Научный подход к формированию музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки предполагает разработку условий, при которых моделируемый процесс будет эффективным.
В основе принятой нами гипотезы лежит предположение о том, что формирование музыкально-творческой компетентности у будущего учителя музыки в педагогическом вузе будет проходить эффективно при реализации комплекса педагогических условий:
- организация музыкально-творческой деятельности студентов-музыкантов на основе задачной технологии;
- диалогизация процесса формирования музыкально-творческой компетентности;
- обеспечение рефлексивно-позиционного определения будущего учителя музыки в – профессионально-творческой деятельности.
Выделяя первое условие, мы учитывали, что формирование такого качества личности будущего учителя музыки, как музыкально-творческая компетентность, возможно только в соответствующей деятельности и на основе адекватных этому процессу технологий, позволяющих максимально приблизить условия обучения к условиям будущей профессиональной деятельности студентов. Анализ литературы и собственный педагогический опыт показали, что эффективной технологией формирования музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки является задачная технология, позволяющая в полной мере задать предметное содержание предстоящей деятельности через систему профессионально ориентированных задач и проблем с поддерживающими их алгоритмами выполнения конкретных действий.
Методика реализации данного условия строится на принципах проблемности, целостного представления произведения, межпредметной интеграции, самостоятельной деятельности и творчества.
Основными методическими механизмами реализации первого условия выступали а) представление учебного материала в виде профессионально ориентированных задач и проблемных ситуаций; б) использование алгоритмов овладения студентами опытом профессиональной музыкально-творческой деятельности; в) подбор форм и методов обучения в зависимости от доминирующего вида деятельности (музыковедческой, исполнительской, хормейстерской).
Второе педагогическое условие – диалогизация процесса формирования музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки.
Формирование музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки индивидуализировано. Кроме того, особым субъектом общения служит музыка, точнее, скрывающийся в ее интонационно-художественной природе квазисубъект. Смысл и специфика музыкально-педагогического общения на уроках музыки заключается в постижении художественного «Я» музыкального произведения, в установлении с ним духовно-личностного контакта, диалога
Диалогизация процесса формирования музыкально-творческой компетентности предполагает использование диалогического типа взаимодействия и работу студентов в режиме совместной продуктивной деятельности, а также является эффективным условием актуализации эмоциональных переживаний студентов, когда предъявленная в тексте музыкального произведения интеллектуальная задача (понять, осмыслить замысел композитора) должна быть трансформирована в эмоциональную задачу (эмоциональное переживание авторского замысла исполнителем, выражение его эмоционального отношения к нему).
В качестве методических механизмов диалогизации педагогического процесса выступали: а) диалогический тип взаимодействия; б) работа студентов в режиме совместной продуктивной деятельности; в) принятие и поддержка эмоциональных реакций студентов, создание ситуаций успеха.
Третье педагогическое условие – обеспечение рефлексивно-позиционного определения будущего специалиста в собственной музыкально-исполнительской деятельности – продиктовано тем, что музыкально-творческая компетентность будущего учителя музыки является одним из профессиональных свойств и качеств личности, неотделимым от самосознания. Данное условие базируется на принципах непрерывности в формировании музыкально-исполнительской компетентности, идентичности и самооценки, индивидуализации.
Становление рефлексивной позиции студентов-музыкантов в педагогическом процессе обеспечивается: 1) использованием приемов, направленных на развитие рефлексивных умений, и алгоритма выхода в рефлексивную позицию; 2) целенаправленным созданием в педагогическом процессе ситуаций, требующих анализа и оценки, доказательности, обоснованности своей позиции, стимулирующих постоянный рост музыкально-исполнительской компетентности; 3) включением студентов в рефлексивную самодиагностику на основе собственного алгоритма выхода в рефлексивную позицию.
Таким образом, музыкально-творческая компетентность будущего учителя музыки обеспечивает успешную реализацию стимулирующей, аффективно-коммуникативной, информационной, ориентационной, трансляционной и регулятивной функций и, в целом, качество педагогической деятельности учителя музыки.