Методика разработки и использования проблемных ситуаций на занятиях по формированию первичных представлений о безопасности жизнедеятельности

NovaInfo 117, с.58-59, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена методика разработки и использования проблемных ситуаций на занятиях по формированию первичных представлений о безопасности жизнедеятельности. Автор подчеркивает значимость данной темы, ссылаясь на занятиях по формированию первичных представлений о безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова

ЭКОСОФИЧЕСКОЕ ОСНОВА

Текст научной работы

Решение современных задач образования определено стратегическим направлением развития страны. Педагогический опыт образовательных учреждений доказывает эффективность обновления методического обеспечения образовательного процесса, строящегося на переосмыслении преподавания дисциплин с опорой на культурный контекст современного общества.

Устойчивое развитие современного общества немыслимо без кардинальных изменений в области образования. Обнаруживается причинно-следственная связь между производством и потреблением знаний и информации, суть, которой заключена в преобразующей силе информации и знаний. Характерными чертами жизнедеятельности человека XXI-столетия являются быстротечность, ускорение, новизна. И во власти современного человека находится его судьба, которую он творит в зависимости от способности своевременного поиска, получения, адекватного восприятия и продуктивного использования новой информации. Эта данность четко отражена в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года.

Подготовка конкуретноспособных специалистов — первоочередная задача высшей школы образования, и ее решение находится в поле формирования профессиональных компетенций по ФГОС ВО. Все вузы страны ведут поиск эффективных педагогических (образовательных) технологий, которые позволили бы обеспечить реализацию компетентностного подхода в преподавании дисциплин. В рамках нашего исследования была четко определена проблема формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов — будущих педагогов.

Выпускник должен иметь знания о экософических основах, законах безопасности, ориентироваться в социуме, быть компетентным в области создания условий для безопасной жизни. Вместе с тем ему необходимо овладеть способами критического мышления, позволяющему решать профессиональные задачи в условиях меняющегося общества и времени.

Немаловажная роль в становлении будущего учителя отводится дисциплинам базовой части, таким как «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», а также дисциплинам вариативной части, таким как «Экологические проблемы производства и окружающей среды», «Регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности», «Национальная безопасность и основы обороны государства», «Охрана труда на производстве и в учебном процессе» и т.п., формирующих представления о безопасности и гражданскую позицию, обеспечивающих нормы поведения, осмысление профессиональных ценностей. Среди выделенных дисциплин, включенных в учебный план подготовки будущего педагога, особая роль отведена дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», призванной заложить представления о системе безопасного образа жизни и помочь в адаптации к реальностям современных социально-экономических, нормативно-правовых отношений.

  1. Использование проблемных ситуаций на занятиях по формированию первичных представлений о безопасности жизнедеятельности является на сегодня актуальной проблемой высшей школы обучения. В классическом вузе усиливается роль самостоятельной работы студентов, выполнения ими различного рада заданий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Студенты обязаны уметь ориентироваться в современном информационном пространстве, знать основные понятия безопасности жизни, уметь предвидеть опасности и проводить поиск решения проблем, которые могут или возникли уже.
  2. Сценарий проблемных ситуаций в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», реализованный в учебном процессе направления «Педагогическое образование» на инженерно-технологическом факультете представляет собой пошаговую разработку методического обеспечения. Содержание проблемных ситуаций в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обеспечило решение исследовательских задач.
  3. В ходе проведенного констатирующего и формирующего экспериментов были осуществлены разработка и проверка эффективности использования модели по применению проблемных ситуаций на занятиях в формировании первичных представлений о безопасности жизнедеятельности.
  4. Результаты опытно-экспериментальной работы имели положительный характер и свидетельствуют об эффективности использования проблемных ситуаций на занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», оказавших влияние на развитие продуктивного мышления.

Нам отмечается, что в данном исследовании не в полной мере отражены были возможности проблемного метода обучения в целях развития продуктивного мышления на занятиях. Дальнейшие направления исследования могут быть связаны с определением значимости самообразования в развитии продуктивного мышления и на других естественнонаучных дисциплинах.

Читайте также

Список литературы

  1. Белов С.В. Концепция образования в области безопасности жизнедеятельности. /С.В. Белов, В.А. Девисилов // Безопасность жизнедеятельности. — 2001. — № 3.
  2. Белов С.В.Становление, развитие и итоги научно-педагогической деятельности в области БЖД в России в конце ХХ- начале ХХI веков: сборник материалов Всероссийского совещания заведующих кафедрами вузов по вопросам образования в области безопасности жизнедеятельности, 9-13 апреля 2001 г. (Ч. 1) / С.В. Белов. — М.: МГТУ им Н.Э. Баумана, 2001. — 152с., стр. 7.
  3. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Москва : Изд-во "Советская энциклопедия", 1993. — 1632 с. — С. 1064.
  4. Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики) / Ю.Л. Воробьев // МЧС России. — М.: Деловой экспресс, 2005 — 376 с.
  5. Галахов С.С. Криминальные взрывы. Основы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлением террористического характера. С.С. Галахов. — М.: Экзамен, 2002. — 288 с.
  6. Глебова М.В. Психолого-педагогические условия развития продуктивного мышления старшеклассников в процессе обучения : дисс. …канд.пед.наук 6 13.00.01; 19.00.07/ М.В. Глебова. — Санкт-Петербург, 2000. 270 с.
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 656500 «Безопасность жизнедеятельности», 2000.
  8. Грановская Р.М. творчесвто и преодоление стереотипов / Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская. — Санкт-Петербург : ОМС, 1994. — 192 с.

Цитировать

Комашев, М.Н. Методика разработки и использования проблемных ситуаций на занятиях по формированию первичных представлений о безопасности жизнедеятельности / М.Н. Комашев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2020. — № 117. — С. 58-59. — URL: https://novainfo.ru/article/17978 (дата обращения: 19.05.2022).

Поделиться