К вопросу о психологической подготовке баскетболистов-студентов к играм чемпионата АСБ

№124-1,

педагогические науки

В данной статье рассматривается значение психологической подготовки членов студенческой баскетбольной команды как важнейшего фактора эффективности соревновательной деятельности. Отмечается также существенное возрастание этого вида подготовки в условиях чемпионата АСБ. Приведены взгляды специалистов на проблему психологической подготовки в баскетболе. В конце статьи даны некоторые практические рекомендации для эффективности психологической подготовки студентов-баскетболистов на предсоревновательном и соревновательном этапах.

Похожие материалы

Игры чемпионата АСБ (ассоциации студенческого баскетбола) как и всякая соревновательная деятельность, проходят в экстремальных условиях, которые требуют от их участников предельных физических, моральных и психологических качеств. Вследствие этого увеличивается зависимость успешности соревновательной деятельности студента-баскетболиста от его индивидуальных психологических качеств.

Высокие достижения в баскетболе определяются, как подчеркивает В.В.Баринов, такими важными факторами, как учет психологических особенностей свойств личности студента-баскетболиста, а именно-соревновательная эмоциональная устойчивость, индивидуальные свойства нервной системы, степень спортивной мотивации и другие[1].

Помимо этого, как, например, указывает Г.Н. Смирнова [4]успех игровой и учебно-тренировочной деятельности зависит от интегрированной организации психологической структуры игроков, развивающейся и модифицирующейся на различных уровнях — от физиологического до психологического.

Кроме этого, необходимо подчеркнуть, что прогресс в соревновательной деятельности связан с определенными личностными особенностями членов студенческой баскетбольной команды и характеризуется специфичностью динамики их психологических состояний.

Как подчеркивает Г.Н. Смирнова, одним из центральных факторов успешной деятельности в баскетболе является психическое состояние спортсмена во время игры [4].

Такой же точки зрения придерживается и Е.П. Ильин [2], считая, что главное в понимании полного представлении о спортсмене — это психология, восприятие тех личностных качеств, которые способствуют достижению высоких результатов.

Система подготовки молодых баскетболистов в РФ характеризуется большим объемом нагрузок с «выходом» на физиолого-функциональный пик к 17 годам (для большинства игроков это возраст поступления в вуз). Наряду с этим, высокие требования к психологической подготовленности студентов-баскетболистов предъявляет также переход из юниорского возраста во взрослый [5].

Основная задача тренера-преподавателя при работе со студенческой баскетбольной командой заключается не только в помощи игрокам-студентам в психологической подготовке, формирующей психологическую готовность к каждой конкретной игре, но и в том, чтобы самому быть в готовности для реализации способов профилактики и регуляции негативных психологических состояний членов студенческой баскетбольной команды, которые могут сформироваться на предсоревновательном и соревновательном этапах.

При формировании психологической подготовки баскетбольной сборной вуза к чемпионату АСБ, тренеру-преподавателю важно знать, что наиважнейшими факторами, определяющими психологическую готовность игрока-студента, будут являться степень потребности в достижении установленного соревновательного результата и оценка каждым членом студенческой команды вероятности достижения этого результата. Исходя из этого, для оптимизации психологического состояния студентов-баскетболистов при подготовке и в ходе соревнования, необходимо регулировать их уровень потребности и оценку вероятности успеха.

Помимо этого, тренер-преподаватель должен оказать помощь игрокам-студентам в правильной постановке соревновательной цели, образовании мотивов, побуждающих стремиться к данной цели. Это, в свою очередь, диктует действовать тренеру-преподавателю с определенной осторожностью и требует от него знаний особенностей каждого члена баскетбольной сборной команды.

С одной стороны, прилагая предельные усилия для достижения цели, потребность в ней и мотивы — должны быть высокозначимыми. Но с другой стороны, далеко не каждый игрок-студент может проявить свои лучшие качества в условиях, когда игра слишком ответственна, и слишком велика потребность в успехе, так как в таких ситуациях возникают предпосылки для эмоционального возбуждения, намного превышающего оптимальный уровень. Исход из этого, нужно особо подчеркнуть, что «накачка» игроков-студентов будет иметь отрицательный эффект. И даже при применении более «мягких» форм для подчеркивания личной и командной значимости предстоящей игры, тренеру-преподавателю следует проявлять осторожность.

При постановке перед членами студенческой баскетбольной команды соревновательной цели, тренер-преподаватель должен оказать помощь спортсменам для определения реальных средств ее достижения, а также оценить возможность завоевания победы с наиболее высокой вероятностью.

А.В. Родионов отмечает особую роль тренера-преподавателя в определении эффективности подготовки спортсмена в предсоревновательном цикле [3].Для этого необходимо применять контрольныеигры, педагогические тесты и т.д., с помощью которых оценивается формирование готовности членов студенческой баскетбольной команды к играм чемпионата АСБ, а также динамика роста подготовленности игроков-студентов.

Анализируя результаты таких проверок, тренер-преподаватель может сделать заключение о качестве проведенной работы и прогнозировать уровень готовности, которую каждый игрок-студент может достигнуть в будущем.

Такие проверки, давая информацию для управления студенческой баскетбольной командой в предсоревновательном цикле, также могут и должны использоваться как профилактические средства негативных психических состояний и обеспечения психической готовности студентов-баскетболистов к играм чемпионата.

В случае если результаты прикидок соответствуют запланированным, то подготовка к матчам реализовывается правильно, а осознание этого, в свою очередь, поможет игрокам-студентам максимально оценить вероятность достижения соревновательной цели. Учитывая это, тренер-преподаватель должен так скоординировать контрольные игры и оценить показанные в них результаты, чтобы это было наиболее оптимально дл психического состояния каждого члена студенческой баскетбольной команды.

Практические рекомендации

  1. При работе с игроками студенческой баскетбольной команды на предсоревновательном и в соревновательном этапах, тренер-преподаватель должен ставить цель, перечень средств и методов ее достижения. Поэтому для эффективности психологической подготовки игроков-студентов необходимо использовать в учебно-тренировочном процессе модельные характеристики соревновательной деятельности.
  2. Оценивая индивидуальные психологические особенности каждого члена студенческой баскетбольной команды, необходимо включать в учебно-тренировочный и соревновательный процесс такие модельные характеристики, как: общая эффективность игры, надежность игры, результативность игры в ситуациях, требующих сыгранности с другими членами команды, результативность игры в случаях, требующих использования индивидуального мастерства игрока-студента. Применение таких модельных характеристик на практике обеспечит объективный контроль и коррекцию действий студента-баскетболиста в соответствии с требованиями соревновательной деятельности.
  3. При реализации плана подготовки к чемпионату АСБ, тренер-преподаватель должен поэтапно подводить игроков-студентов не только к оптимальной физической, технико-тактической, но и психологической готовности.
  4. Психологическая подготовка на предсоревновательном этапе должна включать в себя формирование установки на соревновательную деятельность и образование условий для адаптации игроков-студентов к экстремальным условиям этой деятельности. Это, в свою очередь, связано с индивидуально-психологическими особенностями каждого члена студенческой баскетбольной команды.

В целом, психологическая подготовка формирует такое психологическое состояние игрока-студента, которое с одной стороны способствует наилучшему применению физической и технической подготовленности студента-баскетболиста, а с другой — противостоит предсоревновательным и соревновательным негативным элементам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением скованность, перевозбуждение и т.д.)

Список литературы

  1. Баринов В.В. Влияние индивидуальных особенностей личности баскетболиста на успешность соревновательной деятельности: автореф. дис. …канд.пед.наук. Москва, 2001. 17 с.
  2. Психология спорта [Текст] / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2017. — 351 с.
  3. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник дл вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. -576 с.
  4. Смирнова Г.Н. Динамика психических состояний баскетболисток в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : — Ленинград, 1990. — 20 c.
  5. Харина С.В. Особенности психолого-педагогической деятельности тренера по баскетболу [Электронный ресурс] // МБУ СШОР по баскетболу. 2015. 22 ноября. URL: http://www.mytischibasket.ru/наша
  6. школа/методические-разработки/особенности-психолого-педагогическо/ (дата обращения 06.02.2021).