Педагогические условия формирования музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье дано научное обоснование совокупности педагогических условий обеспечения эффективности формирования музыккально-творческой компетентности будущего учителя музыки в вузе.

Ключевые слова

БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ, МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Текст научной работы

Научный подход к формированию музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки предполагает разработку условий, при которых моделируемый процесс будет эффективным.

В основе принятой нами гипотезы лежит предположение о том, что формирование музыкально-творческой компетентности у будущего учителя музыки в педагогическом вузе будет проходить эффективно при реализации комплекса педагогических условий:

  1. организация музыкально-творческой деятельности студентов-музыкантов на основе задачной технологии;
  2. диалогизация процесса формирования музыкально-творческой компетентности;
  3. обеспечение рефлексивно-позиционного определения будущего учителя музыки в – профессионально-творческой деятельности.

Выделяя первое условие, мы учитывали, что формирование такого качества личности будущего учителя музыки, как музыкально-творческая компетентность, возможно только в соответствующей деятельности и на основе адекватных этому процессу технологий, позволяющих максимально приблизить условия обучения к условиям будущей профессиональной деятельности студентов. Анализ литературы и собственный педагогический опыт показали, что эффективной технологией формирования музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки является задачная технология, позволяющая в полной мере задать предметное содержание предстоящей деятельности через систему профессионально ориентированных задач и проблем с поддерживающими их алгоритмами выполнения конкретных действий.

Методика реализации данного условия строится на принципах проблемности, целостного представления произведения, межпредметной интеграции, самостоятельной деятельности и творчества.

Основными методическими механизмами реализации первого условия выступали а) представление учебного материала в виде профессионально ориентированных задач и проблемных ситуаций; б) использование алгоритмов овладения студентами опытом профессиональной музыкально-творческой деятельности; в) подбор форм и методов обучения в зависимости от доминирующего вида деятельности (музыковедческой, исполнительской, хормейстерской).

Второе педагогическое условие – диалогизация процесса формирования музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки.

Формирование музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки индивидуализировано. Кроме того, особым субъектом общения служит музыка, точнее, скрывающийся в ее интонационно-художественной природе квазисубъект. Смысл и специфика музыкально-педагогического общения на уроках музыки заключается в постижении художественного «Я» музыкального произведения, в установлении с ним духовно-личностного контакта, диалога

Диалогизация процесса формирования музыкально-творческой компетентности предполагает использование диалогического типа взаимодействия и работу студентов в режиме совместной продуктивной деятельности, а также является эффективным условием актуализации эмоциональных переживаний студентов, когда предъявленная в тексте музыкального произведения интеллектуальная задача (понять, осмыслить замысел композитора) должна быть трансформирована в эмоциональную задачу (эмоциональное переживание авторского замысла исполнителем, выражение его эмоционального отношения к нему).

В качестве методических механизмов диалогизации педагогического процесса выступали: а) диалогический тип взаимодействия; б) работа студентов в режиме совместной продуктивной деятельности; в) принятие и поддержка эмоциональных реакций студентов, создание ситуаций успеха.

Третье педагогическое условие – обеспечение рефлексивно-позиционного определения будущего специалиста в собственной музыкально-исполнительской деятельности – продиктовано тем, что музыкально-творческая компетентность будущего учителя музыки является одним из профессиональных свойств и качеств личности, неотделимым от самосознания. Данное условие базируется на принципах непрерывности в формировании музыкально-исполнительской компетентности, идентичности и самооценки, индивидуализации.

Становление рефлексивной позиции студентов-музыкантов в педагогическом процессе обеспечивается: 1) использованием приемов, направленных на развитие рефлексивных умений, и алгоритма выхода в рефлексивную позицию; 2) целенаправленным созданием в педагогическом процессе ситуаций, требующих анализа и оценки, доказательности, обоснованности своей позиции, стимулирующих постоянный рост музыкально-исполнительской компетентности; 3) включением студентов в рефлексивную самодиагностику на основе собственного алгоритма выхода в рефлексивную позицию.

Таким образом, музыкально-творческая компетентность будущего учителя музыки обеспечивает успешную реализацию стимулирующей, аффективно-коммуникативной, информационной, ориентационной, трансляционной и регулятивной функций и, в целом, качество педагогической деятельности учителя музыки.

Читайте также

Список литературы

  1. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8. С. 20–26.

Цитировать

Барышникова, О.В. Педагогические условия формирования музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки / О.В. Барышникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3305 (дата обращения: 29.11.2022).

Поделиться