Система нормативно — правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В настоящее время Россия находится на стадии перехода к рыночной экономике. Реформа и разработка норм бухгалтерского учета начиналась еще с 1992 года. Но со временем в процессе модернизации процесса регулирования был издан новый Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 402 от 06.12.11 года, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Данный закон был разработан с целью усовершенствования системы формирования и регулирования бухгалтерского учета в организации, повышения качества контроля за финансовой отчетностью организации.

Ключевые слова

УЧЕТНЫЙ РЕГИСТР, ДОКУМЕНТ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СЧЕТ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Текст научной работы

В настоящее время Россия находится на стадии перехода к рыночной экономике. Реформа и разработка норм бухгалтерского учета начиналась еще с 1992 года. Но со временем в процессе модернизации процесса регулирования был издан новый Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 402 от 06.12.11 года, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Данный закон был разработан с целью усовершенствования системы формирования и регулирования бухгалтерского учета в организации, повышения качества контроля за финансовой отчетностью организации. Также закон определяет основные понятия и объекты бухгалтерского учета, список тех юридических лиц, которые подвергаются действию закона, а так же список юридических лиц, которые освобождаются от ведения бухгалтерского учета. Под действие данного закона попадают те требования, которые предъявляются к главным бухгалтерам организации, на которого, в свою очередь, возложена обязанность ведения бухгалтерского учета.

Конституция РФ статья 71 пункт «р» определяет, что бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации вступают в силу принятые федеральные и федеральные конституционные законы, которые распространяются на всей территории РФ. Это регламентируется статьей 76 Конституции РФ.

Также было создано и притворено в жизнь большое количество нормативно – правовых актов, инструкций, стандартов, методических указаний и рекомендаций. Все эти документы имели различные задачи в рамках единственной цели – построение четкой и отлаженной системы нормативно – правового регулирования бухгалтерского учета в РФ.

На данный момент третьей главой ФЗ № 402 определены следующие четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают возможные способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета, требования к учетной политике организации, порядок изменения плана счетов, те условия, при которых финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении организации, а также способы упрощенного ведения бухгалтерского учета. Специальные требования, включающие учетную политику, план счетов и порядок его применения, устанавливаются федеральными стандартами. На данный момент функцию в области федеральных стандартов выполняют Положения по бухгалтерскому учету, действующий План счетов и Инструкция по его применению, приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

План счетов утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 года № 94-н. План счетов должен применяться в организациях, исключая кредитные и муниципальные учреждения, в которых ведется учет посредством двойной записи. Он представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете. На его основе в организации создается рабочий план счетов, который включает все синтетические и аналитические счета, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета.

Министерством финансов утверждаются 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). ПБУ регулируют отдельные вопросы учета, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности. Описание основных правил ведения учета, определение основных понятий вызывают необходимость существования данных Положений. Вместе с тем, в Положениях указываются допустимые бухгалтерские приемы без раскрытия механизма ведения бухгалтерского учета относительно определенного вида деятельности или организационно – правовой форме организации.

Отраслевые стандарты, по сравнению с федеральными, менее объемны. Они устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Следующим в иерархии документов выступают рекомендации в области бухгалтерского учета. К методическим рекомендациям, которые были изданы и опубликованы, можно отнести следующие:

  1. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.
  2. Методические указания, по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н.
  3. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Стандарты экономического субъекта не являются совершенно новым понятием в практике бухгалтерского учета. Они предопределяют порядок ведения бухгалтерского учета в организации. К таким документам можно отнести рабочий план счетов, который создается и используется в организации в соответствии с осуществляемой ее деятельностью, формы первичных документов, правила документооборота.

Нужно также подчеркнуть то, что федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному Закону № 402, отраслевые не должны противоречить федеральным, а стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым. Следовательно, можно составить следующую иерархию:

  1. Конституция РФ;
  2. Гражданский Кодекс РФ;
  3. Федеральные Законы РФ;
  4. Указы Президента РФ;
  5. Постановления Правительства РФ;
  6. Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  7. Отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  8. Рекомендации в области бухгалтерского учета;
  9. Стандарты экономических субъектов.

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящий момент нормативно – правовая база по регулированию бухгалтерского учета сделала большой скачок в своем развитии. Но большое количество нормативно – правовых документов может навредить совершенствованию бухгалтерского учета. Достоинством системы правового регулирования бухгалтерского учета можно считать ее иерархичность, что позволяет работникам, в случае возникновения противоречий, быстро решать проблемы и отдавать предпочтение нормам, которые обладают большей юридической силой.

Читайте также

Список литературы

  1. Бухгалтерский (финансовый учет): учет производства, капитала, финансовых результатов и финансовая отчетность / Пипко В.А., Булавина Л.Н., Кулиш Н.В., Кузнецова В.И. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  2. Германова В. С. Учетная политика в целях налогообложения: методический аспект. Современные технологии управления. 2012. № 24 (24). С. 1-9.
  3. Конева А.А., Фролов А.В., Тунина М.Н. Особенности бухгалтерского учета производственных затрат и готовой продукции овцеводства в соответствии с российскими и международными стандартами финансовой отчетности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2009. № 4. С. 171-175.
  4. Кулиш Н.В. Трансформация нормативно-правового механизма регулирования бухгалтерского учета финансовых результатов в сельском хозяйстве // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-3. С. 376-381.
  5. Пипко В. А., Костюкова Е. И., Кулиш Н. В., Пипко А. В., Кузнецова В. И., Трухачев В. И. Бухгалтерский учет в коммерческих организациях. Москва, 2008.
  6. Сытник О.Е., Тунин С.А., Фролов А.В., Фролова А.А., Мариненко А.А. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету земель сельскохозяйственного назначения при формировании учетной политики сельскохозяйственных организаций. [Н. В. Кулиш и др.]; ФГОУ ВПО Ставропольский гос. аграрный ун-т, Лаб. "УМЦ подгот. проф. бухгалтеров". Ставрополь, 2010.
  7. Сытник О. Е. Методика формирования аспектов учетной политики, обеспечивающих эффективную стратегию деятельности хозяйствующего субъекта / Сытник О.Е., Бехтерева И.С. // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11 (52).- С. 203-209.
  8. Тунин С. А. Роль профессионального суждения бухгалтера в современной бухгалтерии // Университетская наука – региону: сборник материалов 70-й юбилейной научно-практической конференции. – Ставрополь: АГРУС, 2006. – С. 131-135.
  9. Тунин С. А., Сытник О. Е. Профессиональное суждение бухгалтера при формировании учетной политики организации // Учетно-аналитические аспекты и перспективы развития инновационной экономики : материалы Международной научно-практической конференции 13-15 апреля 2010 г. – Ставрополь: – ООО «Бюро новостей», 2010. – С. 55-58.
  10. Фролов А. В., Фролова А. А. Формирование учетной политики в условиях совершенствования нормативной базы бухгалтерского учета. В сборнике: Финансово-экономические проблемы развития региона и учетно-аналитические аспекты функционирования предпринимательских структур Сборник научных трудов по материалам Ежегодной 77-й научно-практической конференции ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» «Аграрная наука – Северо-Кавказскому федеральному округу». 2013. С. 111-117.

Цитировать

Васильева, В.Н. Система нормативно — правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации / В.Н. Васильева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3214 (дата обращения: 20.08.2022).

Поделиться