Социально-психологические детерминанты аутоагрессивного поведения сотрудников УИС и пути их профилактики

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Физико-математические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрывается определение феномена «аутоагрессии», факторы, влияющие на развитие аутоагрессиии и пути ее профилактики.

Ключевые слова

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, ДЕПРИВАЦИЯ, ТРАВМА, САМОПОВРЕЖДЕНИЕ, АУТОАГРЕССИЯ, ПРОФИЛАКТИКА

Текст научной работы

На протяжении нескольких последних десятилетий в России и в ряде цивилизованных стран мира отмечается рост аутоагрессивного поведения человека. Проблема аутоагрессивного поведения изучалась в различных аспектах рядом исследователей. Например, проблемы мотивации аутоагрессивного поведения изучали зарубежные и российские ученые (А.Г. Амбрумова, В.М. Вроно, Х. Виттчен, С. Канетто, Д.Мосциски, Г.Я.Пилягина, А.А. Реан, В.А. Тихоненко, К.Н. Фейбероу, Э.Шнейдман и др.). Изучением аффективных состояний, приводящих к аутоагрессивному поведению занимались ученые (Д. Вебер, К.И. Каплан, К. Леонгард, А.Е. Личко, И.В. Полякова, Е. Ренберг, Б. Сэдок, Д. Шафер, К.Шнайдер и др.). Возрастные особенности, связанные с аутоагрессивным поведением изучали (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, А.И.Захаров, С.А. Игумнов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон, и др.).

В рамках изучения аутоагрессии сложилось два основных направления:

Первое посвящено изучению феномена аутоагрессии как осознанного насилия человека над самим собой (Ю. М. Антонян, И. Б. Бойко) [1]. С этой позиции аутоагрессия определяется как проявление различного рода суицидальных поступков и как осознанное самоповреждение (намеренное) [2]. В общемировом масштабе суициды относятся к трем наиболее распространенным причинам смерти людей. В этом контексте Россия является страной с неблагополучной суицидальной обстановкой.

Второе направление (Э. Дюркгейм, К. Лоренц, К. Меннингер, З. Фрейд) посвящено изучению аутоагрессии как проявлению осознанных и бессознательных импульсов, выражающихся в суицидальных попытках, самоповреждениях, в неосознанном членовредительстве, различных видах действий, направленных во вред своему здоровью (наркомания, алкоголизм, нервная анорексия – стойкое сознательное ограничение в еде, приводящее к тяжелым соматоэндокринным расстройствам и пр.) [3].

Самым главным детерминантом аутоагрессивного поведение является травматический опыт раннего детства. По данным ряда авторов, ранний детский травматический опыт приводит к депривации – недостаточности и обеднению одной из сторон психической деятельности – эмоциональной, сенсорной, моторной, когнитивной.

Недостаточность подобных эмоциональных связей приводит к целому ряду нарушений психического здоровья ребенка, которые в соответствии со степенью и стойкостью депривации могут иметь тяжёлый или даже необратимый характер: могут привести к формированию интеллекта значительно сниженного уровня, или личной аномалии со сдвигом в сторону психопатического бесчувственного характера, либо со склонностью к правонарушениям и даже психозу [4].

Характерным примером комплексного депривационного воздействия является содержание ребёнка в любом детском учреждении, но особенно в учреждениях для сирот, где депривация включает в себя эмоциональные, когнитивные, сенсорные, моторные и микросоциальные воздействия [4]. Если рассматривать эмоциональную депривацию в виде недостаточной материальной заботы с нарушениями системы мать – дитя, то она возникает ещё в период беременности и в основе ее лежат условно – безусловно поведенческие механизмы, которые в норме насыщены положительной эмоциональной реакцией и приводит к обоюдной эмоциональной привязанности. В то же время, существует депривация в семье, связанная с внутренними психологическими причинами, значимость которых в возникновении психических нарушений не меньшая – психологическая сепарация при нарушенных контактов с депрессивной или психопатически холодной матерью [5].

На формирование и развитие аутоагрессивного поведения среди сотрудников УИС влияют следующие факторы:

  1. снижение уровня жизни и рост социальной напряженности;
  2. интенсивное социально – имущественное расслоение и увеличение потребительских запросов в обществе, а также в микросоциальном окружении сотрудников, порождающие состояние отчаяния из-за неспособности обеспечить достойный по современным стандартам уровень жизни себе и членам своей семьи;
  3. нарастание разобщения, атомизации общества и микроколлективов, обостряющих у человека чувство одиночества, вызывающих эмоциональную угнетенность, ощущение отчужденности от окружающих (включая сослуживцев и руководителей служб и подразделений учереждений), что не позволяет ему рассчитывать на сопереживание, понимание, эмоциональную поддержку со стороны окружающих.

Наиболее типичные конфликтные ситуации, явившиеся причинами суицидального поведения сотрудников УИС, можно разделить на следующие основные группы:

  1. Конфликты, обусловленные спецификой служебной деятельности и взаимодействия в коллективе УИС: индивидуальные дезадаптационные процессы ценностно-мировоззренческого, биофизиологического и микросоциального характера; неудачи в выполнении конкретной служебной операции; межличностные конфликты с сослуживцами; острые, неадекватные реакции на проблемы в отношениях с начальниками и подчиненными; неуживчивость, импульсивность, болезненное самолюбие и завышенная самооценка, акцентуации характера и др. Их доля составляет от 7 до 13 %.
  2. Конфликты, обусловленные спецификой лично-семейных взаимоотношений сотрудника УИС. Возникают на основе индивидуально-психологических особенностей и негативного характера межличностных взаимоотношений сотрудников и их ближайших родственников. Зачастую акцентуированные личностные особенности накладываются на неблагополучную семейную ситуацию [8], усиливают семейный конфликт до ситуации взаимного неприятия, провоцируют развитие внутриличностного и межличностного конфликтов и ведут к безвыходной, неразрешимой, тупиковой ситуации (по представлениям суицидентов). Указанные конфликты являются причинами 40–60 % случаев суицидального поведения, в том числе из-за ревности, супружеской измены или неудачной любви, половой не состоятельности, тяжелой болезни, семейных неурядиц, злоупотребления алкоголем.
  3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением сотрудника УИС: Возникают из-за страха перед возможным наказанием за правонарушение, опасения уголовной ответственности, боязни позора за свои негативные поступки, или как одно из последствии профессиональной деформации (деградации).
  4. Конфликты, обусловленные состоянием здоровья сотрудника УИС: психические заболевания; хронические соматические заболевания; физические недостатки (дефекты речи и особенности внешности, воспринимаемые как недостаток, – дисморфобия).
  5. Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями, и др.

Факторы, связанные с личностными особенностями сотрудников:

  • Недостаточный уровень профессиональной и психологической подготовленности;
  • Завышенные личностные ожидания от службы или же отсутствие ближайших и отдаленных перспектив продвижения по служебной лестнице;
  • Неуверенность в собственных силах и возможностях;
  • Недостаточный жизненный опыт и отсутствие необходимых коммуникативных качеств;
  • Отсутствие эффективных навыков самоконтроля и саморегуляции поведения;
  • Разочарование вследствие неправильного выбора вида профессиональной деятельности или места службы;
  • Зависимый или конформный стиль поведения;
  • Слабое развитие мотивационных и волевых качеств личности.

Работа по профилактики аутоагрессивного поведения может происходить по разным направлениям (гештальт – техники, бихевиористические техники, психоаналитические техники, НЛП – техники), а также и разным формам проведения коррекционной работы (индивидуальное консультрование, индивидуальные тренинги, групповые тренинги, коучинг).

Для профилактики эмоционального напряжения и аутоагрессии психологу следует использовать в своей работе следующие психологические техники:

  1. Телесно – ориентированная терапия. Телесно ориентированная терапия – это подход в психотерапии, в котором работа с психологическими трудностями и расстройствами психики ведется посредством телесного контакта с использованием специально разработанных техник, направленных на устранение существующих в теле блоков и зажимов. Кроме того, процесс исцеление подразумевает осознавание собственного тела и эмоциональное отреагирование (сознательное высвобождение избытка удерживаемых внутри эмоций).
  2. Фито – и аромо – терапия. Это метод, при котором спользуется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых преимущественно из растений.
  3. Арт – терапия. Как метод психологической помощи, арт-терапия существует очень давно. Арт-терапия – это психотерапевтический метод, основывающийся на творческом самовыражении личности и направленный на исцеление психики, самопознание и самоактуализацию. Этот подход эффективно используется для лечения депрессий и нервозов, страхов и фобий, а также для устранения внутренних блоков и зажимов.
  4. Аутотренинг. Аутотренинг - это специальное самовнушение.

Таким образом, можно сделать вывод, что главным детерминантом в аутоагрессивносм поведении играет травмы раннего детства, социальные, биологические и психологические причины, а также частые конфликты и факторы, способствующие развитию аутоагрессивного поведения сотрудников УИС.

Читайте также

Список литературы

  1. Бойко И. Б. Психологические методики исследований агрессивности преступников // Насильственные преступления: природа, расследование, предупреждение: сб. науч. тр. – М.: ВНИИ МВД России, 1994. – 220с.
  2. Антонян Ю. М. Насилие. Человек. Общество. – М.: ВНИИ МВД России, 2001. – 345с.
  3. Закондырина В. А. «Взаимосвязь аутоагрессивного поведения и социально-психологической адаптации подростков», 2009. – 340с.
  4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – Минск, 1998. – 540с.
  5. Шустов Д.И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. - №1. – 420с.
  6. Пилягина Г. Я. Аутоагрессия: биологическая целесообразность или психологический выбор? // Таврический журнал психиатрии. — 1999. — Т. 3, № 3. — 157с.
  7. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. - №5. –70с.
  8. Лисник Ю.С., Чурикова И.Э. Личностный рост: сравнительный анализ теорий личности // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 32.

Цитировать

Кондратьева, О.А. Социально-психологические детерминанты аутоагрессивного поведения сотрудников УИС и пути их профилактики / О.А. Кондратьева, И.Э. Чурикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3693 (дата обращения: 26.09.2022).

Поделиться