Значение профосмотров в выявлении грибковых заболеваний среди работников железнодорожного транспорта калининградской области

NovaInfo 3, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Медицинские науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В настоящее время, несмотря на высокий научно-технический уровень производства, сохраняется комплекс профессионально вредных факторов условий труда работников железнодорожного транспорта. Основными из них являются: тяжелый физический труд, нередко сопровождающийся травмати-зацией кожи конечностей, наличие шума, вибрации, токсических веществ в воздухе рабочей зоны — пары креозота и др., переохлаждение, вынужденная поза. Фактором риска заболевания микозами стоп является ношение закрытой резиновой обуви по производственной необходимости при выполнении работ.

Ключевые слова

МИКОЛОГИЯ, МЕДИЦИНСКАЯ МИКОЛОГИЯ, БЖД, ГИГИЕНА, САНИТАРИЯ, МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ ГРИБЫ, МИКРОМИЦЕТЫ, ПРОФОСМОТРЫ, РАБОТНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ГРИБКОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, МИКОЗЫ

Текст научной работы

Микология — наука о грибах — изучает эукариотные, гетеротрофные организмы, отличающиеся дифференцированными тканями, клеточными стенками, а также спорами, служащими для распространения.

Первое упоминание о грибах имеется уже у Теофраста (3 век до н.э.).

Грибы — эукариотные гетеротрофные одно- или многоклеточные организмы без дифференциации на органы с соответствующими характерными для них тканями. Они составляют особое царство живых организмов — Mycota. Это — неподвижные организмы; подвижными бывают только отдельные стадии в цикле развития [1].

С грибковыми инфекциями (микозами) цивилизация познакомилась в глубокой древности. Начало изучения микозов в медицине относится к античной эпохе. Молочница была описана Гиппократом и Галеном, парша (фавус) и инфильтративно-нагноительная трихофития — Цельсом, а современное название дерматофитий (Tinea) появилось в Древнем Риме.

Изобретение микроскопа, развитие ботаники, а затем микологии и учения об инфекциях, позволило к середине 19 века открыть возбудителей дерматофитий, кандидоза и плесневых микозов. На рубеже 19 — 20 веков были описаны почти все основные микозы человека и их возбудители.

Вторая половина 20 века сопровождалась значительным ростом заболеваемости микозами. Миграции населения и изменение образа жизни в индустриальных регионах привели к распространению дерматофитий. Этот рост не удалось остановить даже после внедрения эффективных терапевтических средств. В настоящее время дерматофитии поражают

5-20% всего взрослого населения [2]. Далеко нередки кандидоз слизистых оболочек и разноцветный лишай.

Не остались в стороне и глубокие микозы. Лечение антибиотиками, а затем и СПИД дали шанс стать возбудителями глубоких микозов обычным, ранее казавшимся безобидным грибам, распространённым в окружающей природной среде.

Всё это привело к тому, что сейчас список потенциальных возбудителей микозов включает уже более 400 видов грибов. Описания новых видов появляются с каждым годом. Как правило, новые возбудители вызывают похожие инфекции с картиной роста случайного гриба-возбудителя в организме, лишённом иммунной защиты.

Возрастающая значимость микозов всё время заставляла совершенствовать методы их диагностики и лечения, применяясь к новым возбудителям и формам инфекции [2].

В настоящее время, несмотря на высокий научно-технический уровень производства, сохраняется комплекс профессионально вредных факторов условий труда работников железнодорожного транспорта. Основными из них являются: тяжелый физический труд, нередко сопровождающийся травмати-зацией кожи конечностей, наличие шума, вибрации, токсических веществ в воздухе рабочей зоны — пары креозота и др., переохлаждение, вынужденная поза. Фактором риска заболевания микозами стоп является ношение закрытой резиновой обуви по производственной необходимости при выполнении работ.

Учитывая перечисленные профессиональные вредности, к состоянию здоровья лиц, работающих в профессиях и на должностях, связанных с движением поездов, предъявляются определенные требования. У них не должно быть заболеваний и состояний, существенно снижающих надежность системы «человек — машина» в звене «человек», т.е. снижающих безопасность движения.

Медицинский отбор в профессии и на должности, связанные с движением поездов, регламентирован приказом «О медицинском освидетельствовании работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов». Настоящий приказ предписывает начальникам железных дорог и других хозяйственных единиц железнодорожного транспорта направлять на медицинский осмотр лиц, связанных с движением поездов, и не допускать их к работе без положительного решения врачебно-экспертной комиссии о профпригодности. Согласно данному приказу, медосмотр проводится ежегодно, в комиссию входит также врач-дерматолог. Отдельная статья предусматривает ограничение допуска к работе лиц с инфекционными, в том числе микотическими, заболеваниями. Такие больные подлежат санации и диспансерному наблюдению.

Например, в 2006 году дерматологами дорожно-консультативного диагностического центра (Дорожная клиническая больница, г. Калининград) осмотрено 1959 человек, что составило 54,3% от всех посещений. Основную массу обратившихся составили работающие железнодорожники, из них мужчин — 1212 (62%), женщин — 747 (38%). Микотическое поражение гладкой кожи и ногтевых пластин выявили у 419 пациентов (21,4%), из них мужчин — 352 (18%), женщин — 67 (3,4%) от общего числа пациентов, проходивших медицинскую комиссию. Диагноз грибкового поражения подтверждался микроскопически. Культурального обследования не проводили. Давность заболевания варьировала от 6 месяцев до 15 лет. Всем больным назначали лечение современными лекарственными препаратами: нафтифин (экзодерил), тербинафин, интраконазол и др., затем наблюдали в динамике. Больные с линии были переданы на диспансерный учёт в узловые поликлиники железной дороги.

В связи с высокой распространенностью микотической патологии среди работников предприятий железнодорожного транспорта можно заключить, что она зависит от профессиональных факторов риска. В связи с тем, что вредные факторы производства имеют постоянный характер, снижения количества грибковых заболеваний можно достичь лишь своевременным выявлением больных в ходе проведения обязательных профессиональных осмотров с последующей санацией и диспансерным наблюдением.

Несомненно, необходимы профилактические, в том числе санитарно-гигиенические мероприятия.

Читайте также

Список литературы

  1. Медицинская микология. Руководство для врачей / В.А. Андреев, А.В. Зачиняева, А.В. Москалёв, В.Б. Сбойчаков / Под ред. проф. В.Б. Сбойчакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 208 с.
  2. Грибковые инфекции. Руководство для врачей / А.Ю. Сергеев, Ю.В. Сергеев.- М.: Бином-Пресс, 2003.- 440 с.

Цитировать

Зачиняев, Я.В. Значение профосмотров в выявлении грибковых заболеваний среди работников железнодорожного транспорта калининградской области / Я.В. Зачиняев, И.И. Мирошниченко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2011. — № 3. — URL: https://novainfo.ru/article/226 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться