Использование компьютерных технологий в управленческом процессе

№60-1,

педагогические науки

Реформирование системы образования должна быть связана с модифицированием ее структуры и содержания, оптимизации ее функционирования, что позволит ей достичь значительной результативности без дополнительных материальных затрат, с плодотворным использованием уже имеющегося потенциала. Именно для того, чтобы создать это новое образовательное пространство, педагогическое сообщество должно опережать различные технологические достижения, что и обуславливает необходимость разработки и внедрения новых подходов к образовательному процессу.

Похожие материалы

Введение

В условиях глобальных социально-экономических и политических преобразований, особенно в системе высшего образования, актуализировалась проблема информационного обеспечения процесса управления образованием, которое состоит в сборе, анализе и переработке информации, необходимой для генерирования и передачи новой информации, принятия аргументированных решений в виде управляющих воздействий на сферу профессионального обучения. Такие воздействия осуществляются в оперативных и стратегических формах и основываются на ранее полученных данных, от достоверности и всесторонности которых во многом зависит успешное решение многих задач управления образованием.

Формулировка цели статьи

Технологичность системы управления образованием создает совершенно иную конструкцию образовательного процесса. Системообразующим фактором, обеспечивающим целенаправленное использование разнообразных педагогических категорий, являются закономерности и принципы педагогической и учебно-познавательной деятельности. Исходя из этого, статья посвящена анализу проблемы использования микропроцессорных средств, устройств программного управления и гибких автоматизированных систем управления в современном образовательном пространстве, актуальность которой обоснована современным периодом развития информационного общества и переходом на новые образовательные стандарты.

Изложение основного материала статьи

Отбор наиболее приемлемых технологий управления, отвечающий целям и задачам современной системы образования, является важной задачей государственной образовательной политики. При разработке ее методологических основ и концептуальных положений необходимо отталкиваться от широко известных работ в сфере управления образовательными системами и процессами B.C. Аванесова, М.И. Бекоевой [3], С.Д. Коровкина, B.C. Лазарева, М.М. Поташника, М.Т. Сикоева [3], А.И. Субетто, Т.И. Шамовой и др., по управлению качеством образования в условиях стандартизации и диверсификации образования З.Д. Жуковской, Ю.К. Конаржевского, Н.Н. Мельниковой, а также в диссертационных исследованиях А.Т. Булгакова, Е.Н. Гребенюк, И.В. Еськовой, И.Н. Зайнулиной, Т.Г. Захариной, Т.П. Нечаевой, М.В. Шаповалова и др.

Анализ научной литературы (В.А. Векслер [5], Г.Г. Левкин [6], Л.Б. Рейдель [5], В.С Романенко [9],) и передового педагогического опыта позволяют нам утверждать, что в рамках традиционных технологий невозможен поиск и реализация новых решений, как в отношении развития образования в целом, так и по проблеме профессионального личностного становления. Сегодня внимание ученых и практиков привлечено к образовательным технологиям, но явно недостаточно работ в области подготовки преподавателя к новым видам педагогической деятельности, технологии проектирования образовательных систем и процессов, технологизации процесса управления усвоением знаний.

Рост научно-технического прогресса, основанного на внедрении в систему образования гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, как отмечают некоторые исследователи (С.А. Амбалова, М.И. Бекоева, А.М. Магомедгаджиева и др.) поставило перед современной педагогической наукой важную задачу – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией [2]. Решение вышеназванной задачи – выполнение социального заказа общества – коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий, так и от готовности администрации образовательной организации к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Педагогическая теория пока не может предложить практике всего комплекса теоретических и методических разработок по управлению инновационными процессами в образовательной системе, т.к. в рамках традиционного подхода управление имеет другой объект, оно сводится к управлению педагогическим процессом и педагогическим коллективом. Важно отметить, что любые принимаемые решения требуют от управляющих органов обработки больших массивов информации, которые должны быть обеспечены соответствующим комплексом информационных ресурсов. Это говорит о том, что компетентность руководителя зависит не столько от прошлого профессионального опыта, сколько от способности к владению достаточным количеством информации в быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться в управленческих целях.

Имея дело с педагогической системой общеобразовательной школы, где главным приоритетом являются личность ученика, учителя и все субъекты образовательного процесса в соответствии с личностно-ориентированным подходом как фактором реализации культурологической направленности обучения, мы еще больше расширяем число переменных элементов в системе. Такая система требует гибкого управления, так как она становится более сложной, многосоставной и одновременно новационной. Поэтому управление такой школой должно соотноситься с принципами системного мышления, о которых речь пойдет ниже. Как мы уже говорили ранее, система образования в любой стране призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет большое значение.

В современных условиях необходимо пользоваться программно-аппаратными средствами и устройствами, функционирующими на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также новейшими средствами и системами информационного обмена, максимально обеспечивающими операции по быстрому сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации. К таким средствам относятся компьютерные устройства, комплекты терминального оборудования для информационно-коммуникационных технологий всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных информационных технологий; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией; современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы, языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и многое другое. Диапазон использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования обучающихся до оперативного управления системой образования в целом.

Основной критерий отбора информации – возможность администрации на основе ее анализа принимать управленческое решение на соответствующем уровне. Использование компьютерной техники в управленческом процессе значительно упрощает и оптимизирует процесс накопления, переработки и хранения управленческой информации. Это позволяет стандартизировать работу с информацией, то есть разработать и использовать те формы документации, которые зарекомендовали себя как образцовые, а также минимизировать время сбора, обработки, передачи информации. Проблема, существующая в настоящее время, заключается не столько в том, чтобы отобрать для управленческого воздействия необходимый и достаточный минимум информации, сколько в том, чтобы обеспечить максимальный круговорот и использование всей информации.

Программно-аппаратные устройствами, могут быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления автоматизации обучения с использованием новейших информационно-коммуникационных средств: изучение автоматизированных систем управления и также их применения при изучении различных дисциплин. При этом система информационного обеспечения выступает мощным средством повышения результативности управления качеством образовательного процесса, значительно расширяет возможности для отслеживания и коррекции нарушений и отклонений в образовательном процессе в реальном масштабе времени.

Таким образом, одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует: совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно – педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Список литературы

  1. Амбалова С.А., Курзанов С.С. Информационная культура преподавателя в условиях многоуровневой системы высшего профессионального образования //Новая наука: От идеи к результату. 2015. №5. С. 3-5.
  2. Амбалова С.А.Формирование профессиональной культуры студентов – будущих преподавателей. Учебно-методическое пособие/Москва, 2014.
  3. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Организация учебного процесса студентов на основе модульного обучения //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013.№3. С. 64-68.
  4. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 1. С. 25-28.
  5. Векслер В.А., Рейдель Л.Б.Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 41. С. 205-211.
  6. Левкин Г.Г. Основные направления использования информационных технологий в преподавательской деятельности //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 44. С. 268-270.
  7. Магомедгаджиева А.М. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения математике //Сборник ДНЦ РАН, Махачкала, 2003, № 3/2, с.63 – 65.
  8. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М: Школа-Пресс, 2001 – 292 с.
  9. Романенко В.С. Компьютерные дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 45. С. 259-263.
  10. Сабанов З.М. Технические средства для профессиональной и социально-трудовой реабилитации //Успехи современного естествознания. 2014. №12. С. 183.