Общие положения
Всеобщая Декларация прав человека [1] провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи. Статья 41 Конституции Российской Федерации [2] закрепляет право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] определено, что «охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
В ст. 4 этого Закона определено, что основными принципами охраны здоровья граждан являются:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- доступность и качество медицинской помощи;
- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- соблюдение врачебной тайны.
Ст. 26 Закона определяет права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи. В ней отмечено, что:
- Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.
- При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
- При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
- Испытание новых методов профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации, а также лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается.
- В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.
- Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинская служба УИС является составной частью государственной системы здравоохранения и должна обеспечивать реализацию права осужденных на охрану здоровья, получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Медицинская помощь должна оказываться в объеме, предусмотренном Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи для учреждений соответствующего уровня и по видам медицинской помощи согласно полученной лицензии [4].
В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ [5, 19, 20], федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений» [6, 21, 22, 23] в отношении осужденных осуществляются: медицинское обследование и наблюдение в целях профилактики заболеваний; диспансерный учет, наблюдение и лечение методами и средствами, рекомендованными Министерством здравоохранения и социального развития РФ; определение трудоспособности. В случаях, когда необходимая медицинская помощь не может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) и лечебных исправительных учреждениях (ЛИУ), осужденные могут быть направлены в территориальные лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения.
Медицинское обеспечение осужденных осуществляют медицинские (медико-санитарные) части исправительных учреждений и лечебно-профилактические учреждения УИС: больницы, специализированные больницы (психиатрические, туберкулезные). Для реализации работы, связанной с охраной материнства и детства, в УИС в составе исправительных учреждений организуются дома ребенка, родильные отделения, молочные кухни.
Лечебно-профилактическая помощь осужденным
Медицинская часть является структурным подразделением исправительного, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, тюрьмы и предназначена для медицинского обеспечения осужденных, содержащихся в них. Главная цель деятельности медицинской части - оказание врачебной, доврачебной и неотложной медицинской помощи осужденным и заключенным. Основные задачи медицинской части: оказание неотложной, амбулаторной и стационарной медицинской помощи; организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации, комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий и контроль за их реализацией; гигиеническое обучение и пропаганда здорового образа жизни.
Медицинская часть может иметь в своем составе амбулаторию, стационар, медицинский изолятор, аптеку и стерилизационную (автоклавную), при этом оставаясь единым подразделением. Помещения медицинской части размещаются и содержатся в соответствии с государственными санитарными правилами и нормами для лечебно-профилактических учреждений. Они оборудуются аварийным освещением и тревожной сигнализацией.
Наличие в составе медицинской части тех или иных функциональных подразделений, коечная емкость стационара и штатная численность медицинского персонала определяются лимитом наполнения учреждения, особенностью его территориального расположения по отношению к лечебно-профилактическим учреждениям. Медицинская помощь в медицинской части должна оказываться в объеме, предусмотренном Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи для учреждений соответствующего уровня и по видам медицинской помощи согласно полученной лицензии. Уровень учреждения и перечень видов помощи зависят от конкретных условий, дислокации ИУ, структуры и мощности медицинской части.
Перечень лицензированных видов медицинской помощи, оказываемой в медицинской части, определяется также наличием работающих в ней врачей-специалистов.
При отдаленном расположении исправительного учреждения от ЛПУ УИС перечень видов медицинской помощи может быть расширен, а сроки лечения в стационаре медицинской части увеличены. В этих случаях врачи должны иметь необходимую подготовку, а медицинская часть оснащается соответствующей медицинской техникой и имуществом.
Направление больных для стационарного лечения в больницы и ЛИУ для амбулаторного лечения осуществляется по медицинским показаниям. В случаях, требующих оказания неотложной стационарной помощи, больные под конвоем направляются в больницы территориальных органов здравоохранения.
Приказом Минздрава России и Минюста России от 28 августа 2001 г. № 346/254 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы [7, 24].
Медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется путем медицинского обследования при поступлении в ИУ с целью выявления соматических, психических, инфекционных и других заболеваний. Он включает в себя: проведение медицинских осмотров с целью своевременного активного выявления больных, лиц с патологическими и предпатологическими состояниями и разработки в отношении их лечебно-оздоровительных мероприятий; диспансерное наблюдение за лицами, страдающими заболеваниями; медицинский контроль за условиями труда, размещения и питания осужденных; систематическую проверку выполнения рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии по правильному трудовому использованию инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью, а также рекомендаций лечебных учреждений по проведению лечебно-профилактических мероприятий среди хронических больных.
По прибытии в учреждение проводится первичный медицинский осмотр всех поступивших (в том числе следующих транзитом) с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи. При этом обращается особое внимание на наличие наружных проявлений кожных, венерических, инфекционных и других заболеваний, пораженность педикулезом. В случае поступления в учреждение лица, имеющего телесные повреждения, врачом или фельдшером, проводившим медицинский осмотр, совместно с оперативным дежурным и начальником караула (старшим конвоя), доставившего осужденного, составляется акт, о происшествии докладывается начальнику учреждения рапортом.
Осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В течение этого времени они проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний, оценки состояния здоровья. В ходе его врачи производят сбор анамнестических данных о перенесенных заболеваниях, травмах, операциях, которые регистрируются в медицинской амбулаторной карте, при необходимости назначаются дополнительные обследования. При отсутствии данных о проведении рентгенологических или флюорографических обследований органов грудной клетки в течение последних 4 месяцев такие обследования осуществляются в кратчайшие сроки (не более 2 недель).
Перед помещением осужденных в ШИЗО и ПКТ производится медицинский осмотр [8]. По его результатам врач дает письменное заключение о возможности их содержания в перечисленных помещениях. Лицам, находящимся в ШИЗО и ПКТ, медицинская помощь оказывается врачами на месте при ежедневной проверке санитарно-эпидемиологического состояния этих помещений. В случаях, когда имеется серьезная угроза здоровью или жизни осужденного, медицинский работник принимает меры к срочному переводу такого лица в медицинскую часть. Врачам запрещается находиться в камерах ШИЗО и ПКТ без сопровождения инспекторов по надзору.
Амбулаторная медицинская помощь осужденным предоставляется амбулаториями медицинских частей. Прием в медицинской части проводится в часы, установленные приказом начальника учреждения.
Работающим осужденным, признанным временно нетрудоспособными в связи с заболеванием, травмой, беременностью, родами или уходом за больным ребенком, находящимся в доме ребенка, оформляется листок временной нетрудоспособности в порядке, определенном Минздравом, Минюстом России и Фондом социального страхования Российской Федерации [9, 25, 26, 27].
Одной из основных функций медицинской части является организация и оказание неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях, отравлениях и травмах. Порядок осуществления неотложной медицинской помощи определяется начальником медицинской части в зависимости от распорядка работы учреждения, имеющихся штатных сил и средств, особенностей его дислокации по отношению к ЛПУ УИС и территориальным органам здравоохранения, иных местных условий, утверждается начальником учреждения и доводится до сведения всех заинтересованных лиц.
Амбулаторному лечению подлежат больные, которые по характеру заболевания (травмы) не нуждаются в сложных методах диагностики и лечения. Объем диагностических и лечебных мероприятий в отношении этих больных определяется возможностью обеспечить в условиях медицинской части лабораторное, рентгенологическое и другие специальные методы исследования.
Стационар медицинской части предназначен: для обследования и лечения больных, требующих стационарного лечения сроком до 14 суток; необходимого стационарного лечения больных, выписанных из больниц; временной изоляции инфекционных больных или лиц с подозрением на инфекционное заболевание до направления их в больницу; стационарного лечения нетранспортабельных больных до улучшения их состояния и направления в больницу; содержания лиц, подлежащих стационарному лечению или отнесенных к оздоровительной группе, при плановом диспансерном наблюдении; содержания больных, подлежащих досрочному освобождению по болезни, при невозможности их нахождения в общежитии ИУ и отсутствии показаний для направления в больницы УФСИН.
Первичное освидетельствование и переосвидетельствование в установленные сроки в бюро медико-социальной экспертизы лиц, содержащихся в учреждениях УИС, осуществляются на общих основаниях. Порядок их проведения определен Положением о порядке и условиях признания лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 [10, 28] и классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. [11, 29, 30].
На медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, нуждающиеся в мерах социальной защиты, в случаях расстройства их здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности со стойкими нарушениями функций организма. Для проведения медико-социальной экспертизы лицо подает письменное заявление в произвольной форме на имя руководителя территориального бюро медико-социальной экспертизы.
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 утвержден Порядок медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью [12]. Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказаний, включает туберкулез, новообразования, психические расстройства, болезни эндокринной, нервной систем, органов чувств, кровообращения, дыхания и пищеварения, мочевыводящей, костно-мышечной систем, соединительной ткани, а также анатомические дефекты и прочие заболевания.
Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (утверждена приказом Минюста России от 1 декабря 2005 г. № 235) [13] регламентирует порядок направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы. В этих целях начальником ИУ, где содержится осужденный, по представлению начальника медицинской части отсылается запрос в учреждение, в которое предполагается поместить больного на обследование или лечение.
Направление осужденного, страдающего психическими расстройствами, на лечение и обследование осуществляется только при наличии письменного согласия на госпитализацию самого осужденного или его законных представителей, за исключением случаев неотложной госпитализации, предусмотренных Законом РФ от 2 июля 1992г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [14].
Санитарно-противоэпидемическое обеспечение осужденных
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [15].
В статье 1 этого Закона под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В соответствии со ст. 2 Закона санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается:
- посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
- разработки и реализации федеральных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также региональных целевых программ и научных, научно-технических программ в данной области;
- проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
- создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
- государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
- лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
- государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;
- проведения социально-гигиенического мониторинга;
- научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
- мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
- мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Приказом Минюста России от 6 июня 2006 г. № 205 утверждено Положение об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы [16].
Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в уголовно-исполнительной системе осуществляет главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).
Госсанэпиднадзор на объектах УИС осуществляется главными государственными санитарными врачами территориальных органов ФСИН России и их заместителями, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и являющимися составной частью единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Главные государственные санитарные врачи территориальных органов находятся в прямом подчинении начальников территориальных органов ФСИН России, а по вопросам государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главного государственного санитарного врача ФСИН России. Назначаются и освобождаются от должности начальниками территориальных органов ФСИН России по представлению заместителей начальников соответствующих территориальных органов ФСИН России и по согласованию с главным государственным санитарным врачом ФСИН России.
К объектам УИС, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, относятся: учреждения, входящие в УИС независимо от их организационно-правовой формы, с их инженерно-коммунальными и техническими коммуникациями, санитарно-защитными зонами, а также земли, отведенные под размещение учреждений УИС; организации независимо от их организационно-правовой формы, арендующие земли у учреждений УИС, здания, сооружения, помещения, находящиеся на балансе этих учреждений.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в УИС, обеспечивают федеральные государственные учреждения санитарно-гигиенического профиля и иные организации, подведомственные ФСИН России.
К должностным лицам, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в УИС, относятся лица, указанные в пункте 9 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 № 569, в том числе руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты ФСИН России [17].
Непосредственное обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах УИС осуществляют учреждения: федеральное государственное учреждение здравоохранения "Главный центр гигиены и эпидемиологии" (далее - ГЦГиЭ) ФСИН России; федеральные государственные учреждения здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" (далее - ЦГиЭ) территориальных органов ФСИН России и их филиалы; другие организации, учреждения и подразделения санитарно-гигиенического профиля.
Должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в учреждениях УИС, имеют право:
- беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- проводить отбор для исследования проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
- проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
- проводить отбор для исследования проб воздуха, воды и почвы;
- проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
- составлять протоколы о нарушении санитарного законодательства;
- принимать обязательные для выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами решения по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- применять меры административного воздействия при выявлении нарушений санитарного законодательства, а также направлять в правоохранительные органы материалы о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
- вносить в установленном порядке предложения, направленные на предотвращение, минимизацию и ликвидацию опасного и вредного влияния на здоровье человека условий среды обитания, труда и быта, неблагоприятных факторов окружающей природной среды, связанных с функционированием учреждений УИС, и в частности:
- руководителям учреждений УИС о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и устранения нарушений санитарных правил, применении дисциплинарных взысканий к сотрудникам и работникам, допустившим их;
- в органы по сертификации, в случаях установления несоответствия продукции, работ, услуг санитарным правилам, для принятия решения о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг;
- в лицензирующие органы, в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека и окружающей среды, для решения вопроса о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий;
- осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях УИС, в том числе:
- при размещении учреждений УИС совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, при выборе земельных участков под строительство указанных объектов;
- при планировке и застройке населенных пунктов, относящихся к инфраструктуре УИС;
- при проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также при вводе их в эксплуатацию;
- совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, при разработке, постановке на производство продукции;
- при промышленном выпуске, применении и использовании продукции, в том числе закупаемой за рубежом;
- при выборе водных источников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения населенных пунктов и учреждений УИС, установлении зон санитарной охраны источников водопользования лиц, содержащихся в учреждениях УИС, сотрудников и работников этих учреждений, осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения, обеспечении водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей;
- совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, при выборе водных источников, используемых для купания, занятий спортом и отдыха, а также в лечебных целях;
- при осуществлении мероприятий по охране от загрязнения атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей;
- совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, при установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
- при сборе, переработке и обеззараживании производственных и бытовых отходов совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, при захоронении и утилизации указанных отходов;
- при эксплуатации зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств;
- при выполнении работ с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;
- при воспитании, обучении и отдыхе детей и подростков;
- при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека на его здоровье;
- совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, при проведении мероприятий по санитарной охране территории и лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в учреждениях УИС;
- организуют и проводят социально-гигиенический мониторинг; ведут государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и статистическую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами; выдают санитарно-эпидемиологические заключения в пределах своих полномочий.
Главный государственный санитарный врач ФСИН России вносит в соответствующие органы исполнительной власти предложения:
- о приведении в соответствие с санитарным законодательством Российской Федерации нормативно-технических, правовых и иных документов, касающихся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях УИС;
- по проектам планов социального и экономического развития ФСИН России, отраслевых научно-технических и комплексных программ охраны здоровья, охраны окружающей природной среды, улучшения условий труда, содержания и проживания лиц, содержащихся в учреждениях УИС, сотрудников и работников этих учреждений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях УИС.
Главный государственный санитарный врач ФСИН России вносит главному государственному санитарному врачу Российской Федерации представления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в учреждениях УИС и осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в учреждениях УИС, предусмотрены статьями 52, 53 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Лица, совершившие санитарные правонарушения на объектах УИС, привлекаются к ответственности должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в учреждениях и органах УИС, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принудительное питание осужденных по медицинским показаниям
В соответствии с частью 4 статьи 101 «Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы» Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случае отказа осужденного от приема и возникновения угрозы его жизни допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям.
Начальник исправительного учреждения после установления факта отказа осужденного от приема пищи обязан в течение суток лично побеседовать с ним с целью выяснения причин непринятия пищи и доложить об этом руководству территориального органа уголовно-исполнительной системы, а также известить прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы.
В случае обоснованности этих причин принимать немедленные мери к удовлетворению законных просьб. Если же будет признано, что указанные причины необоснованны, давать лицу, отказывающемуся от приема пищи, полные и квалифицированные разъяснения, а заявление об отказе от пищи оценивать как отрицательное проявление.
Во время, определяемое администрацией места лишения свободы, в зависимости от конкретных обстоятельств, но во всяком случае не превышающее трех суток с момента реального отказа осужденного от приема пищи, последний подвергается медицинскому освидетельствованию на предмет установления психического и общего соматического состояния.
В течение суток после реального отказа от приема пищи осужденный по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения водворяется в штрафной изолятор исправительного учреждения.
Амбулаторное лечение и неотложная медицинская помощь такому лицу оказываются в помещении, в котором он содержится. Санитарную обработку он проходит отдельно от остальных осужденных.
Осужденному, переведенному в отдельную камеру, в предусмотренное распорядком дня время доставляются завтрак, обед и ужин по установленной норме, и ему предлагается приступить к приему пищи. В случае отказа через два часа пища убирается, о чем делается отметка в карточке учета доставки пищи осужденному согласно приложению.
Перевод на принудительное питание лица, отказывающегося от приема пищи, производится на основании письменного заключения наблюдающего за ним врача или фельдшера.
Обязательному питанию в принудительном порядке подлежат: иностранные граждане; лица, страдающие психическими расстройствами; осужденные, если мотивы послужившие причиной отказа, обоснованны, но удовлетворить законные требования таких лиц незамедлительно по объективным причинам не представляется возможным, а в силу истощения организма в результате упорного отказа от приема пищи их жизнь подвергается опасности.
Перевод на принудительное питание лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется на основании только заключения врача-специалиста.
Срок начала, и периодичность принудительного питания определяется врачом, а в его отсутствие фельдшером, в зависимости от общего состояния здоровья осужденного.
Питательная смесь готовится по рациону, составленному врачом или фельдшером из набора продуктов, предусмотренных нормой суточного довольствия. В питательную смесь при необходимости могут добавляться витамины.
Принудительное питание осужденного производится через зонд врачом или фельдшером в присутствии не менее двух контролеров либо иных представителей администрации.
Перед началом принудительного питания врач или фельдшер разъясняет осужденному о наступлении угрожающих организму изменений и необходимости принятия пищи.
В случае оказания осужденным сопротивления врачу иди фельдшеру, приступающему к принудительному питанию, к нему применяются наручники и контролерами принимаются меры к его удержанию в положении, необходимом для проведения этой процедуры.
О каждом принудительном питании делается запись в медицинской карте осужденного с указанием даты, состава и количества введенной в пищевод питательной смеси, а также фамилии и должности лица, производившего питание.
При улучшении состояния здоровья осужденного принудительное питание прекращается, о чем в медицинской карте делается мотивированное заключение.