Для современных подростков характерно наличие различных форм нарушений общения. Одной из наиболее значимых форм нарушений общения является буллинг. Негативные последствия возникновения данного явления среди подростков создают актуальность его исследования.
В науке отсутствует единое определение буллинга. Основоположник исследований буллинга D. Olweus под буллингом понимается целенаправленное агрессивное поведение, которое сопровождается дисбалансом сил [3]. В отличие от данной точки рения, мы полагаем, что буллинг является не типом поведения, а формой взаимодействия, в котором реализуются следующие типы девиантного поведения: агрессивное, виктимное, конформное. Таким образом, в буллинг структуру входят булли (обидчик), жертва, свидетель. Учитывая все вышесказанное, под буллингом понимаем форму конфликтного деструктивного взаимодействия, в процессе которого со стороны булли в отношении жертвы и в присутствии свидетелей осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия. Буллинг возникает в случае реализации обидчиком намерения по повышению и поддержанию статуса в школьном классе. Для того чтобы у булли была возможность достигать высокий статус в группе насильственными действиями необходимы особые характеристики школьного класса, к которым относим: отсутствие или антисоциальное содержание групповой деятельности; принцип доминированиякак основа взаимодействия в группе; групповая иерархия формируется по критерию силы ее участников; желаемый социальный статус достигается через унижение и ущемление интересов других участников группы.. Таким образом, возникновение буллинга определяется совокупностью индивидуальных и групповых факторов.
Выдвинутая нами точка зрения на возникновение буллинга и его характеристики создает необходимость определения критериев и показателей диагностики буллинга среди школьников подросткового возраста, соответствующих данной точке зрения.
Проблема выстраивания системы критериев остается актуальной, так как нет общепринятых определений понятий «критерий» и «показатель». Советский энциклопедический словарь трактует критерий как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификации чего-либо. В педагогической литературе критерий характеризуется в целом как средство, с помощью которого изменяются, или выбираются альтернативы; а также как эталон, на основе которого осуществляется оценка. Выступая в роли нормы, мерила, критерий служит идеальным образцом, выражает высший уровень изучаемого явления. Сравнивая с ним реальные явления, устанавливают степень их приближения к норме. Показатель понимают как конкретный измеритель критерия, делающий его доступным для наблюдения и измерения. Главная характеристика показателя — конкретность, позволяющая рассматривать его как более частное по отношению к критерию. Из этого следует, что один и тот же критерий может иметь несколько показателей.
Критерии и показатели должны удовлетворять следующим требованиям:
- являться объективными, то есть независимыми от личных качеств исследователя;
- включать самые существенные аспекты исследуемого объекта или явления;
- формулироваться коротко, ясно и точно;
- измерять именно то, что хочет проверить исследователь.
Критерии должны отражать содержание изучаемого явления. Буллинг среди школьников подросткового возраста проявляется в поведении его участников и в характеристиках малой группы, в которой он возникает (зачастую данной малой группой является первичный коллектив обучающихся — школьный класс). Таким образом, нами выделены два типа критериев: поведенческие критерии, в который входят следующие критерии: агрессивное, виктимное и конформное поведение и групповой критерий.
Показателями критерия «агрессивное поведение» являются: длительные повторяющиеся агрессивные действия по отношению к заведомо более слабому члену коллектива — жертве; ведущим мотив агрессии булли выступает стремление занять высокий социальный статус в группе; различные виды агрессии, используемые булли (вербальная агрессия, физическая агрессия, вымогательство, шантаж, распространение ложных сведений, порочащих честь и достоинство жертвы, косвенная агрессия (групповой бойкот) и др). Показателями критерия «виктимное поведение» являются: физическая слабость; заниженная самооценку;несфомированность социальных умений. Показателями критерия «конформное поведение» являются: присутствие в инцидентах буллинга, без осуществления насильственных действий.
Так как на возникновение буллинга влияют групповые характеристики, был выявлен групповой критерий. Показателями данного критерия являются следующие: отсутствие или антисоциальное содержание групповой деятельности; взаимодействие в группе строятся на принципе доминирования;групповая иерархия формируется по критерию силы ее участников; желаемый социальный статус достигается через унижение и ущемление интересов других участников группы.
Для изучения проявления факторов возникновения буллинга среди школьников подросткового возраста были подобраны методы и методики, соответствующие критериям и показателям диагностики. Для исследования показателей поведенческих критериев предлагается использовать такие методики как: карта наблюдений Дж. Стотта, опросник А. Басса. А. Дарки.
Измерителями показателей группового критерия являются метод социомтерии Дж. Морено, методика социально-психологической самоаттестации малой группы как коллектива (СПСК) (автор: Р.С. Немов).
Для того чтобы сократить время исследования и корректно оценить действия подростка мы предлагаем осуществлять стандартизированное наблюдение с использованием методики «карта наблюдений»Д. Стотта. Данная методика позволяет выявить характер дезадаптации ребенка. Осуществлять наблюдение за поведением подростков нужно на уроках, во внеурочное время (в процессе осуществления внеклассных образовательных мероприятий) [2].
Для определения уровня и видов проявляемой агрессии, мы предлагаем использовать широко распространенный в зарубежных и отечественных исследованиях опросник А.Басса и А. Дарки. Данный опросник состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен дать ответ "да" или "нет". По числу совпадений ответов респондентов с "ключом" подсчитываются индексы различных видов агрессивности и враждебных реакций. Формулировка утверждений в данном опроснике позволяет ослабить влияние общественного одобрения или неодобрения ответа подростка. У большинства респондентов не возникает затруднений с пониманием утверждений, что делает опросник пригодным для использования в данной возрастной группе[2].
Предложенная карта наблюдений Д. Стотта, и опросник А. Басса и А. Дарки также позволяют исследовать виктимные и конформные поведенческие проявления.
Использование социометрического метода позволяет осуществить: «изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе и ее социально-психологического климата» [1, 122]
Методика социально-психологической самоаттестации малой группы как коллектива (СПСК) (автор:Р.С. Немов) позволяет исследовать всю систему отношений в школьном классе, выявить уровень развития коллектива. Она позволяет графически представить систему отношений, существующих в группе, выделить среди этих отношений наиболее и наименее развитые.
Итак, критерии, показатели и измерители позволят в дальнейшем осуществить диагностику буллинга среди школьников подросткового возраста в соответствии с точкой зрения на природу и основные характеристики буллинга, предложенной нами в статье.