляторов;
  2. при агрессивных пылевидных продуктах надлежит предусматривать возможность очистки или промывки вентиляционных систем;
  3. При наличии абразивной пыли целесообразно применять конструктивные коррозионностойкие неметаллические материалы без дополнительной окраски;
  4. Наружные поверхности воздуховодов во избежание конденсации паров жидкости при возможном их охлаждении должны быть утеплены.

Главной причины любой коррозии является контакт металла с окислительной средой, то есть со средой, в которой присутствует кислород и влага. Поэтому, чтобы избежать этого процесса следует изолировать металл от среды. Для этого используется немало способов. Поговорим о некоторых из них [2].

Оцинкование металла подразумевает покрытие металла составом, в котором до 95% содержится цинк, достоинства данного покрытия объясняется тем, что цинк вместе с металлом образует гальваническую пару, при этом цинк имеет большую степень электроотрицательного заряда, чем сталь. Существует несколько способов нанесения цинка: горячее, холодное, гальваническое, газотермическое, термодиффузионное. Такая сталь обладает высокой коррозийной стойкостью, долговечностью, увеличивается термостойкость. Данное покрытие выглядит более эстетично и гармонично в интерьере помещения.

Неметаллическое покрытие — это вариант достаточно простого покрытия металла лаком, краской, полимером, герметиком, эмалью. Для защиты металлических воздуховодов от коррозии их необходимо окрашивать, т. е. создавать на поверхности металла защитную пленку. Такая пленка препятствует проникновению коррозионных сред к поверхности металла, и коррозия сильно замедляется, а в некоторых случаях практически прекращается. Лак не только хорошо защищает поверхность от коррозии, но к тому же увеличивает прочность и износостойкость, продлевает срок эксплуатации металлических конструкций, а также хорошо защищает поверхность металла от влаги. Недостатком данной системы является неэкономичность, так как часто нужно повторять в процессе эксплуатации. Окраску воздуховодов выполняют следующим образом. Обезжиривают воздуховод ортофосфорной кислотой от масла и грязи, после его высушивают далее происходит нанесение грунта на поверхность от одного до трех слоев. Когда грунт полностью высох на воздуховод наносят первый слой покрытия, сушат и наносят второй слой покрытия. Такой процесс повторяют в зависимости от количества слоев покрытия, которое колеблется от 6 до 12.

Особенности монтажа. В потенциально возможных местах часто может возникать конденсат, поэтому следует проектировать отвод или сбор конденсата.

Теплоизоляция воздуховодов также является важным аспектом при проектировании вентиляции, так как теплоизоляция препятствует возникновению конденсата. Это уменьшает возможность возникновения коррозии, что увеличивает срок службы воздуховода.

Список литературы

  1. Защита трубопроводов, воздуховодов и вентиляционного оборудования от коррозии [Электронный ресурс]. — https://studbooks.net/2325635/nedvizhimost/zaschita_truboprovodov_vozduhov odov_ventilyatsionnogo_oborudovaniya_korrozii.
  2. Федосова, Н.Л. Антикоррозионная защита металлов в строительстве: учеб. пособие / Н.Л. Федосова [и др.]. — Иваново: ИГАСУ, 2010. — 188 с. ISBN 978-5-88015-251-3.