Методика организации проектной деятельности, направленной на развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении английскому языку на среднем этапе

NovaInfo 24, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В работе рассматривается процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении английскому языку. Авторы представляют оригинальную методику организации проектной деятельности, направленной на развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении английскому языку на среднем этапе.

Ключевые слова

МЕТОДИКА, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, МЕТОД ПРОЕКТОВ, КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Текст научной работы

Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, обуславливает необходимость разработки новых результативных методик обучения, соответствующих требованиям данного стандарта. Одним из центральных понятий стандарта выступают универсальные учебные действия (далее — УУД). Таким образом, перед учителями встает новая задача — развитие УУД. Однако, приступая к решению данной задачи, учителя испытывают множеством затруднений, вызванных тем, что сам ФГОС не содержит рекомендаций по развитию УУД, а методические указания еще не разработаны в силу новизны ФГОС. В данной статье рассматривается процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий (далее КУУД), в связи с особой актуальностью данных УУД для урока английского языка. Одним из возможных путей развития КУУД, в том числе в рамках изучения английского языка, представляется метод проектов — широко распространенный на практике и достаточно подробно изученный и представленный в литературе. Метод проектов имеет множество целей, часть которых неразрывно связана с развитием коммуникативной культуры учащихся, что позволяет сделать предположение о том, что данный метод возможно использовать для развития коммуникативных универсальных учебных действий. В то же время, сама специфика изучения иностранного языка может способствовать развитию КУУД. Обильное количество заданий, предполагающих парную и групповую работу, составление диалогов, развитие монологической речи, подготовленной и спонтанной — такие условия должны способствовать развитию КУУД, а метод проектов, как один из достаточно активно используемых методов работы на уроке английского языка, должен только содействовать этому в силу своей специфики.

Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Использование метода проектов на уроках помогает научить школьников понимать звучащую речь на иностранном языке, сообщать собеседнику о себе, побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрение или неодобрение [1].

Метод проектов позволяет научить ориентироваться в информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, то есть учит учиться, а главное, учит умению общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности, развитию коммуникативных универсальных учебных действий. КУУД, в свою очередь, обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Каждый этап работы над проектом имеет свое содержание. Так, на первом этапе учитель проводит беседу с целью формирования представления о проекте, и интереса к нему. Учитель рассказывает о теме проекта, о том, какую работу должны будут провести учащиеся, озвучивает требования к работе. Учащиеся, в свою очередь задают уточняющие вопросы, о том, что им необходимо будет сделать в процессе работы над проектом.

На втором этапе организаций проектной и исследовательской работы производится выбор темы и цели проекта, (через беседу), определение участников проекта. Учащиеся, разделившись на группы, обсуждают тему и цели своего проекта: задают друг другу вопросы, пытаются из вариантов тем и целей, предложенных каждым выбрать те, которые будет интересны для всех участников группы.

На третьем этапе происходит определение источников информации, формы представления результата и распределение обязанностей среди участников проекта. Выбирая источники информации, учащиеся могут также обращаться за помощью к учителю. Участники в ходе обсуждения выбирают вариант готового продукта, при этом каждый пытается доказать свою точку зрения, но, так как работа не индивидуальная, необходимо прийти к общему мнению, устранить возникающие конфликты. Затем учащиеся составляют план своей работы и распределяют между собой обязанности. В случае возникновения трудностей на данном этапе, учащиеся могут обратиться за помощью к учителю, который должен помочь советом в разрешении разногласий и направить учащихся. В процессе всех обсуждений учащиеся как можно более подробно и полно высказываются в коллективном обсуждении. Следовательно, учащиеся могут оценивать правильность построения высказывания, поправлять друг друга или помогать выразить свою мысль или даже оценивать их.

На четвертом этапе происходит сбор и анализ информации; этап включает в себя работу в паре, в группе и индивидуальную работу. В ходе исследования учащиеся обсуждают вопросы о соответствии и необходимости найденной информации теме проекта. В случае если ранее определенные источники не подошли, то учащиеся пытаются выяснять в обсуждении, где возможно найти такую информацию. У учащихся также могут возникать конфликты в процессе работы на данном этапе, так как кто-то из членов группы будет считать, что найденная информация не подходит, а значит, что учащимся необходимо будет разрешать такие конфликты. В ходе работы на данном этапе учащиеся общаются между собой, а, следовательно, могут оценивать высказывания друг друга и помогать выразить свою мысль правильно на английском языке.

На пятом этапе оформляются результаты и выводы по проекту. Учащиеся подводят итоги работы, проведенной на предыдущих этапах. В процессе создания готового продукта у учащихся возникают разногласия, так как каждый хочет воплотить свою мысль. Но так как проект групповой, то всей группе приходится решать возникающие разногласия в ходе работы, когда появляются разные точки зрения.

Шестой этап представляет собой презентацию готового продукта. Учащиеся должны выступить перед аудиторией и наилучшим образом представить результат выполненной группой работы. Презентацию проекта необходимо устроить таким образом, чтобы это было понятно и интересно всей аудитории.

На седьмом этапе производится оценка результатов работы над проектом в коллективном обсуждении, а также и самооценка. Учащиеся оценивают выступления, указывают на ошибки в речи выступающих, высказывают свое мнение по отношению к увиденным проектам: что было удачно, а что стоит исправлять в будущем.

Таким образом, специфика этапов над проектом позволяет его использовать для развития КУУД, а также и результатов их развития. Исходя из этого, была разработана методика развития КУУД с применением метода проектов на уроке английского языка. Под методикой понимается описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах [2].

Целью разработанной методики является развитие компонентов КУУД. Задача методики — обеспечить мотивацию учащихся для выполнения проекта; определить темы, цели проекта, создать группы учащихся для работы над проектом; определить источники информации, форму проекта, обеспечить распределение обязанностей; провести сбор и анализ информации; сформулировать выводы и создать проекты; обеспечить подготовку публичного выступления и само выступление с презентацией; обеспечить коллективное обсуждение результатов проекта и самоанализ. Для достижения цели разработанной методики за исключением метода проектов используются методы игры, мозгового штурма; формы работы — фронтальная, групповая, парная, индивидуальная; средства — учебно-методический комплект, компьютер, проектор и др. Методика организации проектной деятельности, направленной на развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении английскому языку на среднем этапе представлена в Таблице 1.

Таблица 1. Методика организации проектной деятельности, направленной на развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении английскому языку на среднем этапе
Этап работы над проектомРазвиваемые КУУДРезультаты развития КУУД
1. Подготовка к работе над проектомПланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействияучащиеся умеют задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
учащиеся умеют адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
учащиеся умеют планировать общие способы работы.
2. Организация проектной и исследовательской работыПостановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информацииучащиеся умеют устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
учащиеся умеют использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
учащиеся умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
учащиеся умеют убеждать;
учащиеся умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
учащиеся умеют учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
учащиеся владеют устной и письменной речью
3. Работа по плануУмение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка речевых действий партнера.
учащиеся умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
учащиеся умеют аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
учащиеся умеют адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
учащиеся умеют убеждать;
учащиеся умеют работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
учащиеся умеют учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
учащиеся владеют устной и письменной речью
учащиеся умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
4. Исследовательская деятельностьПостановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка речевых действий партнера.
учащиеся умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
учащиеся умеют устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
учащиеся умеют аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
учащиеся умеют задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
учащиеся умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
учащиеся умеют адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
учащиеся владеют устной и письменной речью;
учащиеся умеют строить монологическое контекстное высказывание;
учащиеся умеют убеждать;
учащиеся умеют отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
5. Результаты и выводыРазрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализацияучащиеся умеют учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
учащиеся умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
учащиеся умеют устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
учащиеся умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
учащиеся умеют отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
учащиеся владеют устной и письменной речью
6. Представление готового продуктаУмение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникацииучащиеся умеют аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
учащиеся умеют адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
учащиеся владеют устной и письменной речью;
учащиеся умеют убеждать;
учащиеся умеют использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
учащиеся умеют отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи
7. Оценка результатов работыУправление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка речевых действий партнера;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
учащиеся умеют учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
учащиеся умеют устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
учащиеся умеют аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
учащиеся умеют строить монологическое контекстное высказывание;
учащиеся умеют убеждать;
учащиеся умеют использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Необходимо отметить, что развитие КУУД происходит также и при выполнении приемов, которые можно использовать и в ходе работы над проектом.

Так, для развития КУУД по планированию учебного сотрудничества рекомендуется использовать упражнение, суть которого состоит в том, что учащиеся должны будут взять интервью у своих одноклассников, в ходе которого они должны будут узнать о том, что они могут сделать для проектах. Далее, определить, кто какую работу по проекту будет выполнять. В завершении данного упражнения учащиеся должны будут убедить учителя утвердить учащихся для выполнения той или иной работы. (You and your team are going to create a project. You have to ask your teammates about their abilities. Then you should choose the most appropriate job for every of them and persuade your teacher that your choice is a correct one) [3, с.52].

КУУД по постановке вопросов в ходе работы над проектом можно развивать, задавая в группе вопросы по кругу, предложив строить вопросы по схемам при обсуждении темы и цели проекта, а также при выборе его формы и т.д. (Ask your teammate a question about… . Then he should ask a teammate next to him.); (Make up a question for your teammates, using a scheme).

При развитии КУУД по решению конфликтов эффективным может оказаться упражнение следующего характера, когда после завершения работы над этапом (например, на 3-5 этапах) проекта, учащиеся должны ответить на вопросы о том, насколько успешна была их работа. (How successfully do pupils work in groups? What are the advantages of group work? What do pupils need to make their work in groups more effective?) [4, с.24].

КУУД по управлению поведением партнера по иноязычному общению можно отрабатывать, дав учащимся установку оценивать, все ли было понятно в их разговоре, какие ошибки в произношении, грамматике, выборе лексики или построении предложений допустил партнер по общению, какие рекомендации они дали бы друг другу. Примечательно, что важно самим ученикам разработать правила работы в паре и группе. Учитель должен во время оказывать помощь и предлагать необходимые языковые и речевые средства, оказывать любую необходимую помощь учащемуся, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения [5].

КУУД по умению с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли на иностранном языке возможно с помощью следующих упражнений. Для развития данного КУУД в разрезе построения монологических высказываний при выполнении проекта используют такие упражнения, как построение предложений по моделям, рассказ о созданном проекте, поделиться впечатлениями (Make up a sentence using a model / Tell your classmates about your project / share your impressions about projects with your classmates). Упражнения для развития умения аргуметировать свою позицию могут быть следующими: расскажи как можно больше о том, что ты умеешь делать / tell as much as possible about what you can do; убеди свою группу, что можешь выполнить эту работу (persuade your teammates that you are capable of doing this job). Для развития данного КУУД в разрезе владения диалогической формой речи рекомендуется выполнение заданий как обсуждение темы проекта, источников информации, форму проекта и т.д. (Discuss in your groups the theme of your project / sources of information / form of your projects) [6].

Можно заметить, что все КУУД прорабатываются не на одном этапе, а на нескольких этапах работы над проектом. Так, КУУД по планированию учебного сотрудничества развивается на первом и третьем этапах; по постановке вопросов на втором, третьем и четвертом этапах; по умению выражать свои мысли — на третьем, шестом и седьмом этапах; по разрешению конфликтов — третий, четвертый и пятый этапы; по управлению поведением партнера — на третьем, четвертом и седьмом этапах. Этот факт позволяет развивать каждое КУУД в ходе работы над одним проектом. Итогом развития КУУД являются результаты, которые, (в условиях отсутствия описания данного аспекта в ФГОС) школы разрабатывают сами. Такие результаты также могут прорабатываться на нескольких этапах работы над проектом. Стоит отметить, что развитие КУУД и результатов их развития возможно при условии, что работа над проектом будет осуществляться достаточно продуманно, то есть должно быть уделено достаточно внимания и времени работе над каждым этапом проекта. Из этого можно сделать вывод, что для эффективного развития КУУД на уроках английского с использованием метода проектов, последний должен применяться регулярно. Так, например, во многих УМК (например, Spoltight, New Millenium English) проекты предлагается делать по завершении изучаемой темы и в ходе ее изучения, что позволяет использовать метод проектов 2-3 раза в четверть.

Читайте также

Список литературы

  1. Матвеева С.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через проектную деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/formirovanie-kommunikativnyh-universalnyh (дата обращения: 23.04.2014)
  2. Ильина Е.Н. Методика и технологии социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://5fan.ru/wievjob.php?id=22097(дата обращения: 15.05.2014)
  3. Сысоев П.В., Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / П.В.Сысоев, В.В.Сафонова // Иностранные языки в школе. – 2005. – №2. – с.56-48
  4. Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе / В.В.Сазонова. – М.: Еврошкола, 2001. – 45 с.
  5. Серова Н.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/115-1-0-4202 (дата обращения: 10.05.2014)
  6. Шиконенко А.В. Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=163&Itemid=57 (дата обращения: 10.05.2014)

Цитировать

Соловьёв, Д.Н. Методика организации проектной деятельности, направленной на развитие коммуникативных универсальных учебных действий при обучении английскому языку на среднем этапе / Д.Н. Соловьёв, Е.Ю. Сутина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 24. — URL: https://novainfo.ru/article/2150 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться