Управление дебиторской задолженностью с помощью страхования

NovaInfo 30
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В работе изложены основные тезисы автора об управлении дебиторской задолженностью с помощью страхования, ее целях, рисках деятельности и возможности предприятия застраховать дебиторскую задолженность с целью избегания финансовых потерь.

Ключевые слова

СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ, РИСК, ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Текст научной работы

Комплекс мер по взысканию дебиторской задолженности на предприятии является неотъемлемой частью всей кредитной политики организации. Многообразие различных экономических ситуаций привело к тому, что помимо традиционного отслеживания состояния дебиторской задолженности и непосредственного контакта с покупателями по поводу оплаты счетов за поставленную продукцию существует ряд вполне эффективных способов инкассации дебиторской задолженности, позволяющих вернуть денежные средства за поставленную продукцию: оформление задолженности векселем, взаимозачетные операции, факторинг и т.д. [4].

Однако в современных условиях хозяйствования многие предприятия и организации стремятся не только получать положительные финансовые результаты, но и заранее их планировать. Однако при высокой вероятности неплатежей данная задача становится довольно трудновыполнимой — далеко не каждое предприятие готово представить собственную финансовую отчетность и прочую необходимую для проведения анализа его кредитоспособности информацию. Следовательно, риски неплатежа по конкретным сделкам можно оценить также далеко не всегда, что обусловливает применение прямого страхования дебиторской задолженности как инструмента управления дебиторской задолженностью предприятия.

Разделение дебиторской задолженности по видам можно выполнить, учитывая определенные сегменты должников, точнее объединение их в группы по различным признакам. Для этого можно пользоваться методами маркетинга, которые направлены на исследование действий покупателей. Учетные материалы о выплатах и долгах позволяют вести учет проблем, вследствие которых люди не имеют возможности платить и соответственно образовываются задолженности.

Для выполнения процессов, описанных выше, очень часто используется АВС-анализ. Однако здесь может возникнуть неопределенность из-за существования нескольких методов анализа с одинаковым анализом. Есть метод, который является сокращенным от английских слов ActivityBasedCosting, или же «эй би си анализ». Этот метод подразумевает расчеты и фиксирование затрат по различным сферам деятельности предприятия, метод пооперационного вычисления затрат. В свою очередь, с аналогичным названием есть и другой метод, который произошел от ABC-Analysis или «А Б Ц анализ». Этот метод изобрел известный ученый В.Парето, а также в рамках этого метода используется «диаграмма Парето», с которой знакомы люди, изучающие кибернетику или статистику.

АВС –анализ
Рисунок 1. АВС–анализ

Страхование дебиторской задолженности предполагает страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или его банкротства. Использование этого инструмента может быть эффективно для торговых и производственных компаний, действующих на конкурентных рынках и не имеющих возможности диктовать покупателям свои условия продажи или планирующих завоевание новых рыночных ниш.

К преимуществам использования страхования дебиторской задолженности можно отнести повышение финансовой независимости компании. В российской и мировой практике нередки случаи, когда банкротство крупного покупателя влекло за собой серию банкротств его поставщиков, работавших на условиях отсрочки платежа. Следует отметить, что компаниям, застраховавшим свою дебиторскую задолженность, как правило, значительно проще получить более выгодные условия по банковским кредитам.

При этом застрахованная дебиторская задолженность может служить предметом залога для банка [1].

Заключение договора страхования позволит не только провести обоснованную оценку кредитных рисков компании, но и переложить сами риски на страховую компанию. Также стоит отметить и следующее важное преимущество страхования дебиторской задолженности — возможность активно развивать рынки регионов. В настоящее время представители компаний, даже выезжая на место к региональным покупателям, не в состоянии оценить их платежеспособность и зачастую вынуждены отказывать им в коммерческом кредите.

Региональные компании в свою очередь не могут позволить себе предоплату. Все это сдерживает наращивание объемов продаж и развитие предприятий. Однако данная проблема может быть решена с помощью страхования дебиторской задолженности.

Среди основных недостатков страхования дебиторской задолженности можно отметить достаточно высокую стоимость этой услуги по сравнению с аналогичными предложениями на зарубежных рынках. Страховая премия может составлять от 0,9 до 9% застрахованного объема продаж с рассрочкой платежа. Данное обстоятельство связано с тем, что российские страховые компании, определяя размер премии, учитывают в стоимости страхования страновой риск Российской Федерации.

Существуют схемы страхования дебиторской задолженности:

Полисная схема. При использовании данной схемы неотъемлемой частью договора страхования являются страховые полисы. Такой полис выписывается на каждую поставку продукции с рассрочкой платежа застрахованным покупателям. Полис оформляется по заявлению покупателя, в котором должны содержаться данные о планируемой отгрузке (номер накладной, сумма, наименование покупателя), и считается действительным после оплаты страховой премии. Поэтому предприятие выплачивает премию по страховому полису, как правило, в день его выдачи или на следующий день. Размер страховой премии определяется как процент от стоимости поставки, застрахованной полисом. Мониторинг соблюдения кредитных лимитов при использовании полисной схемы осуществляет страховая компания. Для этого предприятие ежемесячно отправляет отчеты о задолженности контрагентов, риски по которым застрахованы. Если кредитные лимиты покупателей исчерпаны, то выписка полисов прекращается.

Генеральная схема. При генеральной схеме страхования полисы не используются. Предприятие отгружает продукцию в рамках установленных кредитных лимитов, не страхуя полисом каждую поставку с отсрочкой платежа. В случае использования генеральной схемы авансом выплачивается 50 — 70% плановой страховой премии за весь период действия договора. Аванс может выплачиваться в течение трех первых месяцев после подписания договора страхования. Сумма плановой страховой премии рассчитывается как установленный в договоре процент от планируемого объема продаж застрахованным покупателям за год. Предприятие ежеквартально (15-го или 31-го числа следующего месяца, в зависимости от договора) представляет отчеты об осуществленных отгрузках застрахованным контрагентам и структуре текущей дебиторской задолженности. Остаток суммы страховой премии предприятие выплачивает в месяце, в котором достигнут плановый объем продаж. При превышении фактического оборота над оплаченным осуществляется доплата страховой премии на ежемесячной или ежеквартальной основе [6].

Комплекс мероприятий по возврату дебиторской задолженности является одной из основных частей всей кредитной политики компании. Наличие большого числа различных экономических ситуаций привело к тому, что, кроме контроля и отслеживания состояния данной задолженности, возник целый ряд достаточно эффективных способов, с помощью которых можно вернуть средства за предоставленные услуги или продукцию: факторинг, взаимозачетные операции, оформление задолженности векселем и др.

На современном торговом рынке многие организации и предприятия хотят не только получать стабильный доход, но и заранее его планировать. При достаточно высокой вероятности неплатежей со стороны должников эта задача становится трудновыполнимой. Поэтому риск неплатежа по отдельным сделкам оценить можно не всегда. Данное обстоятельство привело к возникновению страхования дебиторской задолженности как инструмента управления задолженностью компании. Страхование дебиторской задолженности предполагает страхование возможности возникновения убытков от банкротства покупателя или несвоевременного возврата им денежных средств.

Перед тем как предложить конкретные условия страхования для своих клиентов, страховая фирма должна проанализировать кредитные риски контрагентов предприятия и выбрать из них те, с которыми можно работать на условиях отсрочки платежа, после чего установить для каждого клиента индивидуальный кредитный лимит.

Процедура оценки кредитных лимитов начинается с анализа деятельности продавца, поэтому при первом обращении компании-продавца в страховую фирму необходимо представить:

  • общие сведения о предприятии;
  • реестр старения дебиторской задолженности;
  • данные о возможных убытках из-за неисполнения обязательств покупателями, которые возникали в последние 2-3 года;
  • данные о планируемом количестве продаж в будущем году;
  • список покупателей, которые приобретают продукцию на условиях отсрочки.

Требования о присутствии отчетности по принятым стандартам не является обязательным, однако позволяет страховой фирме лучше провести оценку кредитных рисков и предоставить более выгодные условия страхования. Параллельно также необходимо провести детальный анализ процедуры кредитования и управления ею (система кредитного менеджмента). Если данная система соответствует требованиям страховой фирмы, то после заключения договора страхования предприятие сможет самостоятельно контролировать кредитные лимиты по покупателям.

Выделим преимущества и недостатки страхования.

Главным преимуществом такого страхования является увеличение финансовой независимости предприятия. В российской и мировой практике иногда происходят случаи, когда банкротство крупного покупателя приводит к банкротству многих его поставщиков, работающих с отсрочкой платежа [2].

Следует отметить, что предприятия, в которых имеется дебиторская задолженность, и которые произвели ее страхование, могут взять банковский кредит на более выгодных условиях. Такое страхование может послужить предметом залога для банка. Страховой договор позволяет не только провести качественную оценку рисков по кредитам предприятия, но и переложить эти риски на страховую организацию.

Следующим преимуществом страхования является возможность активно развивать региональные рынки. На сегодняшний день представители разных организаций, даже непосредственно приезжая к региональным покупателям, не могут в полной степени оценить их платежеспособность, поэтому они вынуждены отказывать покупателям в предоставлении кредитов. В свою очередь, небольшие региональные компании не в состоянии позволить себе осуществить предоплату. Такие факторы сдерживают развитие предприятий и объем продаж. Данная проблема решается с помощью процедуры страхования дебиторской задолженности.

К недостаткам данной процедуры нужно отнести достаточно высокую ее стоимость. Страховая премия составляет 0,9-9,0% от застрахованного количества продаж с рассрочкой платежа.

Читайте также

Список литературы

  1. Богомолов, А. М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как элемент системы внутреннего контроля в организации [Текст] / А. М. Богомолов // Современный бухучет. 2013. - № 5. - С. 46-51.
  2. Джалаев, Т. К., Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия [Текст] / Т. К. Джалаев // Экономический анализ: теория и практика. 2013. - № 7. - С. 58-65.
  3. Ефимов, О.Н. Основы страхового дела [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 116 с.— Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/23083.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Ефимов, О.Н. Страховое дело [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные,— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 177 с.— Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/23088.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  5. Климова, Н. В., Аналитические исследования в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью организации [Текст] / Н. В. Климова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2014 .- № 5 .- С. 3-9.
  6. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент [Текст]: учебник / В.В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 2013. - 356 с.
  7. Ковалев, В.В. Финансовый анализ [Текст]: учебник / В.В. Ковалев. М.: Экономика, 2014. – 247 с.

Цитировать

Гильманов, С.Г. Управление дебиторской задолженностью с помощью страхования / С.Г. Гильманов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/3039 (дата обращения: 24.01.2022).

Поделиться