История России в зеркале русской сатиры

№124-1,

филологические науки

Данная статья посвящена анализу приемов создания художественной пародии в малоисследованном сатирическом произведении известного русского писателя 19 века А.К.Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». В статье определяется содержание понятия «сатира» и «пародия» в их тесной взаимосвязи, дается общий обзор содержания произведения, акцентируется внимание на основных художественных особенностях, характерных для Толстого-пародиста. Научная новизна работы заключается в обращении к творчеству А.К.Толстого в контексте сатирического переосмысления исторической действительности. В результате исследования выявлены общие тенденции в творчестве А.К.Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина, определяемые гражданской позицией писателей.

Похожие материалы

Актуальность темы статьи обусловлена несколькими определяющими факторами. К их числу можно отнести наличие очень ограниченного количества работ, исследующих художественную специфику творчества такого самобытного и многогранного автора, как А.К.Толстой. Кроме того, необходимо отметить необычайно тесную связь сатиры с публицистикой. Смех сатирика по самой своей природе публицистичен. Это объясняется такими присущими сатире специфическими свойствами, как злободневность, связь с общественно-политической ситуацией, несомненная моралистическая направленность. Именно поэтому изучение сатирических произведений всегда было и будет актуальным направлением в литературоведении.

Сатира — наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира и человеческие пороки вид комического. [6, с..238] Она не оставляет надежды на исправление критикуемых жизненных явлений. Отличительные признаки сатиры — подчеркнутая тенденциозность, сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображаемых явлениях. Поэтому сатирический образ всегда условен, герой для автора — прежде всего носитель опасного общественного зла.[2, с.34]

Важная разновидность сатиры представлена художественными пародиями. Исторически сатиру вообще нельзя отделить от пародии. Всякая пародия сатирична, а всякая сатира несет в себе элемент пародирования. Пародирование — наиболее естественный путь преодоления устаревших жанров и стилистических приемов, мощное средство обновления художественного языка, его спасения от косности и механичности, от обессмысленных и переживших себя элементов традиции. Именно в жанре пародии проявили себя блестящие сатирики М.Е.Салтыков-Щедрин и А.К.Толстой.

Алексей Константинович Толстой занимает в русской литературе особое место. Он освоил и крупные, и малые литературные жанры. Широко известный как автор исторических трагедий, баллад, а также исторического романа «Князь Серебряный», Толстой написал множество произведений сатирической направленности, среди которых стоит особо отметить шуточную «Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева», уникальную пародию на «Историю государства Российского» Карамзина. Сатирические и юмористические стихотворения Толстого часто рассматривались как нечто второстепенное в его творчестве, а между тем они представляют не меньший интерес, чем его лирика и баллады. Эта область поэзии Толстого очень широка по своему диапазону — от остроумной шутки (много образцов которой имеется в его письмах, «прутковских» вещей, построенных на нарочитой нелепости, алогизме, каламбуре) до язвительного послания, пародии и сатиры.

Сатирическое наследие автора в настоящее время мало изучено и в основном представляет собой материал вступительных статей к его произведениям. Из монографий можно отметить работы И.Г.Ямпольского, в которых особое внимание уделено методам сатирического изображения действительности в творчестве А.Толстого, художественному своеобразию созданного им мира. [3, с.12]

Сатиры Толстого — отклик на идеологическую полемику, развернувшуюся в российском обществе 60х годов 19 века. Они направлены, с одной стороны, против демократического лагеря, а с другой — против правительственных кругов. И хотя борьба поэта с бюрократическими верхами и официозной идеологией была борьбой внутри господствующего класса, социальная позиция Толстого давала ему возможность видеть многие уродливые явления современной ему русской жизни.

В «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» А.К.Толстой блестяще пародирует труды официальных историографов, указание на это имеется уже в самом заголовке. Первые три слова — это название знаменитого труда Н.М. Карамзина. Остальные четыре формируют временные рамки произведения. Но упоминаемые лица различны принципиально. Гостомысл — новгородский посадник, по преданию, завещавший призвать на княжение варягов, т.е. лицо легендарное или полулегендарное. Александр Егорович Тимашев был известен своими консервативными взглядами, возглавлял III отделение, а к моменту написания «Истории...» был назначен министром внутренних дел, так что, в отличие от Гостомысла, вполне реален, хотя и позабыт.

Произведение отличается остроумной художественной формой и обращено к юному читателю. Повествование, ведущееся от лица комичного «деда» — большого знатока русской истории — в сжатой и афористичной форме пытается дать ответ на извечный вопрос: почему нет порядка на Русской земле?

Открывается «История…» коротким эпиграфом: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». [5, с.213]И обманется доверчивый читатель, подумавший, что уже раскрыл загадку истории, она — в поисках достойного наряда для этой великой и обильной земли. Основной мотив «Истории…» выражен в рефрене, который повторяется после описания каждого царствования:

Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед,
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет. [5. С.213]

Листая страницы «Истории…», догадливый читатель поймет тонкий дедовский намек. Каждое царствование занимает в шуточной «Истории» особое место. Вот времена правления князя Владимира:

Он вдруг сказал народу:
«Ведь боги наши дрянь,
Пойдем креститься в воду!»
И сделал Иордань [5. С.215]

Следующий этап — татары «надели шаровары, приехали на Русь». Пережила история Руси и иго татарское.«Иван явился Третий» и «послал татарам шиш». Пришел «Иван Васильич Грозный — солидный человек ». «Такой завел порядок, хоть покати шаром!» А вот при Борисе «пошло все гладко», «чуть — чуть было порядка в земле он не завел».

Сатира отличается жесткими характеристиками русских монархов. Достаточно перечитать блестящие строки о Екатерине II, чтобы убедиться, что острый взгляд поэта сквозь поверхность явлений умел проникать в их сущность.

«Madame, при вас на диво
Порядок расцветет, —
Писали ей учтиво
Вольтер и Дидерот, —

Лишь надобно народу,
Которому вы мать,
Скорее дать свободу,
Скорей свободу дать».

«Messieurs, — им возразила
Она,— vous me comblez»,
И тотчас прикрепила
Украинцев к земле [5.С.217

Заканчивается «История государства Российского» ироническими словами о «зело изрядном муже» Тимашеве. А. Е. Тимашев — в прошлом управляющий Третьим отделением, только что назначенный министром внутренних дел, — осуществил якобы то, что не было достигнуто за десять веков русской истории, то есть водворил подлинный порядок. Нечего и говорить, как язвительно звучали эти слова в обстановке все более усиливавшейся реакции.

Основной тон сатиры, шутливый и нарочито легкомысленный, пародирует ложный патриотический пафос и лакировку прошлого в официальной исторической науке того времени. Здесь Толстой следует традициям Щедрина, его «Истории одного города» [1,с.98]

Главный художественный прием, при помощи которого Толстой осуществляет свой замысел, состоит в том, что о князьях и царях он говорит, употребляя чисто бытовые характеристики вроде "варяги средних лет" и описывая исторические события нарочито обыденными, вульгарными выражениями: "послал татарам шиш" и т.п. Толстой очень любил этот способ достижения комического эффекта при помощи парадоксального несоответствия темы, обстановки, лица со словами и самым тоном речи[3, с.9].

Не менее важную роль у Толстого играет ирония, проявляющаяся в противоречивом описании личности исторического персонажа и общей оценки его правления и деяний. Таков процитированный пример с Иваном Грозным: «серьезный», «солидный» и разумный царь довел страну до разорения. Слабые нервы и джентльменство Александра I никак не связаны с эпохой его правления и с чудесной победой над Наполеоном, упоминаемой в стихотворении.

Когда на нас в азарте
Стотысячную рать
Надвинул Бонапарте,
Он начал отступать.

Казалося, ну ниже
Нельзя сидеть в дыре,-
Ан глядь: уж мы в Париже,
С Louis le Dеsirе.

Не менее сильный комический эффект возникает благодаря введению в текст бытовых деталей, «случайных» и чуждых историческому повествованию:

Узнали то татары:
«Ну,- думают,- не трусь!»
Надели шаровары,
Приехали на Русь. [5. С.216]

Неоднократно использует поэт и макаронический стих, включая в текст на русском языке фразы на немецком и французском(So ging die Reihenfolge, Vous me comblez )

Толстой как юморист оказал существенное влияние на позднейшую поэзию; такой мастер шутки, как Вл. Соловьев, совершенно непонятен вне стилистики Толстого и Козьмы Пруткова. С другой стороны, многому мог научиться у Толстого и Маяковский, прекрасно знавший, по свидетельству современников, его поэзию.

“История государства Российского от Гостомысла до Тимашева” — необычное произведение, в котором писатель обратился к историческому прошлому России, чтобы с большей силой и гневом обличить современный ему государственный строй. Неудивительно, что поэма была напечатана только через пятнадцать лет — через восемь лет после смерти автора. Это сатира, бичующая народную пассивность и долготерпение, призывающая к активному действию. Произведение А.К.Толстого наполнено подлинными фактами и событиями русской жизни, за которыми видно чувство глубокой боли за родное отечество, чувство, тщательно замаскированное пародийно-комическим характером изложения и обилием исторических примеров, переосмысленных в контексте сатирического отображения действительности.

Список литературы

  1. Николаев Д.Л.Сатира Щедрина и реалистический гротеск.-М.:Художественная литература,1977.-358 с.
  2. Николаев Д.Л.Смех — оружие сатиры.М.:Искусство, 1967.-223 с.
  3. Ямпольский И.Г.А.К.Толстой. Вступительная статья/ Толстой А.К. Сочинения. В 2-х т. М.: Худож. лит., 1981.-с.5-9.
  4. Эйхенбаум Б.М.«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина // Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. ст— Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. — С. 455—502.
  5. Толстой А.К. Сочинения. В 2-х т. Т.1.Стихотворения.-М.: Худож. лит., 1981.-589 с.
  6. Белокурова С.П.Словарь литературоведческих терминов М:Паритет, 2007.-314 с.