Профилактическая деятельность является составной частью охраны здоровья лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, и достигается посредством предупреждения и устранения факторов риска заболеваний, травм, отравлений и других профилактических нарушений состояния здоровья человека [1, 2, 4, 5, 6]. В отличие от лечения, профилактика не может полностью осуществляться медицинскими мерами и должна включать деятельность самого осужденного, общества, государства и его медицинского ведомства [21, 22, 24, 26]. Сама функция и структура здравоохранения в решении этой важной проблемы не являются ведущими, ее вклад в охрану здоровья реализуется в основном за счет социальных возможностей медицины [3, 7, 10, 20, 25].
Организация медицинского обеспечения и правовое регулирование лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, исходят из содержания статьи 41 Конституции Российской Федерации о конституционном праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Так, часть 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ – «Основные права осужденных» гласит: «Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения».
Применительно к охране здоровья лиц, содержащихся в исправительных учреждениях это одна из важнейших задач не столько медицинской службы, сколько администрации исправительных учреждений. Так, в части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ – «Медико-санитарное обеспечение осужденных» отражено: «Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья лиц, содержащихся в исправительных учреждениях», а часть 5 этой же статьи гласит: «Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».
Если под эффективностью понимать отдачу (эффект) от каких-либо затрат, то применительно к охране здоровья лиц, содержащихся в исправительных учреждениях эффективность профилактических мероприятий определяется достижением устойчивого, продолжительного результата в предупреждении болезней и укреплении их здоровья с учетом временных, материальных, финансовых и других затрат. Это определение можно отразить в виде широко распространенной формулы:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ = ВЕЛИЧИНА ЭФФЕКТА / ЗАТРАТЫ
В современной литературе эффективность программ и мероприятий в пенитенциарном здравоохранении рассматриваются с позиции социального, медицинского и экономического эффекта.
Медицинский эффект пенитенциарного здравоохранения выражается показателями, определяющими: уровень и характер заболеваемости, ее тенденции; числом заболевших и здоровых лиц; показателями, характеризующими качество медицинской помощи.
Социальный эффект охраны здоровья лиц, содержащихся в исправительных учреждениях измеряется такими показателями, как продолжительность жизни, число сохраненных жизней, смертность, которые характеризуют степень удовлетворения потребностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях в здоровье.
Экономический эффект охраны здоровья лиц, содержащихся в исправительных учреждениях связан с увеличением фонда фактически отработанного времени на предприятии учреждения уголовно-исполнительной системы и определяется величиной созданного дополнительного дохода или чистой продукции в результате снижения уровней заболеваемости, инвалидности и смертности [8, 9, 11, 23].
Проведенное нами научное исследование позволяет высказать мнение, что деятельность медицинской службы в исправительных учреждениях характеризуется, прежде всего, социальным и медицинским эффектами, выражающимися результатами в сохранении и восстановлении здоровья лиц, содержащихся в исправительных учреждения [12, 13, 14, 15, 16]. Наряду с социальной и медицинской эффективностью большое значение имеет оценка экономического эффекта проводимых в учреждениях уголовно-исполнительной системы лечебно-профилактических мероприятий, анализ экономики учреждений медицинской службы, расчет и прогнозирование динамики финансовых и кадровых ресурсов, направленных на решение задач медицинского обеспечения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Это позволит при оценке деятельности части медицинской службы использовать конкретные величины стоимостных оценок медицинского обеспечения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, а не субъективное мнение администрации исправительного учреждения [17, 18, 19].