Правовое регулирование медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Медицинские науки
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В статье показаны основы правового регулирования медико-санитарного обеспечения осужденных в местах лишения свободы. Отражены общие положения и частные вопросы.

Ключевые слова

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ЗАБОЛЕВАНИЕ, ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ, ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА, ОСУЖДЕННЫЙ, МЕДИЦИНСКАЯ ЧАСТЬ, НАДЗОР

Текст научной работы

Общие положения

Всеобщая Декларация прав человека [1] провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи. Статья 41 Конституции Российской Федерации [2] закрепляет право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] определено, что «охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

В ст. 4 этого Закона определено, что основными принципами охраны здоровья граждан являются:

  1. соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  2. приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  3. приоритет охраны здоровья детей;
  4. социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  5. ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  6. доступность и качество медицинской помощи;
  7. недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  8. приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  9. соблюдение врачебной тайны.

Ст. 26 Закона определяет права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи. В ней отмечено, что:

  1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.
  3. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
  4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  5. Испытание новых методов профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации, а также лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается.
  6. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.
  7. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Медицинская служба УИС является составной частью государственной системы здравоохранения и должна обеспечивать реализацию права осужденных на охрану здоровья, получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Медицинская помощь должна оказываться в объеме, предусмотренном Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи для учреждений соответствующего уровня и по видам медицинской помощи согласно полученной лицензии [4].

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ [5, 19, 20], федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений» [6, 21, 22, 23] в отношении осужденных осуществляются: медицинское обследование и наблюдение в целях профилактики заболеваний; диспансерный учет, наблюдение и лечение методами и средствами, рекомендованными Министерством здравоохранения и социального развития РФ; определение трудоспособности. В случаях, когда необходимая медицинская помощь не может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) и лечебных исправительных учреждениях (ЛИУ), осужденные могут быть направлены в территориальные лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения.

Медицинское обеспечение осужденных осуществляют медицинские (медико-санитарные) части исправительных учреждений и лечебно-профилактические учреждения УИС: больницы, специализированные больницы (психиатрические, туберкулезные). Для реализации работы, связанной с охраной материнства и детства, в УИС в составе исправительных учреждений организуются дома ребенка, родильные отделения, молочные кухни.

Лечебно-профилактическая помощь осужденным

Медицинская часть является структурным подразделением исправительного, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, тюрьмы и предназначена для медицинского обеспечения осужденных, содержащихся в них. Главная цель деятельности медицинской части - оказание врачебной, доврачебной и неотложной медицинской помощи осужденным и заключенным. Основные задачи медицинской части: оказание неотложной, амбулаторной и стационарной медицинской помощи; организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации, комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий и контроль за их реализацией; гигиеническое обучение и пропаганда здорового образа жизни.

Медицинская часть может иметь в своем составе амбулаторию, стационар, медицинский изолятор, аптеку и стерилизационную (автоклавную), при этом оставаясь единым подразделением. Помещения медицинской части размещаются и содержатся в соответствии с государственными санитарными правилами и нормами для лечебно-профилактических учреждений. Они оборудуются аварийным освещением и тревожной сигнализацией.

Наличие в составе медицинской части тех или иных функциональных подразделений, коечная емкость стационара и штатная численность медицинского персонала определяются лимитом наполнения учреждения, особенностью его территориального расположения по отношению к лечебно-профилактическим учреждениям. Медицинская помощь в медицинской части должна оказываться в объеме, предусмотренном Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи для учреждений соответствующего уровня и по видам медицинской помощи согласно полученной лицензии. Уровень учреждения и перечень видов помощи зависят от конкретных условий, дислокации ИУ, структуры и мощности медицинской части.

Перечень лицензированных видов медицинской помощи, оказываемой в медицинской части, определяется также наличием работающих в ней врачей-специалистов.

При отдаленном расположении исправительного учреждения от ЛПУ УИС перечень видов медицинской помощи может быть расширен, а сроки лечения в стационаре медицинской части увеличены. В этих случаях врачи должны иметь необходимую подготовку, а медицинская часть оснащается соответствующей медицинской техникой и имуществом.

Направление больных для стационарного лечения в больницы и ЛИУ для амбулаторного лечения осуществляется по медицинским показаниям. В случаях, требующих оказания неотложной стационарной помощи, больные под конвоем направляются в больницы территориальных органов здравоохранения.

Приказом Минздрава России и Минюста России от 28 августа 2001 г. № 346/254 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы [7, 24].

Медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется путем медицинского обследования при поступлении в ИУ с целью выявления соматических, психических, инфекционных и других заболеваний. Он включает в себя: проведение медицинских осмотров с целью своевременного активного выявления больных, лиц с патологическими и предпатологическими состояниями и разработки в отношении их лечебно-оздоровительных мероприятий; диспансерное наблюдение за лицами, страдающими заболеваниями; медицинский контроль за условиями труда, размещения и питания осужденных; систематическую проверку выполнения рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии по правильному трудовому использованию инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью, а также рекомендаций лечебных учреждений по проведению лечебно-профилактических мероприятий среди хронических больных.

По прибытии в учреждение проводится первичный медицинский осмотр всех поступивших (в том числе следующих транзитом) с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи. При этом обращается особое внимание на наличие наружных проявлений кожных, венерических, инфекционных и других заболеваний, пораженность педикулезом. В случае поступления в учреждение лица, имеющего телесные повреждения, врачом или фельдшером, проводившим медицинский осмотр, совместно с оперативным дежурным и начальником караула (старшим конвоя), доставившего осужденного, составляется акт, о происшествии докладывается начальнику учреждения рапортом.

Осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В течение этого времени они проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний, оценки состояния здоровья. В ходе его врачи производят сбор анамнестических данных о перенесенных заболеваниях, травмах, операциях, которые регистрируются в медицинской амбулаторной карте, при необходимости назначаются дополнительные обследования. При отсутствии данных о проведении рентгенологических или флюорографических обследований органов грудной клетки в течение последних 4 месяцев такие обследования осуществляются в кратчайшие сроки (не более 2 недель).

Перед помещением осужденных в ШИЗО и ПКТ производится медицинский осмотр [8]. По его результатам врач дает письменное заключение о возможности их содержания в перечисленных помещениях. Лицам, находящимся в ШИЗО и ПКТ, медицинская помощь оказывается врачами на месте при ежедневной проверке санитарно-эпидемиологического состояния этих помещений. В случаях, когда имеется серьезная угроза здоровью или жизни осужденного, медицинский работник принимает меры к срочному переводу такого лица в медицинскую часть. Врачам запрещается находиться в камерах ШИЗО и ПКТ без сопровождения инспекторов по надзору.

Амбулаторная медицинская помощь осужденным предоставляется амбулаториями медицинских частей. Прием в медицинской части проводится в часы, установленные приказом начальника учреждения.

Работающим осужденным, признанным временно нетрудоспособными в связи с заболеванием, травмой, беременностью, родами или уходом за больным ребенком, находящимся в доме ребенка, оформляется листок временной нетрудоспособности в порядке, определенном Минздравом, Минюстом России и Фондом социального страхования Российской Федерации [9, 25, 26, 27].

Одной из основных функций медицинской части является организация и оказание неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях, отравлениях и травмах. Порядок осуществления неотложной медицинской помощи определяется начальником медицинской части в зависимости от распорядка работы учреждения, имеющихся штатных сил и средств, особенностей его дислокации по отношению к ЛПУ УИС и территориальным органам здравоохранения, иных местных условий, утверждается начальником учреждения и доводится до сведения всех заинтересованных лиц.

Амбулаторному лечению подлежат больные, которые по характеру заболевания (травмы) не нуждаются в сложных методах диагностики и лечения. Объем диагностических и лечебных мероприятий в отношении этих больных определяется возможностью обеспечить в условиях медицинской части лабораторное, рентгенологическое и другие специальные методы исследования.

Стационар медицинской части предназначен: для обследования и лечения больных, требующих стационарного лечения сроком до 14 суток; необходимого стационарного лечения больных, выписанных из больниц; временной изоляции инфекционных больных или лиц с подозрением на инфекционное заболевание до направления их в больницу; стационарного лечения нетранспортабельных больных до улучшения их состояния и направления в больницу; содержания лиц, подлежащих стационарному лечению или отнесенных к оздоровительной группе, при плановом диспансерном наблюдении; содержания больных, подлежащих досрочному освобождению по болезни, при невозможности их нахождения в общежитии ИУ и отсутствии показаний для направления в больницы УФСИН.

Первичное освидетельствование и переосвидетельствование в установленные сроки в бюро медико-социальной экспертизы лиц, содержащихся в учреждениях УИС, осуществляются на общих основаниях. Порядок их проведения определен Положением о порядке и условиях признания лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 [10, 28] и классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. [11, 29, 30].

На медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, нуждающиеся в мерах социальной защиты, в случаях расстройства их здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности со стойкими нарушениями функций организма. Для проведения медико-социальной экспертизы лицо подает письменное заявление в произвольной форме на имя руководителя территориального бюро медико-социальной экспертизы.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 утвержден Порядок медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью [12]. Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказаний, включает туберкулез, новообразования, психические расстройства, болезни эндокринной, нервной систем, органов чувств, кровообращения, дыхания и пищеварения, мочевыводящей, костно-мышечной систем, соединительной ткани, а также анатомические дефекты и прочие заболевания.

Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (утверждена приказом Минюста России от 1 декабря 2005 г. № 235) [13] регламентирует порядок направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы. В этих целях начальником ИУ, где содержится осужденный, по представлению начальника медицинской части отсылается запрос в учреждение, в которое предполагается поместить больного на обследование или лечение.

Направление осужденного, страдающего психическими расстройствами, на лечение и обследование осуществляется только при наличии письменного согласия на госпитализацию самого осужденного или его законных представителей, за исключением случаев неотложной госпитализации, предусмотренных Законом РФ от 2 июля 1992г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [14].

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение осужденных

На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [15].

В статье 1 этого Закона под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В соответствии со ст. 2 Закона санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается:

  1. посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
  2. разработки и реализации федеральных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также региональных целевых программ и научных, научно-технических программ в данной области;
  3. проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
  4. создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  5. государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
  6. государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  7. сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
  8. лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
  9. государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;
  10. проведения социально-гигиенического мониторинга;
  11. научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  12. мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
  13. мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
  14. мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Приказом Минюста России от 6 июня 2006 г. № 205 утверждено Положение об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы [16].

Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в уголовно-исполнительной системе осуществляет главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).

Госсанэпиднадзор на объектах УИС осуществляется главными государственными санитарными врачами территориальных органов ФСИН России и их заместителями, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и являющимися составной частью единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Главные государственные санитарные врачи территориальных органов находятся в прямом подчинении начальников территориальных органов ФСИН России, а по вопросам государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главного государственного санитарного врача ФСИН России. Назначаются и освобождаются от должности начальниками территориальных органов ФСИН России по представлению заместителей начальников соответствующих территориальных органов ФСИН России и по согласованию с главным государственным санитарным врачом ФСИН России.

К объектам УИС, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, относятся: учреждения, входящие в УИС независимо от их организационно-правовой формы, с их инженерно-коммунальными и техническими коммуникациями, санитарно-защитными зонами, а также земли, отведенные под размещение учреждений УИС; организации независимо от их организационно-правовой формы, арендующие земли у учреждений УИС, здания, сооружения, помещения, находящиеся на балансе этих учреждений.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в УИС, обеспечивают федеральные государственные учреждения санитарно-гигиенического профиля и иные организации, подведомственные ФСИН России.

К должностным лицам, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в УИС, относятся лица, указанные в пункте 9 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 № 569, в том числе руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты ФСИН России [17].

Непосредственное обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах УИС осуществляют учреждения: федеральное государственное учреждение здравоохранения "Главный центр гигиены и эпидемиологии" (далее - ГЦГиЭ) ФСИН России; федеральные государственные учреждения здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" (далее - ЦГиЭ) территориальных органов ФСИН России и их филиалы; другие организации, учреждения и подразделения санитарно-гигиенического профиля.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в учреждениях УИС, имеют право:

  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • проводить отбор для исследования проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
  • проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
  • проводить отбор для исследования проб воздуха, воды и почвы;
  • проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
  • составлять протоколы о нарушении санитарного законодательства;
  • принимать обязательные для выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами решения по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • применять меры административного воздействия при выявлении нарушений санитарного законодательства, а также направлять в правоохранительные органы материалы о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
  • вносить в установленном порядке предложения, направленные на предотвращение, минимизацию и ликвидацию опасного и вредного влияния на здоровье человека условий среды обитания, труда и быта, неблагоприятных факторов окружающей природной среды, связанных с функционированием учреждений УИС, и в частности:
    1. руководителям учреждений УИС о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и устранения нарушений санитарных правил, применении дисциплинарных взысканий к сотрудникам и работникам, допустившим их;
    2. в органы по сертификации, в случаях установления несоответствия продукции, работ, услуг санитарным правилам, для принятия решения о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг;
    3. в лицензирующие органы, в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека и окружающей среды, для решения вопроса о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий;
  • осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях УИС, в том числе:
  • при размещении учреждений УИС совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, при выборе земельных участков под строительство указанных объектов;
  • при планировке и застройке населенных пунктов, относящихся к инфраструктуре УИС;
  • при проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также при вводе их в эксплуатацию;
  • совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, при разработке, постановке на производство продукции;
  • при промышленном выпуске, применении и использовании продукции, в том числе закупаемой за рубежом;
  • при выборе водных источников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения населенных пунктов и учреждений УИС, установлении зон санитарной охраны источников водопользования лиц, содержащихся в учреждениях УИС, сотрудников и работников этих учреждений, осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения, обеспечении водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей;
  • совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, при выборе водных источников, используемых для купания, занятий спортом и отдыха, а также в лечебных целях;
  • при осуществлении мероприятий по охране от загрязнения атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей;
  • совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, при установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
  • при сборе, переработке и обеззараживании производственных и бытовых отходов совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, при захоронении и утилизации указанных отходов;
  • при эксплуатации зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств;
  • при выполнении работ с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;
  • при воспитании, обучении и отдыхе детей и подростков;
  • при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека на его здоровье;
  • совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, при проведении мероприятий по санитарной охране территории и лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в учреждениях УИС;
  • организуют и проводят социально-гигиенический мониторинг; ведут государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и статистическую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами; выдают санитарно-эпидемиологические заключения в пределах своих полномочий.

Главный государственный санитарный врач ФСИН России вносит в соответствующие органы исполнительной власти предложения:

  1. о приведении в соответствие с санитарным законодательством Российской Федерации нормативно-технических, правовых и иных документов, касающихся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях УИС;
  2. по проектам планов социального и экономического развития ФСИН России, отраслевых научно-технических и комплексных программ охраны здоровья, охраны окружающей природной среды, улучшения условий труда, содержания и проживания лиц, содержащихся в учреждениях УИС, сотрудников и работников этих учреждений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях УИС.

Главный государственный санитарный врач ФСИН России вносит главному государственному санитарному врачу Российской Федерации представления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в учреждениях УИС и осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в учреждениях УИС, предусмотрены статьями 52, 53 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Лица, совершившие санитарные правонарушения на объектах УИС, привлекаются к ответственности должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в учреждениях и органах УИС, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принудительное питание осужденных по медицинским показаниям

В соответствии с частью 4 статьи 101 «Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы» Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случае отказа осужденного от приема и возникновения угрозы его жизни допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям.

Начальник исправительного учреждения после установления факта отказа осужденного от приема пищи обязан в течение суток лично побеседовать с ним с целью выяснения причин непринятия пищи и доложить об этом руководству территориального органа уголовно-исполнительной системы, а также известить прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы.

В случае обоснованности этих причин принимать немедленные мери к удовлетворению законных просьб. Если же будет признано, что указанные причины необоснованны, давать лицу, отказывающемуся от приема пищи, полные и квалифицированные разъяснения, а заявление об отказе от пищи оценивать как отрицательное проявление.

Во время, определяемое администрацией места лишения свободы, в зависимости от конкретных обстоятельств, но во всяком случае не превышающее трех суток с момента реального отказа осужденного от приема пищи, последний подвергается медицинскому освидетельствованию на предмет установления психического и общего соматического состояния.

В течение суток после реального отказа от приема пищи осужденный по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения водворяется в штрафной изолятор исправительного учреждения.

Амбулаторное лечение и неотложная медицинская помощь такому лицу оказываются в помещении, в котором он содержится. Санитарную обработку он проходит отдельно от остальных осужденных.

Осужденному, переведенному в отдельную камеру, в предусмотренное распорядком дня время доставляются завтрак, обед и ужин по установленной норме, и ему предлагается приступить к приему пищи. В случае отказа через два часа пища убирается, о чем делается отметка в карточке учета доставки пищи осужденному согласно приложению.

Перевод на принудительное питание лица, отказывающегося от приема пищи, производится на основании письменного заключения наблюдающего за ним врача или фельдшера.

Обязательному питанию в принудительном порядке подлежат: иностранные граждане; лица, страдающие психическими расстройствами; осужденные, если мотивы послужившие причиной отказа, обоснованны, но удовлетворить законные требования таких лиц незамедлительно по объективным причинам не представляется возможным, а в силу истощения организма в результате упорного отказа от приема пищи их жизнь подвергается опасности.

Перевод на принудительное питание лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется на основании только заключения врача-специалиста.

Срок начала, и периодичность принудительного питания определяется врачом, а в его отсутствие фельдшером, в зависимости от общего состояния здоровья осужденного.

Питательная смесь готовится по рациону, составленному врачом или фельдшером из набора продуктов, предусмотренных нормой суточного довольствия. В питательную смесь при необходимости могут добавляться витамины.

Принудительное питание осужденного производится через зонд врачом или фельдшером в присутствии не менее двух контролеров либо иных представителей администрации.

Перед началом принудительного питания врач или фельдшер разъясняет осужденному о наступлении угрожающих организму изменений и необходимости принятия пищи.

В случае оказания осужденным сопротивления врачу иди фельдшеру, приступающему к принудительному питанию, к нему применяются наручники и контролерами принимаются меры к его удержанию в положении, необходимом для проведения этой процедуры.

О каждом принудительном питании делается запись в медицинской карте осужденного с указанием даты, состава и количества введенной в пищевод питательной смеси, а также фамилии и должности лица, производившего питание.

При улучшении состояния здоровья осужденного принудительное питание прекращается, о чем в медицинской карте делается мотивированное заключение.

Читайте также

Список литературы

  1. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
  2. http://www.constitution.ru/
  3. http://www.rg.ru/printable/2011/11/23/zdorovie-dok.html
  4. Постановление Правительства РФ от 21.10.2011 № 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» // «Собрание законодательства РФ», 31.10.2011, № 44, ст. 6270.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.02.2012) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2, ст. 198.
  6. Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 47, 21.11.2005.
  7. Приказ Минздрава РФ № 346, Минюста РФ № 254 от 28.08.2001 «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 46, 12.11.2001.
  8. Приказ Минюста РФ от 09.08.2011 № 282 «Об утверждении Порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья» // «Российская газета», № 198, 07.09.2011.
  9. Приказ Минздрава РФ № 316, Минюста РФ № 185, ФСС РФ № 180 от 14.07.2003 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 51, 22.12.2003.
  10. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 06.02.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // «Собрание законодательства РФ», 27.02.2006, № 9, ст. 1018.
  11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н (ред. от 26.01.2012) «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // «Российская газета», № 63, 26.03.2010.
  12. Постановление Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 (ред. от 30.12.2005) «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» // «Собрание законодательства РФ», 16.02.2004, № 7, ст. 524.
  13. Приказ Минюста РФ от 01.12.2005 № 235 (ред. от 03.02.2011) «Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 51, 19.12.2005.
  14. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 21.11.2011) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 20.08.1992, № 33, ст. 1913.
  15. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // «Собрание законодательства РФ», 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
  16. Приказ Минюста РФ от 06.06.2006 № 205 «Об утверждении Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы» // «Российская газета», № 138, 29.06.2006.
  17. Постановление Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 (ред. от 21.04.2010) «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» // «Российская газета», № 213, 23.09.2005.
  18. Датий А.В. Порядок организации принудительного питания осужденных по медицинским показаниям // Материалы Международной научно-практической конференции: Реформирование уголовно-исполнительной системы. Проблемы медико-социальной адаптации лиц, отбывающих наказания и освобождающихся из мест лишения свободы. Москва, ООО «Вэл Дизайн», 2010. С. 17-18.
  19. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Тоболевич О.А., Сочивко Д.В., Пастушеня А.Н., Сухов А.Н., Серов В.И., Датий А.В., Щербаков Г.В., Поздняков В.М., Лаврентьева И.В., Щелкушкина Е.А., Савельева Т.И., Гаврина Е.Е., Смирнов А.М., Дикопольцев Д.Е., Адылин Д.М., Купцов И.И., Пивоварова Т.И. Монография / Под научной редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Том 1.
  20. Воронин Р.М., Датий А.В., Трубецкой В.Ф. Некоторые характеристики осужденных, больных наркоманией // Человек: преступление и наказание. 2012. № 3. С. 118-121.
  21. Датий А.В. Научно-методическое сопровождение эксперимента по совершенствованию медико-санитарного обеспечения осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 9. С. 16-21.
  22. Датий А.В. Проблемы медицинского обеспечения осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 52-60.
  23. Датий А.В., Воронин Р.М. Некоторые особенности характеристик женщин инвалидов, содержащихся в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 4. С. 61-63.
  24. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.
  25. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.
  26. Датий А.В., Павленко А.А. К вопросу о совершенствовании действующего законодательства в области пенитенциарной медицины // Человек: преступление и наказание. 2011. № 1. С. 58-61.
  27. Датий А.В., Павленко А.А., Шаталов Ю.Н. Интернет-конференция «Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 178-179.
  28. Датий А.В., Селиванов С.Б., Панфилов Н.В. Опыт создания информационно-аналитической базы социально-гигиенического мониторинга в системе Минюста России // Гигиена и санитария. 2004. № 5. С. 23.
  29. Датий А.В., Юсуфов Р.Ш., Ермолаева Т.В. Роль клинико-диагностических лабораторных исследований в диагностике туберкулеза // Клиническая лабораторная диагностика. 2010. № 9. С. 35.
  30. Смирнов Д.А., Селиванов Б.С., Датий А.В. Некоторые аспекты медико-санитарного обеспечения осужденных в колониях-поселениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 1. С. 20-21.

Цитировать

Датий, А.В. Правовое регулирование медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы / А.В. Датий. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2947 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться