Активные процессы в современном словообразовании

NovaInfo 128, с.32-34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Филологические науки
Просмотров за месяц: 14
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья посвящена одному из самых продуктивных и динамичных процессов в современном русском языке – словообразованию. В статье выявляются основные тенденции современного русского словообразования, анализируются их особенности, подчеркивается тесная взаимосвязь лингвистических и социокультурных факторов. Научная новизна работы состоит в попытке рассмотреть эти явления в языковых сферах различной функциональной направленности. В результате исследования выявлены общие закономерности таких значимых явлений, как агглютинация и суффиксация, подтверждена возрастающая роль закона языковой экономии, отмечено значительное влияние эмоционально-оценочного фактора в современном словообразовательном процессе.

Ключевые слова

ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА, СУФФИКСАЦИЯ, АГГЛЮТИНАЦИЯ, ПРОДУКТИВНЫЕ СПОСОБЫ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ЗАКОН ЯЗЫКОВОЙ ЭКОНОМИИ

Текст научной работы

Актуальность темы статьи определяется несколькими ключевыми позициями. Обогащение словарного запаса является одним из важнейших динамических факторов развития языка. Активно протекающие процессы в политике, экономике, общественной жизни, развитие науки и техники, распространение интернета — основные катализаторы речевых изменений. Лексика языка непрерывно совершенствуется в соответствии с внутриязыковыми законами и социокультурными факторами.[1, 32]

Проблема возникновения и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов, особенно в современную эпоху кризиса общественно-экономических институтов, отличительной чертой которой стала раскрепощенность языка, появление всевозможных новообразований, ослабление внутренней цензуры. Интенсивное пополнение словаря новыми словами, активное словопроизводство, отмечающееся в последнее время, являются факторами бесспорными, а необходимость их лингвистического исследования очевидна.

Пополнение словарного состава русского языка может осуществляться разными путями. Одним из них является заимствование слов из других языков, которое играет заметную роль в развитии его лексического состава. Однако основным средством пополнения словарного состава языка новыми словами является словообразование, то есть образование новых слов на базе собственного языкового материала.

Словообразование в высшей степени подвижно, в его системе заложен огромный потенциал, реализация которого практически не ограничена. Именно поэтому в активные периоды жизни языка оно наиболее продуктивно. [6]

Основными тенденциями современного русского словообразования являются рост агглютинации, усиление роли закона экономии речевых средств, а также тяготение к образованию эмоционально-оценочных моделей, которые на уровне словообразования поддерживаются или стимулируются социальными причинами. Так, ускорение темпов жизни усиливает действие закона речевой экономии, а рост эмоциональной напряженности в жизни общества активизирует процессы образования эмоционально-экспрессивных типов словообразовательных моделей. Исследуя различные аспекты этих базовых словообразовательных процессов, можно выявить некоторые особенности их протекания.

В современном языке отмечается значительный рост агглютинации с преобладанием интерфиксации, т.е. появлением внутреннего суффикса, который помогает «развести» неудобно сочетающиеся фонемы на стыке морфем. [5, с.7]

Сам термин « агглютинация» (от лат. agglutinatio — приклеивание) означает образование грамматических форм и производных слов путем последовательного присоединения к корню или основе слова грамматически однозначных аффиксов, при котором границы морфов остаются отчетливыми, без изменений. Агглютинация выявляется при образовании слов путем использования аффиксов, чаще всего суффиксов. В принципе, явление агглютинации, т.е. автоматического, без изменения, присоединения словообразующего суффикса к морфу производящего слова, для русского языка нехарактерно. В этом случае обычно происходит замена фонем в морфах, т.е. чередование звуков, например: рука — ручка, нога — ножка, соха — сошка (к -> ч, г -> ж, х -> ш). Такие замены при образовании слов исторически обусловлены фонетическими законами прошлых эпох жизни языка. В современном языке эти чередования обусловлены грамматически, поскольку возникают они на стыке морфем благодаря исторической «несовместимости» соседствующих фонем. Но в современном русском языке эта закономерность стала нарушаться, и в определенных позициях при словообразовании чередование исчезает. Так происходит агглютинация, т.е. автоматическое присоединение словообразующего элемента, без мены фонем. [1,с. 64]

В просторечии используется дополнительно еще один интерфикс -ш, он употребляется с суффиксами -н (у прилагательных) и -ник (у существительных): МГУ — эмгеушник, СНГ — эсенгешник, ГАИ — гаишник, КГБ — кагебешник; соответственно — эмгеушный, эсенгешный, гаишный, кагебешный.

Процессы агглютинации и их следствия оказались достаточно плодотворными для русского языка. Их активизация объясняется тем, что словообразовательная система унифицируется, а словообразовательные связи становятся более прозрачными. Наложение морфем упрощает словообразовательные модели, делает их более экономными, следовательно, процессы эти соответствуют внутренним потребностям языка. [1, с.213]

Суффиксация по-прежнему остается одним из наиболее продуктивных способов пополнения словарного запаса.. Так, исследователи отмечают активный рост отыменного словообразования, причем с наибольшей нагрузкой «работает» модель — на -ант: номинант, подписант, реабилитант.; растет класс абстрактных существительных на –ость, -изм и т.д.(русскость,совковость,креационизм,олигархизм и т.д.)

В современных медийных текстах также продуктивны суффиксы и суффиксоиды, пришедшие из других языков. Так, активно образуются существительные с суффиксом -изаци(я) с семантикой ‘сфера занятий, свойство, действие, состояние, в соответствии со значением мотивирующего существительного’[4, с.289]; «Обамизация» Трампа (заголовок)? Шломо Бен Ами, бывший министр иностранных дел Израиля, крайне недоволен непоследовательной позицией президента США по Ближнему Востоку (т/к «RТД». 14.02.17). [2, 293] Языковой материал свидетельствует о том, что словообразовательные неологизмы с суффиксом -изаци(я) называют социально значимое явление и довольно часто мотивируются собственными именами существительными.

Исследователи языка масс-медиа отмечают, что журналисты активно используют интернациональный суффиксоид англоязычного происхождения — гейт со значением ‘политический скандал’: «Лайки-гейт» продолжается: в пятницу стало известно еще об одном случае, который произошел в марте этого года («Коммерсантъ FM». 10.08.18). Данная морфема сочетается и с именами собственными: Шуруп Евгения Плющенко был общенациональной темой номер один, а, например, недавний Дзюба-гейт булькнул где-то на третьем плане («Sports.ru». 23.04.15); Особо показательным стал крупнейший для страны коррупционный скандал в министерстве здравоохранения. В прессе эту историю называли «Минздрав-гейт» («Взгляд». 18.08.18) [2,с. 294]

В суффиксальном словообразовании имен существительных заметно усилилось явление стилистической модификации, когда новые образования, не отличаясь семантически от мотивирующих существительных, оказываются стилистически окрашенными, причем в большинстве случаев эти вторичные наименования оседают в разряде сниженной лексики, например: сельдь — селедка, середина — середка, кино — киношка, компания — компашка, фото — фотка, штука — штуковина, шизофреник — шизик, тунеядец — туник, бронеавтомобиль — броник. Такие парные наименования наблюдались в языке и в рамках нейтральной лексики {ель — елка, скамья — скамейка, червь — червяк, слизень слизняк), но особенно продуктивным это явление оказывается в разряде стилистически окрашенной лексики. [5, с.8]

По- прежнему актуальны и приставочные способы словообразования. В ряде исследований отмечается, что наибольшую продуктивность обрели латинские приставки пост-, анти-, про- и русские после-, сверх-: постреферендумы, пророссийский, антидуховность; Так, журналисты активно используют приставку анти- с семантикой ‘что-либо противоположное, противопоставленное тому или направленное против того, что названо мотивирующим существительным’ (Лопатин, Улуханов 2016: 44): Шквал пёстрых телекриков и одна длинная громкая антимелодия, называющаяся «Евровидением», — всё это бесконечная потеря российского менталитета («Аргументы и факты». 31.12.16).Необходимо отметить, что префикс анти- активно присоединяется к именам собственным: Президентство закончилось неудачно, зато по прошествии времени Вудро Вильсон оказался в ряду наиболее выдающихся реформаторов американской истории. Чего добьëтся Трамп (по своим заявкам — анти-Вильсон), тоже неизвестно («Огонёк». 25.06.18); [2, с.294] Анализ практического материала показал, что в качестве мотивирующего может выступать как имя нарицательное, так и имя собственное. Активное производство словообразовательных неологизмов с префиксом анти- в текстах современных СМИ обусловливается дисгармонией в общественно-политической сфере.

Проявление закона языковой экономии вызвало к жизни такие процессы, как чересступенчатое словообразование, ср.: первый — первенство — первенствовать — первенствующий и диссидент — диссидентство — диссидентствующий, т.е. в словообразовательной цепочке отсутствует словообразующий глагол. Для масс-медиа и разговорной речи актуален процесс свертывания наименований: незавершенное строительство — незавершенка, Ленинградское шоссе — Ленинградка, наличные деньги — наличка. В результате действия закона экономии появляются «усеченные» слова: док (доктор), зам (заместитель), зав (заведующий), спец (специалист) и др.; активизируется аббревиация как продуктивный способ компрессии многословных наименований: ВТБ (Внешторгбанк), Барс (Банк развития собственности) и др. [5, с.14]

В современном словопроизводстве обнаруживается высокая доля оценочных и вообще экспрессивных моделей. Фонд экспрессивных средств языка активно пополняется под влиянием разговорной, просторечной и жаргонной сферы словоупотребления; в язык масс-медиа с ярко выраженной эмоциональной оценочностью все более втягиваются прежде периферийные языковые явления, в том числе и специфические словообразовательные модели. Социально ориентировано, например, образование наименований лиц, явлений современной действительности, несущих в себе отрицательное оценочное значение. Используются для всякого рода оценок имеющиеся модели, которые закрепляют специфические значения за определенными суффиксами, но при этом расширяется лексический материал, способный принимать эти суффиксы и их сочетания. Например, суффиксы отрицательной оценки -щин-а, -ух-а (по образцу «деревенщина», «голодуха») распространены в наименованиях общественно-политических течений, явлений социального плана, морально-этического и др.: беспредельщина, аномальщина, дедовщина, компанейщина; развлекуха и т.д.

Особенно много эмоционально-оценочных наименований лиц. Используются при этом наиболее распространенные суффиксы -щик, -ник, -ист, -ин: выступалыцик, маразматик, бесхребетник, подкаблучник, индивидуальщик, анонимщик, кабинетчик. [3, 115]

Исследование специфики словообразовательных процессов современности выявило заметную интенсивность их протекания. Словопроизводство как единство двух планов: формального (структурного) и семантического — проявило себя в настоящее время как наиболее активная сторона языковой системы. Несмотря на стабильность и традиционность основных способов и типов словообразования, количественные результаты словообразовательных процессов по числу полученных новообразований оказались очень значительными.

Читайте также

Список литературы

  1. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М.,Логос, 2003. — 304 с.
  2. Замальдинов В.Е. Новообразования в современных СМИ как сигналы речевого воздействия // Дискурсология и медиакритика средств массовой информации: сборник научных работ (по материалам международной научно-практической конференции, НИУ «БелГУ», 4–7 октября 2017 г.) / под ред. А.В. Полонского, М.Ю. Казак, С.В. Ушаковой. Белгород, 2017. С. 293-297.
  3. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. — М.: Языки славянских культур, 2008. — 232 с
  4. Лопатин В.В., Улуханов И.С. Словарь словообразовательных аффиксов современного русского языка. М.,ИЦ Азбуковник, 2016. — 812 с.
  5. Пушкарёва Н.В. Русский язык: активные лексические процессы в эпоху нестабильности // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Владикавказ, 2016. № 4 (24). С. 7-12.
  6. Ольховская А.И.Активные процессы в современном русском языке. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pushkin.institute/news/Olkhovskaya_Active%20processes%20in%20Russian1.pdf ,свободный — [9.09.2021]

Цитировать

Коптилова, А.В. Активные процессы в современном словообразовании / А.В. Коптилова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 128. — С. 32-34. — URL: https://novainfo.ru/article/18759 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться