Учетная деятельность на предприятии в современных условиях

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 12
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные аспекты учетной деятельности на предприятии в современных условиях, учетная работа предприятия в целом. Автор уделяет внимание вопросам организации учетной деятельности их отсутствию в современной литературе. Подчеркивает необходимость ведения учетной деятельности на предприятиях.

Ключевые слова

УПРАВЛЕНИЕ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ОТЧЕТЫ, СИСТЕМА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНФОРМАЦИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ, ОРГАНИЗАЦИЯ, УЧЕТ, УЧЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

Основные функции менеджмента:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль.

Планирование — это набор действий, предпринимаемых для достижения предприятием необходимых целей. Реализация стратегического плана предприятия охватывает тактику и политику фирмы.

Организация — это создание минимальных необходимых условий для совместной и эффективной работы людей для достижения целей предприятия. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможность передачи полномочий другим сотрудникам.

Мотивация — это процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Контроль — это проверка выполнения поставленных задач во время, исходящих из стратегических и тактических целей организации.

Связующим процессом в менеджменте, протекающим при осуществлении всех основных функций является коммуникация.[2]

Основной целью функции учета является формирование достоверной и всесторонней информации о хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и своевременное предоставление необходимой информации пользователям.

Учет одна из важнейших функций управления, обеспечивающая необходимую информационную связь с управляемыми объектами функций анализа, контроля и регулирования. Только лишь зафиксированные (учтенные) данные о происходящих событиях, полученных результатах, возникающих явлениях, изменяющихся факторах, протекающих процессах, могут быть использованы в менеджменте в качестве информации. Устная информация, переданная от одного лица к другому, также учитывается в памяти получателя и отправителя. Однако не зафиксированная на другие носители информации, теряет свое значение для третьих лиц и со временем исчезает как данные. Учетная деятельность обеспечивает протекание всех управленческих процессов. Учетные данные служат источником объективной информации о действительном состоянии дел в организации и поведении ее внешней среды. Без точного и всеохватывающего учета невозможно принимать управленческие решения и требуемым образом регулировать процессы, протекающие в системе.[1]

Правильно организованный учет и повседневный контроль создают условия для выявления «плюсов» и «минусов» на отдельных участках деятельности предприятий и обеспечивают возможность оперативно устранять «минусов» и закреплять «плюсов».

Однако организация бухгалтерского учета на ряде промышленных предприятий находится не на должной высоте. Бухгалтерский учет является громоздким, сложным и не полностью отвечающим требованиям оперативного руководства.

Решение вопросов организации учета и повышения его качества является весьма сложной задачей, требующей от учетных работников большого опыта и научных знаний. Это обусловливает необходимость дальнейшего повышения уровня теоретической работы в области учета, глубокого изучения и обобщения передового опыта организации учета и учетного аппарата и способов выполнения учетных работ. Обобщение всего нового, передового позволит определить правильные принципы и формы организации учета и наметить пути его дальнейшего совершенствования.

Однако работа по обобщению опыта организации учета и учетных аппаратов до сих пор не отвечала предъявляемым требованиям и не получала достаточного отражения в специальной литературе.

Отсутствие современной литературы по этим вопросам служит серьезным препятствием в постановке правильного учета и подготовке учетных кадров.

В программах и учебниках по теории бухгалтерского учета вопросам организации учета уделено явно недостаточное внимание. Поэтому молодые специалисты, заканчивающие учетно-экономические факультеты и техникумы, в своей практической работе наибольшие трудности испытывают именно в организационных вопросах.

Наряду с этим опыт показывает, что неудовлетворительное состояние учета, запоздалая отчетность и штатные излишества в учетных аппаратах являются результатом неумелой организации учетного процесса и неэффективного использования труда учетных работников. Многим работникам учетной деятельности приходится опытным путем познавать и повторять пройденные этапы совершенствования организации учета и учетного аппарата, а также способы выполнения учетных работ, и далеко не всем удается при этом найти необходимые правильные решения.

Учетный аппарат каждого предприятия в осуществлении своих функций тесно связан со всеми цехами и отделами заводоуправления и его отдельными исполнителями. Все цеха и отделы обязаны своевременно представлять в бухгалтерию документы, отчетные сведения, а также планы и сметы. В свою очередь, учетный аппарат подготавливает учетные данные, характеризующие работу цехов и отделов. Практическая ценность этих данных заключается в том, что они позволяют руководителям предприятий, цехов и отделов глубоко вникать в экономические показатели работы, систематически контролировать хозяйственные процессы, делать из них нужные выводы и использовать для составления планов, смет и разработки мероприятий, направленных к дальнейшему улучшению работы отделов, цехов и предприятия.

Организация учетного аппарата зависит от размера предприятия, уровня технической вооруженности, видов вырабатываемой продукции, характера технологического процесса, типа организации производства и его организационной структуры.

На каждом предприятии для осуществления бухгалтерского учета и контроля его хозяйственной деятельности организована главная бухгалтерия. Главная бухгалтерия является самостоятельным отделом заводоуправления. Она возглавляется главным (старшим) бухгалтером. Главный (старший) бухгалтер в административном отношении подчиняется непосредственно директору предприятия.

Схема выполнения учетных работ
Рисунок 1. Схема выполнения учетных работ

Одним из основных вопросов организации учета является правильное распределение учетных функций между главной бухгалтерией предприятия и его цехами, увязка и согласованность работы между отдельными группами учетного аппарата и обеспечение соответствующего руководства всей учетной работой предприятия.[4]

В зависимости от объема, характера и территориального размещения цехов и отделов предприятия, а также от места и способа обработки учетных данных бухгалтерский учет может быть организован по одному из двух принципов: централизации и децентрализации.

При централизации учета бухгалтерский учет всех хозяйственных операций предприятия и составление балансов сосредоточивается в главной бухгалтерии.

При децентрализации учета в цехах и отделах ведется законченный бухгалтерский учет с составлением балансов, объединяемых затем главной бухгалтерией в сводный баланс предприятия.

При централизованном бухгалтерском учете все хозяйственные действия цехов и отделов оформляются материально-ответственным и другими работниками только первичными документами. Все документы направляются цехами и отделами в главную бухгалтерию.

В главной бухгалтерии производятся приемка, проверка и обработка первичных документов. Здесь же ведутся накопительные ведомости, аналитические и синтетические регистры и составляется баланс предприятия.

При централизованном учете некоторые предприятия могут выделять в крупные цеха учетных работников. Этим сотрудникам поручается прием и обработка первичных документов, ведение группировочных и накопительных ведомостей и составление отчетов по операциям цеха.

Таким образом, для централизованного учета характерным является то, что обработка первичной документации и составление группировочных и накопительных регистров может производиться как в цехах и отделах (при наличии там необходимых учетных работников), так и в главной бухгалтерии. Окончательная же обработка учетных данных, полученных от учетных работников цехов и отделов, а также составление балансов и отчетов производятся в главной бухгалтерии предприятия.[3]

Вести учетную деятельность в системе, не связанной с системой финансового учета, могут позволить себе лишь небольшие предприятия. Для крупных и средних компаний такая организация учета будет неэффективной и дорогой. Поэтому на крупных и средних предприятиях, как правило, в систему управленческого учета используется информация из бухгалтерского учета или единая база данных для всех видов учета. Это неизбежно приводит к проблемам при автоматизации управленческого учета.

При грамотном внедрении, система управленческого учета способствует значительному повышению эффективности работы компании, ее прозрачности, а также росту финансовой и производственной дисциплины работников. Бухгалтерская и управленческая отчетность при этом составляются на основе одной и той же первичной информации.

Читайте также

Список литературы

  1. ​ Брыкова Н.В. Теория бухгалтерского учета: классификация бухгалтерских счетов. Учебное пособие. Гриф Экспертного совета по профессиональному образованию МО РФ. Академия. 2011, 380 с..
  2. ​ Валебникова Н.В., Василевич И.П. Современные тенденции управленческого учета. Бухгалтерский учет. 2000. №18. С.53-59.
  3. ​ Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет.М: 2010 – 571 стр.
  4. ​ Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2011. –640с.

Цитировать

Корнюшин, В.В. Учетная деятельность на предприятии в современных условиях / В.В. Корнюшин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2856 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться