Предпрофильная подготовка и профильное обучение: состояние и перспективы

NovaInfo 26
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена результатам исследования «Мониторинг состояния предпрофильной подготовки и профильного обучения в г. Новокузнецке». Авторы считаю, что данный вид обучения может быть эффективным, если образовательные учреждения будут работать в кооперации с ресурсными центрами других образовательных учреждений.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ, РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

Внедрение инновационных технологий внесло свои коррективы во все сферы деятельности человека. Произошли не только социальные перемены, изменились и сами условия, и качество жизни. Возросли требования к работнику. Теперь, для того, чтобы он был компетентным, конкурентоспособным и востребованным на современном рынке труда, ему необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень. Это связано еще и с тем, что всеобщая компьютеризация и технологизация привели к непрерывному обновлению информации: если еще в начале 2000-х годов она была актуальной в течение 10 — 5-ти лет, то сейчас она устаревает максимум за 3 года. Чтобы получить актуальные на сегодняшний день знания, их следует регулярно «обновлять», а для того, чтобы накопить и систематизировать весь этот поток информации, стать профессионалом своего дела, целесообразно начать подготовку к будущей профессии как можно раньше.

Николас Карр (американский писатель, ученый-публицист) в своей книге «Мелководье: что интернет делает с нашим разумом» утверждает, что к человеку возвращаются прежние привычки — «мыслить беспорядочно и поверхностно» [6]. На наше мышление в современную цифровую эпоху, как считает автор, напрямую воздействует интернет и тормозит способность человека концентрироваться на чем-то одном. Автор приводит пример, что обычный американский подросток (13 — 17 лет) ежемесячно в среднем отправляет по 3339 SMS в месяц и расходует 62 МБ трафика. В своем интервью он отмечает, что технические новшества «опасны для молодого поколения именно потому, что они не позволяют развить способности созерцательного мышления, например, через внимательное чтение или дискуссию по конкретной теме. Мы учим детей только «хватать вершки», а не разумно отбирать информацию. … Похоже даже, что появляется некое новое определение умного человека. Основное внимание теперь уделяется тому, как быстро можно найти информацию, а не тому, как мы потом используем ее, как осмысливаем ее и соотносим с теми знаниями, которые у нас уже есть» [6]. Действительно, интернет охватил все сферы жизнедеятельности человека, внес свои модификации в экономику, строительство и мн. др.

Изменения, приведшие к полной перестройке образовательной системы России, не обошли и предпрофильную подготовку и профильное обучение. В Новом Законе об образовании отмечается «организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). … Направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно‑тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы» [2].

Дифференциация содержания образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей не может сегодня состояться без целенаправленного регулирования информационного потока, его систематизации по областям знаний и планомерной ее передачи обучающимся для их дальнейшего осмысления и саморазвития. «Стремительный рост объема информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятельности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приводит к необходимости его специализации в определенной сфере, и, поэтому, специализации его подготовки теперь уже и на уровне общего образования» [4].

В Концепции модернизации российского образования рассмотрена идея профилизации, подразумевающей организацию специализированной подготовки обучающихся, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию с учетом реальных потребностей рынка труда. Для этого целесообразно: 1) обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; 2) создать условия для дифференциации содержания обучения (с возможностью построения индивидуальных образовательных программ); 3) установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; 4) расширить возможности социализации обучающихся; 5) обеспечить преемственность между начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Модели построения профильного обучения: 1) внутришкольной профилизации (одно- или много- профильность): а) автономно (по возможности — организация самостоятельно); б) в сетевом режиме, в кооперации с ресурсными центрами; 2) сетевой организации (за счет привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений). При недостаточности образовательных ресурсов, тогда сетевая модель профильного обучения ОУ ведется за счет привлечения и использования образовательных ресурсов (кадры, учебно-методическое обеспечение, техническая база и т.д.) других ОУ. [6]

Реализация идеи профилизации в каждом регионе проходит по-разному. Здесь играет роль ряд факторов — от локальных изменений в потребностях рынка труда, запросов и удовлетворенности общества в кадровом обеспечении с перспективой социально-экономического развития данного региона до материально-технического обеспечения ОУ.

С целью выявления уровня профилизации обучающихся ОУ г. Новокузнецка на базе МАОУ ДПО ИПК было проведено исследование «Состояние предпрофильной подготовки и профильного обучения», в котором приняло участие 62 ОУ (СОШ, лицеи, гимназии, детский дом-школа).

Согласно результатам исследования, в 2012 — 2013 учебном году среднюю школу закончили 2414 учеников, обучение которых осуществлялось по 14 профилям. Заявленные в единый государственный экзамен (ЕГЭ) учебные предметы были в большинстве своем профильными. Обучающиеся из физико-технического, физико-математического, гуманитарного, социально-гуманитарного, социально-экономического, химико-биологического, экономического и филологического профилей выбирали для сдачи предметы, изучаемые на профильном уровне. Было выявлено: 75,5% выпускников физико-технического и 72% экономического профиля поступили в различные ОУ высшего и среднего профессионального образования по такому же направлению (самые высокие показатели). На сегодняшний день, на 2013 — 2014 уч.г.: 1) профильная подготовка (ПП) осуществляется по 15 профилям; 2) охватывает а) 2267 десятиклассников из 93 классов — комплектов; б) 2220 одиннадцатиклассников из 96 классов-комплектов.

Таблица 1. Наиболее востребованные предметы на ЕГЭ выпускниками 11-х классов в 2012 — 2013 уч.г. (-предметы, изучаемые на профильном уровне)

п/п

Название профиля

Общее количество обучающихся

Выбор предмета на ЕГЭ

% от общего количества обучающихся в данном профиле

Название предмета

Количество обучающихся

1.

Социально-гуманитарный

473

Обществознание

380

80,3

История

157

33,2

2.

Филологический

68

Обществознание

44

64,7

Английский язык

36

52,9

3.

Физико-технический

94

Физика

70

74,5

Информатика

33

35,1

Обществознание

32

34

4.

Физико-математический

463

Физика

201

43,4

Обществознание

190

41

5.

Гуманитарный

51

История

14

27,5

Английский язык

11

21,6

Обществознание

18

35,3

6.

Социально-экономический

440

Обществознание

350

79,5

7.

Информационно-технологический

437

Физика

104

23,8

Информатика

108

24,7

Обществознание

211

48,3

8

Химико-биологический

170

Обществознание

32

18,8

Биология

109

64,1

Химия

96

56,5

9.

Биолого-географический

54

Обществознание

14

25,9

Биология

11

20,4

10.

Художественно-эстетический

26

История

8

30,8

Химия

7

26,9

Обществознание

15

57,7

Английский язык

6

23,1

11.

Экономический

25

Обществознание

20

80

12.

Физико-экономический

27

Физика

8

29,6

Обществознание

18

66,6

13.

Спортивно-педагогический

17

Обществознание

13

76,5

14.

Оборонно-спортивный

69

История

16

23,2

Обществознание

40

57,97

Выпускники информационно-технологического, физико-экономического и биолого-географического профилей выбирали в большинстве случаев на ЕГЭ предметы не профильного направления (Табл. 1). Оборонно-спортивный профиль дал самый низкий показатель (5,8 %), а из спортивно-педагогического, оборонно-спортивного, художественно-эстетического мало кто из выпускников продолжил обучение: 76,5 %, 57,97 %, 57,7 % от общего количества обучающихся в каждом профиле.

Выяснилось, что обществознание оказался самым востребованным предметом, причем из предложенных 14 вариантов, только в 3-х случаях он является профилирующим. Если исходить из определения, данного в Концепции профильного образования, что оно есть «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [6], то, видимо, данный предмет к нему не относится. Таким образом, из 8 профилей более 50% обучающихся (2414/1153) продолжили свое обучение не по тому направлению, которое они выбирали в школе (Таблица 2).

Таблица 2. Соотношение школьного профиля с выбираемым профилем после окончания школы

Название профиля

Количество выпускников

Продолжают обучение по выбранному профилю

всего

% от выпускников

Физико-технический

94

71

75,5

Экономический

25

18

72

Химико-биологический

170

110

64,7

Физико-экономический

27

17

63

Социально-гуманитарный

473

262

55,4

Гуманитарный

51

27

52,9

Физико-математический

463

217

46,9

Социально-экономический

440

201

45,7

Филологический

68

28

41,2

Информационно-технологический

437

177

40,5

Биолого-географический

54

18

33,3

Художественно-эстетический

26

3

11,5

Оборонно-спортивный

69

4

5,8

Спортивно-педагогический

17

0

0

ИТОГО

2414

1153

47,8

В ОУ, в которых проводилось исследование, преподаются профильные общеобразовательные учебные предметы (учебные предметы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения). В каждом профиле, согласно учебному плану ОУ, преподается от 2 до 6 предметов, которые изучаются на профильном уровне, причем в одном и том же профиле может быть их разный перечень. Например, перечень предметов социально-гуманитарного профиля варьируется от двух (история, обществознание) до шести (русский, литература, музыкальная литература и др.). В ОУ есть несколько одинаковых профилей, но с разным количеством профильных предметов: 7 социально-экономических (в 2013 — 2012 уч.г. на 1 профиль меньше, чем в 2012 — 2013 уч.г.); 11 социально-гуманитарных; 3 химико-биологических; 3 физико-технических; 2 физико-математических; 2 оборонно-спортивных; 2 гуманитарных (в 3-х вышеперечисленных случаях — в 2013 — 2012 уч.г. было организовано на 1 профиль больше, чем в 2012 — 2013 уч.г.) (Рис. — 1).

— Количество профильных предметов в одном профиле ОУ
Рисунок 1. Количество профильных предметов в одном профиле ОУ

Характерной особенностью в распределении предметов ОУ является то, что один и тот же предмет может встречаться в разных профилях: математика (9 профилей из 15); физика (5 профилей); информатика, география, обществознание, экономика (4 профиля) и т.д. Подобное варьирование предметами хорошо, с одной стороны, тем, что обучающийся может выбрать свою собственную траекторию обучения. Но, с другой стороны, — плохо — нарушается их преемственность, и, при переходе из одного профильного класса в другой, обучающийся может столкнуться с несоответствием учебных программ. Некоторые ОУ предлагают учебные предметы, которые изучаются на профильном уровне, по выбору (Рис. — 2).

— Количество курсов в 10 — 11 классах, предлагаемых ОУ для поддержки профиля (%)
Рисунок 2. Количество курсов в 10 — 11 классах, предлагаемых ОУ для поддержки профиля (%)

Согласно результатам исследования из 44х СОШ предлагают курсы, поддерживающие проводимые ими же профили на 100% только в 25 СОШ для 9-тиклассников; 11-тиклассникам — 14 СОШ. Из 232 курсов по выбору (данные по всем СОШ): для 9-ых классов, 185 поддерживают профили, проводимые ОУ; 79,9% из них поддерживают их на 100%. Из 440 курсов по выбору (данные по всем СОШ) для 11-ых классов, 308 из низ поддерживают так или иначе профили, проводимые ОУ; для обучающихся 9-х классов в ОУ предлагается примерно 85% курсов, которые поддерживают будущий профиль данного ОУ, что на 1% меньше по сравнению с 2012 — 2013 учебным годом. Для обучающихся 10-х и 11-х классов ОУ предоставляют примерно 73,2% курсов поддерживающих профиль, что на 2,2% больше по сравнению с прошлым учебным годом.

В ОУ города Новокузнецка в 2013 — 2014 учебном году лидирующими профилями являются: социально-гуманитарный профиль (его поддерживают 26 ОУ); социально-экономический (распространен в 23 ОУ); физико-математический профиль (встречается в 21 ОУ). Наиболее востребованы профили — социально-гуманитарные и социально экономические (Рис. — 4).

— Шкала востребованности профилей.
Рисунок 3. Шкала востребованности профилей.

В сложившейся ситуации наиболее выигрышной стратегией по профилизации, по нашему мнению, является «стратегия на опережение», смоделированная экономистами, которая предполагает следующие этапы:

  1. Спрогнозировать «неизбежные» профили. Любое ОУ (при желании) в той или иной мере сможет спрогнозировать востребованность предлагаемого профиля с помощью правильно смоделированного и организованного механизма мониторинга. С 2005 г. течение лет ежегодно специалистами отдела мониторинга качества образования на базе БАОУ ДПО ИПК проводится мониторинг состояния предпрофильной подготовки и профильного обучения г. Новокузнецка. Данные, полученные по результатам исследования, размещаются на сайте (http://ipknk.ru/otdely/otdel-monitoringa-kachestva-obrazovaniya);
  2. Выбрать наиболее перспективные и потенциально успешные профили, исходя из реальных потребностей современного рынка труда, которые можно проследить, воспользовавшись доступом в интернет.

Например, как сообщается в ИТ-прессе, из последних технологических новинок стали мобильные технологии и облака. В 2013 году аббревиатура SMAC (технологический микс, состоящий из социальных, мобильных, аналитических и облачных технологий) набирает все большую популярность из 1100 опрошенных респондентов, 50% из них внедряет хотя бы один из элементов (Рис. — 4). PwC выделяет ключевые направления передовых технологий: публичные и частные облака; «большие данные»; симуляции и сценарное моделирование; виртуализация данных; корпоративные социальные сети; поставка продуктов и услуг в цифровом виде; безопасность; геймификация; контекстно-зависимые вычисления (pervasive computing).

— Передовые технологии 2013г. [5]
Рисунок 4. Передовые технологии 2013г. [5]

Аналитики Gartner в исследовании Hype Cycle Special Report (публикуется с 1995 года) сравниваются бизнес-преимущества и зрелость 1 900 различных технологий, распределённых по 76 группам (Рис. — 5), что позволяет прогнозировать какие технологии скоро станут особенно популярны.

— Прогноз бизнес-преимуществ и зрелости для 1 900 технологий [5]
Рисунок 5. Прогноз бизнес-преимуществ и зрелости для 1 900 технологий [5]
  1. Сконцентрировать значительную часть ресурсов на этих направлениях, в том числе создать на определенный период для выполнения конкретного проекта «прорывные команды», специализирующиеся на реализации коренных, радикальных и / или «прорывных» изменений, состоят из компетентных в конкретной области знаний людей. Предусматривается: отказ от прежней практики и / или смена методов воплощения;
  2. Организовать сетевое взаимодействие и ресурсное взаимообеспечение «прорывных команд». Всеобщая технологизация и компьютерезация образования не позволяет пренебрегать инновациями, которые внедряются в учебный процесс. Современные телекоммуникационные технологии, сетевая модель и др. инновации, внедряющиеся в опыт передовых школ России, дальнего и ближнего зарубежья, не должны игнорироваться ОУ г. Новокузнецка хотя бы из-за того, что они могут значительно способствовать эффективной работе. Более того, в сетевой модели обучения есть ряд преимуществ: средствами сетевого обучения выступают ресурсы — информационные источники (виртуальные библиотеки, электронные журналы и газеты, видео-/ аудио-файлы и др.); образовательные программы, курсы дистанционного обучения; электронные учебно-методические пособия и др. Условием оптимизации процесса является качественное информационное наполнение (теоретические / практические разработки инновационных технологий, методик обучения, электронных УМК), средства обучения и др;
  3. Создать режим наибольшего благоприятствования для приоритетных программ, направленных на реализацию проекта: установка отношений, в соответствии с которыми предусматривается предоставление в разумных пределах преимуществ, льгот, снятия ограничений, запретов;
  4. Выбрать наиболее перспективные и потенциально успешные на сегодняшний день профили и обеспечить высоких уровень их реализации.

Во времена прорывных технологий, качественно меняющих образ жизни людей, по крайней мере, не перспективно сетовать на то, что в школах по городу работает, согласно отчету по результатам исследования на 30 сентября 3013г. «Демографические характеристики работников», из 9615 педагогических работников 16,25% из них — мужчины пенсионеры по возрасту и 16,01% женщины пенсионерки по возрасту, и только 4,86% — молодые специалисты (которые смогли бы внести новые тенденции в образовательный процесс). Гораздо лучше обобщить отрицательный опыт, например, полученный при внедрении и дальнейшем полном закрытии 3х ресурсных центров, организованных на базе средней школы. Изучение положительного опыта успешно функционирующих на сегодняшний день ресурсных центров среднего профессионального образования также поможет выявить те погрешности, которые были допущены. И, в конце концов, продумать дальнейшие шаги по реализации сетевой модели обучения в ОУ средней школы.

Пренебрежение инновациями в образовании будет пролонгировать всеобщий метод объяснения нового материала обучающимся — «вдувать» новые знания в уши учеников с периодическим использованием классной доски и мела — что было днем вчерашним еще в конце 20го века, и явно не является новацией в начале 21го. Отсутствие материальных ресурсов ОУ также не является лучшей мотивацией к успешному овладению знаниями обучающимися. Потому что передовые технологии и интернет являются для современных школьников средой обитания — многие из них еще в раннем детстве не научившись правильно держать карандаш, легко справлялись с электронными «раскрасками» на планшетом компьютере. Видимо, сегодня нужно не воспринимать интернет и новации как неизбежное и всеобъемлющее зло и бороться с ними, а научить пользоваться ими «с головой». Здесь лучше придерживаться Стратегии прорыва: «Альтернативой является использование силы не для обострения конфронтации, а для наделения другой стороны необходимыми знаниями. Примените всю мощь переговорного процесса, чтобы вернуться к диалогу. Покажите им, что они не могут победить в одиночку, а только вместе с вами. Пятый этап — использование силы для убеждения». [9] Возможно тогда наши обучающиеся научаться мыслить упорядоченно и углубленно.

Читайте также

Список литературы

  1. Handbook of socialization theory and research, ed. D. A. Goslin, Chi.
  2. Петров П., Ю. Дончева. Творческото дело на Ян Амос Коменски в Шарошпатак.// Педагогически новости, 2013, брой 1, ISSN 1314-7714. 
  3. Николас Карр «Мелководье: что интернет делает с нашим разумом» // Электронный ресурс: http://www.amazon.com/Shallows-What-Internet-Doing-Brains/dp/0393072223
  4. Ростовцев А.Н., Точка С.В. Реализация сетевой модели профильного обучения за счет внедрения профильных и элективных курсов.

Цитировать

Рунова, С.А. Предпрофильная подготовка и профильное обучение: состояние и перспективы / С.А. Рунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 26. — URL: https://novainfo.ru/article/2507 (дата обращения: 16.01.2022).

Поделиться