Объектом исследования является разработка методики повышения количества сферических пар трения на примере износа роликов в новых роликоподшипниках [1]. Методика разработана в целях обеспечения возможности прогнозирования снижения нагрузки на сферические участки пар трения, уменьшения их момента трения за счет исключения площади контакта между телами качения. Технико-экономическим эффектом исследования является создания возможности достижения единого подхода к прогнозированию долговечности пар трения механических шаровых опор гибридных подшипниках качения, металлических имплантов, содержащих шаровые опоры, а также керамических, применяемых в других видах имплантов.
В основу данного исследования положена цель — доказательство возможности достижения технических требований к эксплуатационным характеристика бессепараторных и сепараторных роликоподшипников в одной конструкции и обеспечения свойства их такой гибридности [2].
Предметом исследования являются разработка модели износа выпуклых в сторону роликов полусферических эквидистантных поверхностей, выполненных в выемках торцевых сепараторов (торцевых защитных крышках) новых роликоподшипников. контактирующих с ответными эквидистантными поверхностями торцов роликов. Такие форма и расположение координирующих элементов направлены на решение задачи обеспечения повышенных характеристики роликоподшипников: при сохранении высокой скорости вращения, присущей сепараторным подшипникам и высокой нагрузки, возможность достижения которой обеспечивается путем увеличения количества роликов в однорядных одноярусных роликоподшипниках при сохранении их габаритов как у стандартных однотипных роликоподшипников.
Новизна исследования заключается в разработке модели износа для новых конструкций роликоподшипников [1] с элементами базирования роликов, выполненных в виде вогнутых полусферических эквидистантных поверхностей в выемках торцевых сепараторов, контактирующих с выпуклыми ответными поверхностями торцов роликов. Роль правого и левого сепараторов, собираемых в один общий сепаратор, выполняют торцевые защитные шайбы или специальные уплотнительные крышки. Они при сборке образуют контакт с эквидистантными поверхностями элементов базирования на торцах роликов подшипника, чем обеспечивают минимальное принудительное расстояние между роликами. Рассмотрен альтернативный вариант конструкции сепаратора, в котором элементами базирования роликов являются вогнутые в тело роликов соосные полусферические эквидистантных поверхности, выполненных в выемках торцах роликов В этом варианте исполнения подшипника роль сепараторов также выполняют торцевые защитные шайбы или специальные уплотнительные крышки, и контактирующих с эквидистантными поверхностями элементов базирования.
В основу доказательства возможности оценки износа таких сопряжений в шаровых опорах имплантов и подшипников качения положено понятие «износ сопряжения» [3]. Оно может характеризоваться различными законами изменения относительного положения сопряженных тел 1 и 2 при их износе и определяется одним или несколькими параметрами (рис. 1, 2) [3].
Рассмотрим законы изменения износа, характеризующиеся полусферическими формами контакта деталей в паре трения, на основе частичной идентификации порядка исследований, рекомендованного в статье [3].
![Вид специального роликоподшипника типа 2726 с торцевыми сепараторами: 1 — наружное кольцо; 2 — внутренне кольцо; 3, 4 — тело качения в виде ролика; 5 — сферический элементам координации на торце левого сепаратора (уплотнительной крышки подшипника); 6 — сферический элемент координации на торце ролика; 7- правый сепаратор (правая уплотнительная крышка подшипника) [6].](/res/c2ieydqnfy.jpg)
Конструкцию полусферических пар трения в бессепараторных подшипниках (рис. 1, 2), рекомендуют применять в механизмах как с малыми скоростями вращения валов и больших нагрузках, поскольку они имеют большее число тел качения, так и в высокоскоростных сепараторных роликоподшипниках с меньшим их числом [6].
Предлагаемый метод расчет износа осуществляется в соответствии с и рекомендациями [3] и авторскими исходными данными [2].
1. Определение закона изменения износа для полусферической формы поверхностей контакта пар трения координирующих элементов на телах качения и сепараторе с учетом рекомендаций [1, 3] как «износ сферического сопряжения» (рис. 2-3).
2. Идентификация схемы изменения износа сферическому сопряжению и схемы базирования тел качения роликоподшипника [1] с полусферическими поверхностями контакта координирующих элементов на телах качения, обращенными выпуклостью в сторону ответных эквидистантных внутренних координирующих сепаратора (рис. 2).или обращенными выпуклостью в сторону ответных эквидистантных внутренних координирующих элементов роликов (рис. 2. 3).
![Схема расположения силы Fс, действующей на тела качения с обращенными выпуклостью в сторону ответных эквидистантных внутренних координирующих лвой и правой частей сепаратора и сил Fс1: 1 — левый торцевой сепаратор (уплотнительная крышка); 2 — тело качения (ролик); 3 — элемент координации на полусферической поверхности торца ролика; 4 — элемент координации на полусферической поверхности торцевого сепаратора; R -1, 5 мм — минимальный размер элементов координации 3 на торцах роликов 2; Rʹ — максимальный предельный размер элементов координации 4 на торцевом сепараторе 1 [2]](/res/df457nbran.jpg)
Сила Fс возникает на координирующих полусферических элементах роликов, а уравновешивающие ее силы Fс1 возникают на координирующих полусферических элементах уплотнительных колец роликоподшипника, выполняющих роль торцевых правого и левого сепараторов [1, 2]. При фиксации по двум противоположным сторонам ролика он будет находиться в заданном положении при возникновении нагрузки Fс (рис. 2).
На рис. 3 представлен вариант выполнения форм контакта с выпуклыми в сторону координирующих элементов роликов полусферических координирующих элементов сепаратора.

Определение срока службы пары трения для роликоподшипников, которая определяется прочностью узла, характеристикой долговечности [6].
3. Определение направлений ОХ и ОУ вектора износа сопряжения и характерных закономерностей (рис. 4)

4. Разработка схемы зависимости между износом сопряжения полусферической поверхности 3 ролика U1-2 и износе эквидистантной ответной поверхности 4 левого сепаратора 1 U1 при линейном износе ролика U2 в направлении оси 0Х рис. 4 (аналогично оси ОУ, перпендикулярной оси ОХ- не показана). Возможен учет соотношения: , (табл. 4 поз. 2)
5. Составление уравнения суммы износов (табл. 4 поз. 2):
6. Определение необходимости использования выражения величины (рекомендация [2, 3]) относительного сближения изношенных деталей сепаратора 1 и ролика 2 через соотношение (табл. 4 поз. 2) (не применяется).
7. При принятии линейной зависимости между износом U и временем t, т.е. и постоянства скорости изнашивания в обоих направлениях вычислить ее величину ([3]).
8. Идентифицируя значение номинальной долговечности отдельного подшипника и величины времени t = 100 000 мин (рекомендация [3]);
t = L10 = 100 000 000 об., определяем, что при 1000 мин¹ или составит t = 100 000 мин.
9. Для каждого из сопряженных материалов при абразивном изнашивании определяется его скорость по формуле (см. табл. 4 поз. 2):
k1 ≠ k2 — коэффициенты, характеризующие материалы пары трения и условия изнашивания.
При k1 = 10-2 мкм/(ч Па м сˉ¹) и k2 = 5·10-2 мкм/(ч Па м сˉ¹) см. пример с применением коэффициентов k [7] (табл.3, 4):
При переводе единиц измерения секунда в метр в случае приятия условии, что k1 = k2 =0,00001;
γ1 = γ2 =0,00000000047м t, то U1 = U2 = γ1·t = γ2·t =0,00000047·100 000 = 0,0047 (м)
при k1 = k2 = 0,00005; γ1=γ2=0,0005·0,00670007 = 0,00000000235 мt.
10. Назначение радиуса R =1,5мм (рис. 1), угла α = 45º, cos α = 0,707; (табл.3, 4) .
11. Выражение свойства материалов пары трения для сопряжения, представленного в описании патента [1] с учетом величины
(5)
Для законов изнашивания (3)
(6)
Пусть ψ=1 (7)
12. Определение скорости относительного скольжения v в зависимости от геометрии полусферической формы поверхности координирующих элементов (см. рис. 1-4):
Примем ncp=5,53об. для дальнейших расчетов; n=ncp·1000 = 5530об/мин (табл. 3) .
13. Определение длины дорожки внутреннего кольца, аналогичного подшипника 2 732
Lmax=π·D·db =3,14·172=540 (9)
диаметр ролика d10рол=d = 32мм; диаметр отверстия внутреннего кольца
D = dв = 150мм; наружный диаметр D = dн = 215 (мм); толщина колец Sk =17 мм.
При качении без проскальзывания по дорожке D2 =183 мм среднее число оборотов ncp =5,53 об, приято для дальнейших расчетов; n = ncp ·1000 = 5530 об /мин. (табл. 3).

14. Из разработанной схемы (рис. 2) распределения сил Fc и Fc1, возникающих на координирующих полусферических элементах уплотнительных колец при n = 1000 минˉ¹, радиальная нагрузка на подшипник Fr = 30…50 кН; при Fc = 0,200…1,4 кН, откуда, Fc1 = 0,1…0, 7 кН [4] (табл. 1, 2, 3).
15. Идентифицируя значение номинальной долговечности отдельного подшипника и величину времени t = 100 000 мин; t = L10 = 100 000 000 об., что при 1000 об/мин составит t = 100 000 мин., где L10 — долговечность надежной работы при 90% вероятности надежной работы в партии, идентичных подшипников [3].
16. Определение внешней силы Р, связанной с удельным давлением р, распределенным по поверхности трения s, для цилиндрического роликоподшипника типа 2 726, при частоте вращения подшипника nв = 1 000 мин-1,радиальная нагрузка на подшипник Fr = 30…50 [5].
17. Составление схемы для определения износа полусферических поверхностей [3].
![Схема для определения износа полусферических поверхностей [2]](/res/hzl1sa6h60.jpg)
18. Вычисление площади шаровой поверхности (рис. 6): (табл. 4 поз. 6).
19. Назначение материалов для сопряженных тел при закономерностях абразивного изнашивания и их характеристик [3] k1 = k2 коэффициенты, характеризующие материал. Определение изменение угла z в пределах от α1 до α2.
Примем α1 = 20º и α2 = 25º, при двух вариантах применяемого материалах сепаратора и роликов: 1-й вариант назначения материалов пары трения- сепаратор 1 — бронза; ролик сталь ШХ15 HRc=62; 2-й вариант назначения материалов пары трения -сепаратор и ролик из стали ШХ15 HRc=62.
20. Первый этап расчета — определение характера эпюры удельных давлений.
21. Второй этап заключается в определении скорости изнашивания сопряжения γ1-2.
По формуле (поз. 3, табл. 4); В таблицы 2, 3 заносятся результаты варианта расчета, соответствующего наименьшему износу пары трения.
22. Третий этап расчета — определим форму изношенной поверхности как контакт по полусферам по четвертой части сферы (табл. 4 поз. 2):
Вариант 1 при k1 = k2 = 0,00001 по формуле
U1 = U2 = γ1·t = γ2·t (17)
имеем U1 = U2 = 0,00000047·100 000 = 0,0047 м
Из Формулы (1) U1-2·t= U1 + U2 = 0,000047 + 0,000047 =0,000095 (м)
Вариант 2
U1 = U2 = γ1·t = γ2 ·t =0,00000000235·100 000 = 0,0000235 м;
U1-2·t = U1 + U2 =0,0000235 + 0,0000235 = 0,000047 м;
23. Определение удельного давления при различных площадях контакта пар трения (табл. 4 поз. 6). Эпюра удельных давлений для шаровой поверхности и закона изменения (в данном случае закона котангенса, имеет большие значения ближе к оси вращения ролика).
Вариант 1. При контакте половиной поверхности сопряжения шара Sп.с. =2·π·R2 =2·3,142·0,0015·0,0015 = 0,00000225 (м²)
Вариант 2 контакта S · ¼ = 0,0000013 м² и тогда р = 156 Н/м²
В таблицах 2, 3 заносятся результаты варианта 2 расчета, соответствующего наименьшему износу пары трения.
Примем в качестве критерия расчетного результата наиболее благоприятный для работоспособности пары трения первый вариант. В таблицы 2, 3 заносятся результаты варианта расчета, соответствующего наименьшему износу пары трения.
Параметр подшипника | cosα=sinα | tgα = ctgα | α1 см. рис. 5 | α2 рис. 5 | α рис. 2 | R |
градус | градус | градус | градус | градус | м | |
2 726 | 0,707 | 1 | 20 | 25 | 45 | 0,0015 |
Тип подш-ка и параметр сопряжения | Р(Со) | Q0 | Fr | Fc1 | nср | n min | n max | ɣ1 | ɣ2 | ɣ1-2 |
Ед. измер. | Н | Н | Н | Н | мин ¹ | мин ¹ | мин ¹ | мt | мt | мt |
2 726 | 166000 | - | 30…50 | От 0.1min до 0,7max | 5530 | - | 1000 | 0,00000000235 | 0,00000000235 | 0,00000047 |
Примечание: сила Р по справочнику определяется как динамическая сила Со.
Тип подш-ка и параметр сопряжения | D | d | р | v | s | k1 | k2 | U1 | U2 | U1-2 |
Ед.измер. | м | м | Н/м² | м/мин | м² | ч Па м сˉ¹ | (ч Па м сˉ¹ | м | м | м |
2 726 | 222 | 158 | 156 | 0,0067 | 0,0000013 | 10-2 | 10-2 | 0,0000235 | 0,0000235 | 0,000095 |
Расчет износа полусферических пар трения сепаратора и ролика (рис. 6) выполнен в соответствии с рекомендациями [2, 3] и результаты его занесены в табл. 4.
Удельное давление при площадях контакта пар трения, определенных геометрическими параметрами ролика (табл. 4 поз. 6), эпюра удельных давлений для шаровой поверхности и закон изменения в данном случае отражающий закон котангенса, т. е. имеет большие значения ближе к оси вращения ролика, показаны на рис. 7.

Формула | Расчетная формула и численное значение | Размерность | Примечание |
1 | (см. формулу (1) [2]) | Н | |
2 | Ux1 + Ux2 =U1-2 = const. (см. формулу (2) [2]) | м | |
3 | (3) | м/мин | |
4 | (см. формулу (4) [2]) | м/мин | |
5 | v=2·π·ρ (см. формулу (5) [2]) | м/мин | |
6 | Площадь полного контакта шара Удельное давление вариант 1 Удельное давление вариант 2 | м² (Н/ м²) (Н/ м²) | |
7 | U1 =U2 = γ1·t = γ2·t = 2,35·10-9·100000 = 0,000235 | м | |
8 | U1-2 = U1 + U2 = γ1·t + γ2·t = 0,00047 | м |
Моделирование износа, записанное в виде алгоритма (ГОСТ 19.003-80)




Выводы
1. Осуществлена возможность разработки исходных данных в виде геометрической модели износа деталей с элементами координации тал качения для гибридных роликоподшипников и их сепараторов, которые можно использовать в приблизительном расчете характеристик износа пар трения, имеющих контакт в виде эквидистантных полусферических поверхностей [1].
2. Существует возможность расчета параметров износа деталей гибридных роликоподшипников с элементами координации тал качения по эквидистантным поверхностям их сепараторов, направленного на достижение возможности значительного улучшения их эксплуатационных характеристик перед стендовыми исследованиями [8].