Особенности управления процессом выявления и поддержки одарённых детей в общеобразовательном учреждении

№127-1,

Педагогические науки

В данной статье рассматриваются особенности управления процессом выявления и поддержки одарённых детей в общеобразовательном учреждении. Представлена модель управления процессом выявления и поддержки одарённых детей.

Похожие материалы

Современный этап развития системы образования России характеризуется переоценкой традиционных подходов к организации образовательного процесса, внедрением инновационных форм образования, ориентацией на личность ученика и построение учебно-воспитательного процесса с учетом запросов потребителей образовательных услуг.

Национальный проект «Образование» в целях и задачах определяет направление работы образовательных организаций до 2024 года. Это «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций»; это «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи...» [2]. Федеральные образовательные стандарты нового поколения ориентируют образовательные учреждения на работу с талантливыми и одаренными детьми и молодежью, что делает востребованными аналогичные компетенции педагогических кадров. Как считает ведущий научный сотрудник Психологического института РАО и главного редактора журнала «Способности и одаренность», В.С. Юркевич, в настоящее время, для того, чтобы предотвратить деградацию общества в эпоху духовного кризиса особенно остро стоит вопрос поддержки одарённых и талантливых людей — «духовной элиты» общества [3].

В этих условиях практика моделирования в средней школе работы с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится актуальным направлением управленческой деятельности. Управление процессом выявления и поддержки одаренного ребенка — неотъемлемый элемент модернизации и гуманизации современной образовательной практики в России.

Вместе с тем, общепризнанной проблемой образовательной практики в массовой школе признается ориентация на «среднего» ученика, усредненность условий образовательного процесса, а порою, и отторжение неординарности и талантливости. Исследователи проблемы одаренности указывают, что установка на массовое образование снизила возможность развития талантливости обучающихся. Поэтому вопросы сохранения и приумножения одаренности школьников должны носить всеобщий характер и ставиться перед педагогическим коллективом не только престижных лицеев и гимназий, но и перед средними школами. Например, традиционно компенсаторную функцию в получении знаний за рамками школьной программы, выполняют образовательные учреждения дополнительного образования.

В настоящее время существует относительно мало исследований, изучающих специфику управления процессом развития одаренности учащихся в контексте традиционной средней школы. Трудность заключается в том, что образовательный процесс, организованный с учетом этой задачи, должен, с одной стороны, соответствовать руководящим принципам и нормативам, установленными ФГОС, а с другой стороны, учитывать современные стратегии, формы организации, методы и приемы развития детской одаренности.

Задачей в средней школе является построение учебной и внеучебной деятельности, воспитательной работы так, чтобы любые индивидуальные характеристики ребенка, содержащие в себе ростки опережающего развития в определенной области, были замечены, развиты и реализованы в образовательной деятельности с этими детьми.

Работу с талантливыми детьми можно разделить на две формы: уроки и внеклассные занятия. Групповое обучение с другими детьми в классе способствует социальной адаптации одаренных детей, выполняет различные творческие задачи и способствует росту всех учащихся при участии в проектной деятельности. Позвольте мне это сделать.

Целенаправленную работу с одаренными детьми можно выстроить с опорой на их индивидуальные образовательные маршруты развития, в которых дети будут познавать многообразные сферы образовательной деятельности.

Под индивидуальным образовательным маршрутом понимают «путь самодвижения обучающегося от непонимания — к пониманию, от неумения — к умению, от незнания — к знанию» [1]. А также целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы, обеспечивает образовательную поддержку для их самоопределения и самореализации.

Определив в ребенке творческие задатки, при этом создавая ему мотивацию и учитывая его профессиональные планы на будущее, учитель выстраивает для него индивидуальный образовательным маршрутом, сочетающий необходимость выполнения основной учебной программы и исследовательской работы, при этом рассматривается личностная социальная адаптация. Здесь происходит этап самоопределения личности, а исследовательская деятельность является способом реализации индивидуальной образовательной траектории и служит проверкой адекватности выбора ребенка своих видов деятельности.

Управление процессом выявления талантливых детей и оказания им помощи требует использования методологического подхода, обеспечивающего организационную целостность этого процесса и достижение необходимого уровня роста учащихся. Сочетание системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов является достаточной методологической базой для решения подобных задач.

В разработке модели выявления и поддержки одаренных детей мы руководствовались актуальным для социума заказом на организацию получения образования талантливых и одаренных детей, а также на законодательство в сфере образования (таблица 1).

Таблица 1. Модель управления процессом выявления и поддержки одарённых детей

Социальный заказ на организацию получения образования талантливых и одаренных детей

Требования Государственных стандартов

Блоки модели

Программно-целевой

Цель: управление процессом выявления и поддержки одарённых детей

Задачи

Создание условий для создания и функционирования в ОУ процесса выявления и поддержки одарённых детей (повышения квалификации педагогов и развитие их мотивации, внедрение мониторинга одаренности учащихся, иные)

Разработка локальных актов, сопровождающих процесс выявления и поддержки одарённых детей («Положение о сопровождении одарённых детей», «Программа работы по сопровождению одарённых детей»)

Реализация в ОУ «Программы работы по сопровождению детей»

Организационно-управленческий

Уровни управления: стратегический, тактический, тактико-деятельностный

Субъекты деятельности: администрация ОУ, педагоги, учащиеся

-Управленческие действия по обеспечению взаимодействия цикловой методической комиссии и педагогического совета ОУ по выявлению и поддержке одарённых детей

-Деятельность педагогов и учащихся: учебная, внеучебная

Содержательно-процессуальный

Методологические основания: личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы

Принципы реализации модели: власти, единства распорядительства и руководства; централизации и инициативы; коллегиальности и разделения труда; вознаграждение персонала

Организационно-педагогические условия: психолого-педагогический мониторинг познавательных способностей учащихся; создание развивающей среды; стимулирование деятельности педагогов по активизации потребности детей в творческом саморазвитии

Результативно-оценочный

Результативность процесса выявления и поддержки одаренных детей в средней школе на уровне субъектов деятельности: администрации ОУ, педагогов, учащихся

Результат: создание в ОУ процесса выявления и поддержки одарённых детей

Таким образом, модель управления процессом выявления и поддержки одаренных детей в средней школе, включает: психолого-педагогический мониторинг познавательных способностей учащихся, создание развивающей среды и стимулирование деятельности педагогов по активизации потребности детей в творческом саморазвитии. В целом, выявление одаренности — это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений, участия профессиональных педагогов и психологов; организации развивающей и особой среды.

Список литературы

  1. Александрова Е.А. Индивидуальный образовательный маршрут // Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005. Вып. 5 (24). С. 52-53.
  2. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 01.06.2021).
  3. Юркевич В.С. Одарённые дети: сегодняшние тенденции, завтрашние вызовы. Психологическая наука и образование. 2011. -No4. С. 99-108.