Психологическая подготовка пациента к эндоскопическим исследованиям в ОАО «Медицина»

NovaInfo 59, с.405-409, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Медицинские науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются психологические аспекты работы медицинского персонала кабинета (отделения) эндоскопии при проведении эндоскопических исследований.

Ключевые слова

ЭНДОСКОПИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, МЕДСЕСТРА, ВРАЧ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, ПАЦИЕНТ

Текст научной работы

Современным стандартом диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта является, безусловно, эндоскопическое исследование. В настоящее время эндоскопические методы исследования играют большую роль в раннем выявлении и адекватном лечении пациентов с заболеваниями органов пищеварения.

Необходимо отметить, что многопрофильная клиника ОАО «Медицина» является единственной клиникой в Российской Федерации, аккредитованной по международным стандартам оказания медицинской помощи JCI. Аккредитация Joint Commission International − это наиболее объективная и престижная международная сертификация в области организации здравоохранения, которая считается «золотым стандартом» качества [6, 13]. Она является подтверждением соответствия учреждения здравоохранения медицинским и административным стандартам, а также требованиям по обеспечению международных целей по безопасности обслуживаемых пациентов [7, 8, 10, 11, 12]. В работе клиники ОАО «Медицина» уделяется большое внимание вопросам медицинской этики и деонтологии [9, 12, 13].

Эндоскопический кабинет клиники ОАО «Медицина» оказывает широкий спектр эндоскопических исследований пациентам клиники.

Надо отметить, что такие исследования как эндоскопическое ультразвуковое исследование и ретроградная холецистопанкреатография как правило, проводятся под внутривенной анестезией. А гастроскопия, бронхоскопия и колоноскопия чаще проводятся без наркоза и требуют активного общения медицинского персонала клиники с пациентом перед, во время и после проведения эндоскопии.

В ряде работ отечественных авторов отмечено, да и наша многолетняя практическая деятельность убеждает, что пациенты, достаточно эмоционально реагирующие на прохождение эндоскопического исследования, переживают сильный стресс [5].

Больной человек в большинстве случаев тревожен, так как даже легкое заболевание оказывает на его психическую деятельность угнетающее действие, а еще приходится проходить исследования и процедуры, которые у большинства пациентов вызывают страх [3, 4]. К таким видам исследований относятся, в том числе, и эндоскопические методы.

Так при прохождении гастроскопии пациент испытывает страх асфиксии или аспирации содержимым желудка из-за отсутствия представления о топографическом соотношении дыхательного и пищеварительного трактов. Эндоскопическое исследование толстого кишечника пациенты часто связывают с болевым синдромом и предполагают проведение данной процедуры с общим обезболиванием. Немалую роль в этом может играть негативный опыт проведенных ранее исследований, либо опыт «знакомых», прошедших аналогичные процедуры.

При эндоскопическом исследовании неизбежно происходит контакт аппарата с внутренними средами (поверхностью слизистой оболочки, содержимым осматриваемых органов, кровью), и это вызывает опасения ряда пациентов по поводу возможного инфицирования организма во время исследования. Ряд отечественных авторов правильно отмечают, что эти и другие причины являются ключевыми моментами в возникновении стресса перед эндоскопическим исследованием [1, 2].

Психологическое состояние пациента является основополагающим условием, наряду с качественной подготовкой, для проведения безопасной и эффективной эндоскопии.

Поэтому, учитывая все выше изложенное, нами в 2013-2016 годах была разработана методика психологической подготовки пациентов к эндоскопическим исследованиям. Основное внимание было уделено вербальным приемам [4]. В этой ситуации роль медицинского персонала кабинета эндоскопии (врач-эндоскопист и медицинская сестра) многократно возрастает.

Немаловажное значение имеет общение врача с пациентом перед данными видами обследования. Зачастую пациентам важно. Прежде всего, именно с эмоциональной точки зрения, пациентам важно знать: что за врач будет их обследовать, его опыт, квалификация.

Врач, являясь ключевым звеном в общении с пациентом, выясняет повод обращения для проведения обследования, жалобы, анамнез (прежде всего заболевания), историю обращений на обследования и лечение. При этом, в беседе, врач имеет возможность и должен своим поведением, содержанием, ритмом и стелем ведения беседы, и даже интонацией в голосе максимально нивелировать отрицательные эмоции пациента, настроить его на предстоящую процедуру.

Необходимо отметить, что современная технология проведения эндоскопического исследования требует от врача предельной концентрации внимания на самом процессе проведения исследования и постановки диагноза, тогда как медицинская сестра следит за общим состоянием обследуемого пациента и имеет возможность своевременно оказать ему психологическую помощь.

Медицинская сестра на этапе подготовки к эндоскопическому исследованию, посредством адекватного психологического контакта имеет возможность максимально снизить у пациента чувство тревоги.

Медицинская сестра отделения разъясняет пациенту сущность проведения исследования и соответствующие правила поведения. При этом ей необходимо установить контакт исключительно на личном доверии пациента к врачу-эндоскописту. Вызывая личный интерес у пациента к диагностическому процессу, необходимо добиться положительного психологического результата в проведении исследования, нивелируя чувство тревоги перед проведением исследования и во время проведения эндоскопического исследования.

Правильное решение вышеизложенных задач лежит в сфере профессионального этического поведения медицинской сестры в процессе взаимодействия с пациентами. В этой связи хочется отметить, что помимо высокого уровня владения профессиональными знаниями и умениями, медицинская сестра должна обладать и навыками медицинской этики и деонтологии [4].

Можно отметить, что в 21 веке, когда у многих пациентов в Российской Федерации есть возможность выбирать место получения медицинских услуг, общение потенциального клиента с медицинской сестрой имеет не только этическое, но и коммерческое значение [5].

Поэтому, руководство ОАО «Медицина» уделяет столь большое внимание обучению навыкам психологического контакта средний медицинский персонал. Ежемесячно проводятся тренинги и мастер классы, занятия с приглашенными психологами.

Таковы некоторые аспекты деятельности медицинской сестры при проведении эндоскопических исследований в диагностическом отделении клиники ОАО «Медицина».

Читайте также

Список литературы

  1. Roitberg G.E., Dorosh Z.V., Sharkhun O.O. A new method for screening diagnosis of insulin resistance // Bulletin of Experimental Biology and Medicine. 2015. Т. 158. № 3. С. 397-400.
  2. Roitberg G.E., Kreymer V.D. NBI-endoscopy. Method of early diagnosis of chronic diseases of the gastrointestinal tract // International Journal of Biomedicine. 2012. Т. 2. № 1. С. 41-44.
  3. Агеева Н.С. Анализ данных социологического опроса пациентов женщин клиники «Медицина» // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 51. С. 235-236.
  4. Балабанова Н.В., Датий А.В., Федосеев А.А. Анализ опроса пациентов терапевтического профиля клиники «Медицина» // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 51. С. 278-279.
  5. Белухин Д.А. Медсестра: психолог и педагог // Сестринское дело. 2000. № 6. С. 32-33.
  6. Дорош Ж.В., Кондратова Н.В., Ройтберг Г.Е., Сластникова И.Д., Тарабарин С.А., Шархун О.О. Повышение безопасности медикаментозной терапии в работе врача общей практики // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 528-533.
  7. Кондратова Н.В., Ройтберг Г.Е., Галанина Е.В. Подготовка к аккредитации JCI // Здравоохранение. 2016. № 1. С. 44-51.
  8. Островская И.В. Психологические особенности профессионального общения медсестры с пациентами пожилого и старческого возраста // Медицинская сестра. 2003. № 6. С.34-36.
  9. Ройтберг Г.Е., Дорош Ж.В., Шархун O.O., Ушакова Т.И., Трубино Е.А. Возможности применения нового метаболического индекса при оценке инсулинорезистентности в клинической практике // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2014. Т. 10. № 3. С. 264-274.
  10. Ройтберг Г.Е., Кондратова Н.В., Галанина Е.В. Сравнительная оценка уровня культуры безопасности в медицинских организациях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016. Т. 24. № 4. С. 204-208.
  11. Ройтберг Г.Е., Кушкин Д.Н. Система менеджмента качества медицинского учреждения. От процессного подхода до самооценки // Сертификация. 2010. № 3. С. 38-45.
  12. Ройтберг Г.Е., Кушкин Д.Н., Гончарова Н.Г. Опыт международной аккредитации ЛПУ: Международные модели управления // Здравоохранение. 2011. № 8. С. 96-103.
  13. Ройтберг Г.Е., Ушакова Т.И., Шархун О.О., Дорош Ж.В. Интегральный подход к диагностике метаболического синдрома в клинической практике // Кардиология. 2012. Т. 52. № 10. С. 45-50.

Цитировать

Психологическая подготовка пациента к эндоскопическим исследованиям в ОАО «Медицина» / А.В. Датий, В.Д. Креймер, А.В. Власенко [и др.]. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 59. — С. 405-409. — URL: https://novainfo.ru/article/11244 (дата обращения: 27.09.2022).

Поделиться