Любые ошибки в учёте основных средств или несоответствие действующим нормам законодательства могут отразиться на годовых показателях финансово-хозяйственной деятельности учреждения. О том, какие нормы применять в 2017, в этой статье.
В настоящее время быстрыми темпами происходит старение материально-технической базы оборудования многих российских организаций, а средств на обновление этой базы обычно не всегда хватает. В итоге, теряется предполагаемая эффективность использования активов, а именно за счет нее можно добиться необходимого уровня финансовых средств, которые необходимы организации для ее финансово-хозяйственной деятельности. Изучение этой проблемы не достигло необходимого уровня, который на данном этапе в полной мере отражал бы реальное значение основных средств в современной экономике как важнейшего фактора ее развития, а также соответствовал изменениям и новым возможностям бухгалтерского учета в условиях его реформирования. Вся острота проблемы, о которой идет речь, находит отражение в существенном обновлении и совершенствовании нормативного регулирования, изменениях базовых аспектов учета основных средств, усилении правовых регламентов их использования, а также расширении спектра хозяйственных операций.
К одной из типичных ошибок учета основных средств, выявляемой в ходе проведения аудита, является их неверная классификация. В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»* (ПБУ 6/01) имущество, приобретенное организацией, признают основным средством в бухгалтерском учете, только если одновременно выполняется ряд обязательных условий:
- приобретенный объект используется в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);
- способность приобретенного актива приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
- объект используется в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
- организация не предполагает последующей перепродажи приобретенного объекта.
В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Отсюда следует, что помимо стандартного пакета документов (договор, накладная, счет-фактура), будет лучше обосновать целесообразность приобретения данного имущества еще и внутрифирменным документом (приказом, распоряжением и т. п.) [5].
На практике очень часто встречается ситуация, когда в бухгалтерском учете основные средства отражаются, но фактически у предприятия они отсутствуют. Это является грубой ошибкой бухгалтера, который не отразил в бухгалтерском учете проводки по выбытию. В данном случае нарушается налоговое законодательство (ст. 122 НК РФ), что может привлечь организацию к налоговой ответственности. Организации будет необходимо доначислить налог на прибыль и соответствующие пени согласно ст. 75 НК РФ, поскольку амортизация в целях налогового учета была завышена, что привело к занижению налога на прибыль[4].
С 1 января 2017 года начинает действовать новый Общероссийский классификатор основных фондов — ОК 013-2014 (СНС 2008). Одновременно с новым ОКОФ вступит в силу новая редакция Классификации основных средств. Изменения в неё внесены постановлением Правительства РФ от 7 июля 2016 года № 640 [3].
Определение амортизационной группы и сроков использования в 2017 году. Во-первых, определите амортизационную группу по новому классификатору ОК 013-2014 (СНС 2008). Для этого в ОКОФ определите какому коду соответствует имущество. Чтобы быстро найти код, воспользуйтесь таблицей соответствия кодов, утверждённой приказом Росстандарта от 21 апреля 2016 года № 458 [1].
Во-вторых, определите срок полезного использования. В обновленной Классификации найдите нужную амортизационную группу по коду, который совпадает с кодом вашего объекта из ОКОФ. По амортизационной группе, в которую входит основное средство, определите срок полезного использования. Берите наибольший (максимальный) срок и закрепите приказом руководителя.
Часто компании подстраховываются и выбирают максимальный срок полезного использования основных средств из возможных. Например, по группе установлен срок от двух до трех лет, выбирают три года, по группе от трех до пяти лет — пять лет соответственно. Но на самом деле компания вправе применить любой срок. Никаких вопросов или претензий со стороны налоговиков к ней не будет. А выбрав минимальный срок, компания получит преимущества — сможет быстрее самортизировать основное средство, быстрее учесть расходы [2].
Как правило, проблемы с амортизационной премией возникают тогда, когда она применяется там, где не должна. Например, нельзя применять амортизационную премию по основным средствам, которые получены безвозмездно. Бывает, что учредитель отдает в компанию какое-либо оборудование. Амортизировать его можно, а применить премию — нет. То же касается и неотделимых улучшений, произведенных на арендованных объектах. Налоговики возражают против применения амортизационной премии, так как они не являются собственностью налогоплательщика. Та же негативная позиция у инспекторов и в отношении имущества, полученного в лизинг, и в отношении вклада в уставный капитал в виде основного средства. Статья 324 НК РФ позволяет создавать резерв на ремонт основных средств. Многие компании ошибочно выбирают какое-то одно дорогостоящее основное средство и формируют резерв на его ремонт. На самом деле отчисления в резерв на ремонт рассчитываются исходя из совокупной стоимости всех основных средств и нормативов отчислений. Нормативы утверждаются в учетной политике. А совокупная стоимость ОС определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода, в котором создается резерв. При расчете не учитывается стоимость арендованных и полученных в безвозмездное пользование ОС. Таким образом, полностью уберечь компанию от ошибок в учете практически невозможно. А значит, нужно предпринимать меры к своевременному выявлению и устранению последствий ошибок в учете и отчетности. При этом необходимо помнить, что все выявленные ошибки и их последствия, подлежат обязательному исправлению.