Современный урок в контексте информационных технологий

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается современный урок и его структура в контексте информационно-коммуникационных технологий. Проанализированы методы внедрения ИКТ. Также приведено соответствие между различными типами уроков и программными средствами.

Ключевые слова

УЧИТЕЛЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, СОВРЕМЕННЫЙ УРОК, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

Текст научной работы

Активное развитие информационного общества и влияние его на образовательный процесс стало очень заметно в последнее десятилетие, где основными ценностями выступают информация и умение работать с ней. Одним из основных путей модернизации современного образования является его информатизация. Возникла необходимость использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые позволят реализовать принципы личностно-ориентированного обучения.

В современном уроке два основных участника – учитель и ученик. Каждый из них имеет свои обязанности и особенности в работе. Изменение условий обучения повлекло преобразование подхода к изучению различных предметов и организации учебной деятельности. Образовательный стандарт второго поколения обязывает рассматривать урок в контексте информационных технологий.

Современным является такой учитель, который способен помочь учащимся использовать средства ИКТ для сотрудничества, решения появляющихся задач, освоения навыков учения.

К учителям предъявляются такие требования: использовать современные средства ИКТ для достижения классических образовательных результатов, предусмотренных действующими российскими образовательными стандартами; уметь отбирать и эффективно применять в работе готовые полноценные электронные учебные материалы и разнообразны ресурсы сети Интернет; предусматривать активное использование современных средств ИКТ одновременно с традиционными методами учебной работы при разработке планов уроков; уметь организовывать работу в компьютерном классе или со средствами ИКТ в учебных кабинетах общего назначения; проводить с помощью средств ИКТ диагностические мероприятия на разных этапах учебного процесса; применять средства ИКТ для текущей отчетности и своего профессионального развития. Чтобы обеспечить качественное образование учитель должен обладать содержательным (отбор учебного материала, изучение различных методов изучения предмета), деятельностным (подбор образовательных технологий, в том числе и ИКТ) и процессуальным (условия достижения педагогических целей) компонентом.

В то же время современный российский школьник должен владеть следующими перечисленными умениями: осуществлять правильный отбор данных из огромного количества информации; взаимодействовать в информационном пространстве с другими участниками образовательного процесса (выполнять задания, контролировать свои результаты, формировать портфолио, контактировать с учителем); соблюдать правила информационной культуры и этики; знать правовую сторону информационного заимствования; моделировать и конструировать с помощью определенного программного обеспечения; организовывать индивидуальную и групповую деятельность; уметь распределять свое время грамотно»[1].

Техническое оснащение школы является важным условием оказания образовательных услуг высокого качества. В образовательном учреждении должно быть несколько компьютерных классов, которые оборудованы в соответствие с требованиями СанПиН. В таких учебных помещениях компьютеры объединены в одну локальную сеть. Имеется выход в Интернет. Учитель может контролировать работу учащихся за своим компьютером, организовывать оценочную деятельность при помощи программных средств. Имеются интерактивная доска и другие периферийные устройства. Обычные классы оборудованы одним персональным компьютером с выходом в Интернет, интерактивной доской. В кабинетах администрации школы установлены персональные компьютеры с выходом в Интернет на каждого работника. Также в школе должны присутствовать актовый и конференц-зал. В таких помещениях удобно организовывать дистанционное обучение, телеконференции, вебинары. Поэтому при наличии аудио- и видео- аппаратуры, выхода в Интернет образовательные результаты обучающихся могут повыситься. Конечно, от компьютерной грамотности любого учителя и умения его правильно построить урок при наличии технического оборудования зависит успех детей.

Важным аспектом современного урока стала организация проектной деятельности. Учащиеся применяют приобретаемые знания для решения практических задач, поиска ответов на волнующие вопросы. Обучение является личностно-ориентированным, а задача педагога состоит в том, чтобы: структурировать решаемые школьниками задачи; направлять усилия учащихся, которые сами пытаются вникнуть в проблему; поддерживать их в процессе выполнения коллективных проектов (разработка и осуществление планов, отслеживание получаемых результатов). Данный подход требует глубокого освоения содержания учебных предметов всеми учащимися, а также использования методов оценивания, позволяющих проверить их способность применять усвоенное в решении реальных проблем. Производительность учебной работы повышается за счет использования средств ИКТ, которые специфичны для соответствующей предметной области. Ученики осваивают знания, выполняют учебные проекты. В профессиональном развитии педагогов акцент делается на использования средств ИКТ для руководства работой учащихся, решающих комплексные проблемы, и на управлении информационной образовательной средой.

Использование электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках изучения нового материала облегчает труд учителя. Наглядность и интерактивность позволяет быстро заинтересовать ученика в изучении темы. Но ЭОР должен быть подобран правильно и соответствовать следующим требованиям: соответствие программе обучения; научная обоснованность представляемого материала; соответствие единой методике; отсутствие ошибок; высокое качество учебного продукта. Также ЭОР должны обеспечивать все компоненты образовательного процесса получением информации, организовывать практическую деятельность и самостоятельную работу, проводить диагностику учебных достижений, дистанционное обучение. С помощью таких ресурсов ребенок может в домашних условиях проводить самостоятельно практические работы, виртуальные экскурсии, лабораторные практикумы. Каждый школьник может подобрать для себя ЭОР, который будет максимально понятен. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся, что является обязательным условием современного урока [2].

Исследовательская деятельность учащихся также входит в число приоритетных видов деятельности на школьных занятиях. Формирование исследовательских навыков возможно при наличии таких средств обучения, которые позволяют организовать поисковую деятельность обучающихся. Она подразумевает планирование работы, построение логических цепочек, рассуждений на определенные темы, работу с элементами учебного материала. Большое влияние на формирование исследовательских компетенций оказывает освоение методов решения задач с помощью ИКТ. При сборе данных для работы создаются базы данных, с которыми можно работать в дальнейшем. Проводить анализ собранного материала, строить схемы, графики, диаграммы.

На уроках физики, геометрии, химии можно строить модели, тем самым решая предметно-ориентированные задачи. Многие школьники испытывают трудности по данным предметам, но наглядность построенных моделей помогает легко найти решение. Также возникают трудности в трансформации знаний. Например, требуется решить задачу на применение законов движения, но у ребенка отсутствует умение анализа условия. Традиционно для различных типов задач даются определенные алгоритмы их решения, используемые формулы. Все это основано на памяти учащегося, если он запомнил, то решит поставленную задачу, и наоборот. С помощью средств ИКТ можно организовать деятельность так, что интерес ребенка даже к самым сложным для понимания темам будет высокий. Средства MS Office, а именно Excel поможет сформировать базу данных, построить наглядные диаграммы. Ученики, работая в нетрадиционных условиях проявят повышенный интерес к изучению отдельных предметов.

Относительно современной школы все чаще звучит термин «смешанное обучение» [3], которое подразумевает синтез образовательных и информационных технологий. Появление «смешанного обучения» связанно с активным развитием «облачных» технологий, которые существенно повысили мобильность ученика и учителя. Образовательный потенциал web-технологий раскрывается через учебные [4] и научно-исследовательские сервисы [5], которые можно активно применять в современной российской школе.

Правильное использование информационных технологий на уроке позволит организовать образовательный процесс на более высоком методическом уровне, а результатом станет всестороннее развитие учащихся и повышение их мобильности.

Читайте также

Список литературы

  1. Уваров А.Ю. Структура ИКТ-компетентности учителей и требования к их подготовке: Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0//Информатика и образование. – 2013. - №1(240)
  2. Бем Н.А. Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на новые ФГОС общего образования//Информатика и образование. – 2013. - №7.
  3. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Смешанное обучение в условиях цифровой школы//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6. -С. 374-374.
  4. Никифоров О.Ю., Корепина Т.А. Развитие информационно-технического потенциала сети Интернет в аспекте генерация сетевых обучающих систем // Современная техника и технологии.-2014.-№ 4.
  5. Никифоров, О.Ю. Проект открытой информационной системы "История философских идей"/О.Ю. Никифоров, Н.А. Ястреб//Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет.-2013.-№2. -c. 68-73.

Цитировать

Корепина, Т.А. Современный урок в контексте информационных технологий / Т.А. Корепина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3598 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться