Организация исследовательской деятельности студентов: алгоритм подготовки доклада

NovaInfo 26, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Автор описывает алгоритм подготовки доклада.

Ключевые слова

АЛГОРИТМ, ОБУЧЕНИЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, ДОКЛАД, КОНФЕРЕНЦИЯ, ПРОЕКТ, ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Текст научной работы

Согласно стандарту образования и рабочей программе, научно-педагогические и педагогические работники проводят научно-исследовательскую работу со студентами, одна из форм которой подготовка и защита рефератов по предмету. В нашем случае, после подготовки реферата студенты «защищают» его, выступая сначала перед одногруппниками, а затем — лучшие рефераты — на научно-практической конференции, а также пишут тезисы и статьи по подготовленным материалам. Вся эта работа проводится под непосредственным кураторством преподавателя.

При общей загруженности и нежелании студентов «встречаться» с преподавателем во внеурочное время, организационная сторона вопроса весьма проблематична. Проблема подготовки и защиты студенческих докладов не однозначна, например, для преподавателей иностранных языков еще и по тому, что она подразумевает — обучать студентов умениям и навыкам правильно излагать свои мысли на иностранном языке, при неумении делать это на русском. В помощь преподавателям при подготовке студенческих докладов был разработан и внедрен в учебный процесс раздаточный материал (Табл. 1).

Таблица 1. Раздаточный материал для подготовки студенческих докладов

раздаточный материал для преподавателя

Раздаточный материал для студента

1.

Таблица этапов подготовки доклада

 

2.

Таблица распределения времени

 

3.

Рекомендации к памятным листкам

Памятные листки к этапам

При составлении которого мы исходили из поставленной перед нами задачи — помочь преподавателям подготовить хорошие студенческие доклады в удобное (по возможности) для всех время, например, во время индивидуальных или учебных занятий. Результаты работы по данному алгоритму показали, что он позволяет сократить время, затрачиваемое на подготовку докладов и, при этом, не только дает возможность добиваться позитивного результата, но еще и вносить "нотку" творчества в данный процесс. Данный вид работы проходит поэтапно (V этапов), в форме консультаций, где преподаватель выступает лишь в роли консультанта, советчика и может варьировать ход и длительность каждого этапа в зависимости от наличия времени и личных успехов студента (Рис. 1).

Рисунок 1.

Для того, чтобы добиться высоких показателей, правильно организовать и распределить время. Преподавателю целесообразно выделить студенту достаточно времени на необходимых на исследования, формулирование основных моментов того, что он хочет сообщить, разработку логической структуры, необходимой для изложения и поддержки своих идей.

На предварительно проводимой консультации студенту объясняется, что время на доклад зависит от его формы, что на устное сообщение требуется примерно на 25% больше времени, чем на репетицию. Репетируя, нужно убедиться, что речь можно изложить за отведенное время, не сбиваясь на скороговорку в заключении. Определяя длительность речи, следует объяснить, что наиболее эффективными являются 20 мин. выступления (средний промежуток времени, когда человек сохраняет внимание) — плюс 10 мин. для ответа на вопросы.

Таблица 2. Распределение времени на доклад

Структура

время

Цели, задачи доклада

1.

Общее вступление

2 — 3

мин.

привлечь внимание, создать атмосферу доверия и расположения, предварить основную часть, кратко сообщив ключевые положения доклада

2.

Основная часть

14 — 16 мин.

избегать бессвязности, опускать не относящиеся к теме комментарии, приступая прямо к делу — кратко осветить ключевым положения доклад

3.

Заключение

2 — 3

мин.

повторить основные положения, сделав выводы, сформировать четкое представление о цели доклада

Преподаватель вместе со студентом выбирает тему, форму длительность и матрицу доклада, тип аудитории, с которой ему предстоит общаться.

Таблица 3. Матрица доклада

СЕРЬЕЗНОЕ И ОФИЦИАЛЬНОЕ

ОФИЦИАЛЬНОЕ, НО НЕСЕРЬЕЗНОЕ

СЕРЬЁЗНОЕ, НО НЕОФИЦИАЛЬНОЕ

НЕСЕРЬЁЗНОЕ И НЕОФИЦИАЛЬНОЕ

Определив форму доклада, например — «серьезную, но не официальную», т.к. защита будет проходить перед одногруппниками (официальное общение не вызовет у аудитории позитива). Рассматриваются основные моменты подготовительного этапа, с помощью Памятного листка №1, который поможет определить то, чего он хочет добиться, т.е. определить свою цель (проинформировать, убедить и т.д.), задачи, тип аудитории (знание аудитории играет важную роль в выборе типа и объема требующегося вспомогательного материала), разработать и отработать основные положения доклада. Определяются сроки следующей консультации.

Студенту рекомендуется сделать доклад сжатым и подчиненным четкой цели, структуре, логичным, последовательным и доступным, развивая каждый пункт, излагать его в свободной и непринужденной манере, использовать удобные способы стимуляции творческого воображения с помощью наглядности и преимущества аспектов человеческой памяти — эффектов первенства и. новизны. Основная структура доклада разбирается на следующей консультации, преподаватель рекомендует студенту: не стремиться при составлении доклада к тому, чтобы содержание с первого же раза было на 100 % правильным, т. к. редактировать текст гораздо легче, чем сочинять, отложить правку до тех пор, пока он не запишет все свои идеи. Если студент не может определить, с чего ему следует начинать,рекомендуется записывать все свои мысли, имеющие отношение к теме.

Предварительный набросок доклада составляется студентом с помощью Памятного листка №2, где ему нужно написать последовательность заголовков, каждые из которых будут сопровождаться соответствующим списком ключевых пунктов. После того, как студент получит наглядную структуру сообщения, он определяет, не отклонился ли он от темы(более 6 ключевых пунктов под каким-либо заголовком — показатель того, что он углубился в лишние подробности). Полученные заголовки разбиваются на несколько подтем, ограниченныесодержанием только тех пунктов, которые действительно нужно знать аудитории. Предварительный набросок разбирается вместе.

Получив Памятный листок №3, студент приступает к созданию макета доклада, пишет вступление,описывает цели, кратко указывает темы. Рекомендуется использовать при написании позитивные слова и выражения, передающие уверенность, демонстрирующие слушателям обращение лично к ним (в П/л №3 они фиксируются), словесные картины, подчеркивающие ключевые идеи. Рекомендуется не использовать слова и фразы, которые могут быть восприняты как неискренность или обман. Преподаватель указывает, что излагать каждую тему нужно кратко, делать записи быстро — обеспечит творческое настроение и естественное звучание слов, записывая, не останавливаться, чтобы перечитать, исправить (отвлекает внимание и мешает творчеству), проговаривать мысли вслух (устранит преграды на пути воображения и поможет написать текст легкий для произношения). Приводится, пункт за пунктом, резюме основной части. Проверяя, получились ли выводы четкими и убедительными, объяснить, что четкое знание того, что именно сказать в заключении, поможет аудитории запомнить основные идеи лучше.

Рецензируя макет сообщения, преподаватель помогает студенту удалить все лишние слова и фразы, не несущие информации, например: «На подготовку доклада затрачена масса времени и сил», т.к. слушателей интересует не процесс написания, а результат. Разбирается, с помощьюПамятного листка№4, как излагаются мысли, рассматриваются ли проблемы и ключевые положения кратко, ясно и точно (не более 3-х); представлены ли только те идеи, которые слушатели смогут воспринять. Проверяется, составлено ли сообщение простым и понятным. Определяется, не отклонился ли студент от темы, четко ли сформирована главная цель, хорошо ли спланирована структура. Преподаватель предупреждает, что текст для чтения отличается от текста, для произношения вслух и предложения, легко читающиеся, когда читается текст про себя, звучат неестественно, произнесенные вслух. Разработается собственная манера речи, со словами и предложениями, не вызывающими затруднений. Преподаватель помогает студенту выразить мысли так, чтобы фраза получилась простой, т.к. непринужденный и свободный стиль быстрее освоится. Планируется и тщательно обдумывается основная часть сообщения:проверяется, можно ли изложить речь за отведенное время. Продумывается вспомогательный материал. Объясняется, что глубокое знание предмета поможет: укрепить уверенность в себе и снимет волнение, облегчит выступление и снизит шансы столкнуться с аспектом, выходящим за границы знаний, снизит вероятность того, что студент забудет ключевые положения сообщения. Прежде чем принимать решение о включении в сообщение информации, анализируется: имеет ли она отношение к теме; точна, нова, приемлема и значима для аудитории.

Последняя проверка — завершающий этап подготовки доклада. Выдается Памятный листок №5, с помощью которого студент отвечает на вопросы:

  1. Логична структура сообщения? Есть у него начало, середина и конец?
  2. Составлено оно так, что будет легко и удобно его излагать?
  3. Подкрепляются ли предложения точными фактами и цифрами?
  4. Поймет ли аудитория используемые термины?
  5. Является ли каждое слово в сообщении правильным и точным?
  6. Приводит ли сообщение к четкому и запоминающемуся выводу?

Нужно убедиться, что студент в полной мере понимает материал и тщательно обдумал выводы, которые должны быть логичны и подтверждены фактами. Выясняется намерения и цель, добился ли он цели, а также является сообщение важным и интересным. Оценивается, предполагаема аудитория. Проверяется, отвечает ли выбор стиля ожиданиям и опыту аудитории, т.к. обращаясь к группе людей, нельзя проявлять пренебрежение к большинству, ставя своей целью наименьший общий знаменатель. Нет смысла передавать сообщение, которое будет понятно только абсолютному меньшинству присутствующих. Размер аудитории влияет на стиль общения — в маленькой подход может быть более интерактивным и менее официальным, чем при большой аудитории.

Репетируется выступление перед аудиторией, которая позволит получить объективную и честную оценку, в данном случае — это одногруппники. При необходимости вносится изменения в текст речи.

Таблица 4. Образцы Памятных листков

Памятный листок № 2

Подготовка к составлению доклада

Выберите тему.

Определите: длительность доклада; тип аудитории, форму выступления.

Выберите матрицу сообщения (таблица 3)

Определите цель и задачи: ознакомить, проинформировать, убедить, проинформировать и убедить, обосновать, доказать.

Определите структуру:

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Напишите пункты,развивающие идеи логично, последовательно, доступно.

7. Сделайте эти пункты:

  • сжатыми,
  • подчиненными четкой цели.

Стимулируйте творческое воображение, используя преимущества аспекты памяти, эффект первенства и новизны.

Памятный листок № 2

Составление предварительного наброска

1. Разберите основную структуру:

1) сделайте предварительный набросок

Делайте записи быстро — сохранит творческое настроение и естественное звучание слов.
Не останавливайтесь при написании — отвлекает внимание и мешает творчеству.
Проговаривайте мысли вслух, поможет написать текст легкий для произношения.
Не стремитесь к 100% успеху с первого раза.
Редактировать легче, чем сочинять.
Правку начинайте, записав все свои идеи.
Не зная, с чего начинать, запишите все свои мысли, имеющие отношение к теме.

2) определите цель, ответив на вопросы:

  • Чего я хочу? С кем я буду общаться?
  • Сколько времени у меня на изложение?
  • Как мне донести свои мысли?

3) набросайте последовательно заголовки, со списком ключевых пунктов,

4) получите наглядную структуру;

5) определите, не отклонились ли от темы;

6)разбейте заголовки на подтемы, ограничившись пунктами, которые действительно нужно знать. Поставьте себя на место слушателей, задав себе вопрос: «Если бы сообщение предназначалось мне, что бы я хотел услышать?

Думаю, что следуя последовательно, поэтапно, доклад получится логичным, интересным и содержательным. Подготовка письменной опоры доклада, будет завершена, но устное выступление является отдельной формой работы преподавателя со студентом. Следует отметить, что данная форма работы подходит для подготовки докладов, как на русском, так и на иностранном языке.

Предлагаемые методические рекомендации могут также оказать практическую помощь при подготовке докладов не только студентам, но и преподавателям.

Читайте также

Список литературы

  1. Рунова, С.А. Как помочь студентам подготовить доклад [Текст] /С.А. Рунова // Образование и наука в XII веке: Межвуз. сб. науч. статей. - Новокузнецк, 2002. - С. 117-123
  2. Рунова, С.А. О повышении мотивации студентов к изучению ИЯ через участие в олимпиадах [Текст] / Рунова С.А. // Интенсификация процесса обучения иностранным языкам в высшей и средней школе. (Мат-лы международной конференции). – Новокузнецк, РИО КузГПА, 2009. – С. 70 – 78
  3. Рунова, С.А. Творческий проект как средство активизации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / С.А. Рунова // Интенсификация процесса обучения иностранным языкам в высшей и средней школе (Материалы Всероссийской научно-практической конференции). - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007. – С. 39-46
  4. Тренинг педагогического общения: Учеб. Пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
  5. Тренинг эффективного общения. / Д. Льюис – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 224 с.

Цитировать

Рунова, С.А. Организация исследовательской деятельности студентов: алгоритм подготовки доклада / С.А. Рунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 26. — URL: https://novainfo.ru/article/2510 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться