Психологическое обеспечение сотрудников силовых структур

№34-2,

Психологические науки

В статье говорится об особенностях организации психологического сопровождения сотрудников силовых структур как основном пути преодоления эксцессов и чрезвычайных происшествий, связанных с человеческим фактором, а также профилактики их возникновения.

Похожие материалы

Рассмотрение психологического обеспечения, осуществляемого в отношении сотрудников органов внутренних дел, предполагает не только определение его сущности и специфики в данных органах, но и установление особенностей в процессе его осуществления, необходимых общих принципов, на которых оно должно строиться.

Подобная деятельность имеет отношение к самым разным сторонам и событиям службы и профессиональной жизни сотрудников, она играет важную роль в преодолении эксцессов и чрезвычайных происшествий, связанных с человеческим фактором, а также профилактики их возникновения.

Так, в начале службы перед молодыми сотрудниками или стажерами не редко встают проблемы в социально-психологической адаптации к условиям деятельности или требованиям должности, в усвоении профессиональных ценностей, в налаживании взаимоотношений с коллегами, в проявлении и закреплении отдельных профессионально важных качеств и навыков (наблюдательности, бдительности и т.п. ).

В процессе дальнейшей службы возможно содействие: в становлении профессионального мышления, в формировании делового лидерства, в преодолении профессионально-психологических кризисов, в регулировании личным составом своих психологических состояний и т. п.

На этапе завершения служебной карьеры вероятны вопросы помощи: в определении психологических условий для своевременного и подготовленного завершения работы в силовых структурах, в формировании положительных профессиональных итоговых самооценок, в осознании востребованности труда и способностей увольняющихся, в постепенном вхождении в роль ветерана органов внутренних дел и т.п.

Осуществление психологического обеспечения основывается на имеющихся личных ресурсах человека, а также их усилении и развитии. Так, для упорядочения напряженных взаимоотношений между сотрудниками следует опираться на общие интересы партнеров и попытаться освободить их от острых, раздражающих моментов или придать интересам более возвышенное содержание.

Понимание взаимовлияния приведенных обстоятельств вызывает необходимость привлечения и использования представления об индивидуальном психологическом потенциале лиц, нуждающихся в помощи.

Согласно современным представлениям под таким потенциалом понимается интегративное состояние имеющихся, но порой остающихся невостребованными индивидуальных психологических характеристик, которые могут быть актулизованны и использоваться в той или иной деятельности (профессиональной, правоприменительной, социально-культурной, правореализущей, досуговой и др.). При этом в нем справедливо выделяются две основные составные части.

Первая – психотехнологическая, обеспечивающая, рациональное выполнение действий, реализующихся в какой-либо деятельности.

Вторая – личностная, задающая системы смысловых координат конкретной деятельности и жизни в целом.

Данное понимание индивидуального психологического потенциала можно расценивать как психологический ресурс человека, имеющий свои компоненты. Употребление того или другого термина во многом зависит от контекста, в котором он применяется.

Психологический потенциал, аккумулирующий его возможности преодолевать значительные жизненные трудности, весьма разнообразен по своему наполнению. Это не только субъективные ценности и интересы, взгляды и установки, самооценки, нравственные и деловые характеристики, но и индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления, формирования взаимопонимания, психологической адаптации и т. п.

Результатом может быть не только частичное или полное совладение с психологическими трудностями, но и изменение психологического потенциала лиц, которые их испытывают. Данные обстоятельства играют важную роль в характеристике направленности психологического сопровождения как помогающей деятельности. Преодоление отдельных трудностей или целого ряда из них нередко сопровождается изменением указанного потенциала в двух направлениях.

  1. В направлении восстановления ослабленных или заблокированных его компонентов. Например, снизившегося самоконтроля, искаженных самооценок, нарушенной эмоциональной саморегуляции.
  2. В направлении становления нереализуемых или неразвитых его компонентов. Например, интересов и творческих задатков; порядочности, справедливости, иных нравственных установок и жизненных идеалов.

Обозначим два основных вида психологического обеспечения деятельности сотрудников.

Первым является психологическая реабилитация, предназначенная для восстановления потенциала в процессе содействия преодолению психологических трудностей. В отличие от реабилитации психических больных она носит не принудительный мягкий характер и осуществляется с использованием разных методических средств.

Второй вид востребован в деятельности сотрудников силовых структур, но не имеет определенного наименования, а опыт его научно-методического обеспечения пока еще очень ограничен. Данное направление предназначено для преодоления трудностей и одновременного становления (наращивания) психологического потенциала сотрудников.

Наиболее удачным названием для нее является – психологическое раскрытие человека (раскрытие его индивидуального психологического потенциала). Такое раскрытие происходит на основе отдельных продвижений в личном саморазвитии, которые вызываются преодолением значительных психологических трудностей. Оно отличается от классического развития человека, так как происходит не последовательно и целенаправленно (от малого – к большому, от частного – к общему, и т. п.), а складывается под влечением актуальных жизненных событий, в непосредственном взаимодействии с которыми, используя предоставляемую помощь, происходит становление психологического потенциала.

Содержание психологической реабилитации и психологического раскрытия человека во многом определяется тем, какие преодолевающие действия целесообразно использовать для конкретных субъективных трудностей. При этом соотношение между помогающей и преодолевающей деятельностью обычно не является линейным наподобие простых механических систем. Например, когда заедающий замок смазали, он стал лучше работать, или же дали человеку расслабиться, получить положительные эмоции – он и преодолел профессиональное выгорание, повысил свою психологическую устойчивость. В виду того что подобные соотношения далеко не всегда столь однозначны, помогающая деятельность достаточно разнообразна и содержит в себе как простые, так и усложненные действия.

Практическое решение вопросов психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел и их оперативно-служебной деятельности помимо прочего предполагает владение сведениями об актуальных психологических процессах и трудностях, которые возникают у данных лиц и граждан, взаимодействующих с ними, а также своевременное реагирование на происходящее различными мерами, в том числе и мерами помощи. Известно, что без добровольного открытого обращения за психологической помощью, как правило, невозможно ее успешное оказание. Между тем уже само прибегание к постороннему содействию со стороны сотрудников, а тем более психолога, составляет для многих существенную трудность. В преодолении ее также нужна определенная помощь, только очень неявная и ненавязчивая. Её можно охарактеризовать как создание условий и обстоятельств, способствующих обращению за психологическими содействием.

Если коснуться подобных условий, то к ним относятся, например такие меры, как проявление заботы об авторитетности и известности лиц, оказывающих психологическую помощь, или же информирование о возможных формах и практике её применения и т.п. К указанным обстоятельствам относятся ситуативно используемые события, которые облегчают колеблющимся принять решения по обращению за содействием. Это могут быть случаи, когда в присутствии лица, испытывающего психологические трудности, сотрудник рассказывает, как ему помог один из сослуживцев по схожим вопросам, или когда это лицо видит, как психолог оказывает профессиональную помощь кому-либо. Возможны случаи, когда сотрудник, готовый к оказанию психологической помощи, сам обращается к нуждающемуся в ней человеку за какой-либо другой доступной тому помощью (не обязательно психологической) и, получив её, благодарит и интересуется, нет ли необходимости в чем-либо у нуждающегося.

В зависимости от характера существующих трудностей, обстоятельств их возникновения и преодоления, психологического потенциала лиц, нуждающихся в содействии, опыта и индивидуальных качеств сотрудников, оказывающих помощь, складываются разнообразные, порой уникальные ситуации и процессы её осуществления. Имеющийся набор и последовательность стадий является важным практическим ориентиром в развёртывании психологической помощи, которая, однако, может претерпевать определённые необходимые трансформации.

В данной связи надо иметь в виду, что роль четких принципов при организации психологического обеспечения деятельности сотрудников силовых структур весьма велика. Их необходимость диктуется не только высокой ценой ошибок в процессе её осуществления, но нередкой сложностью, уникальностью ситуаций, содержащих психологические трудности, что побуждает говорить о мастерстве и искусстве при её применении. На необходимость последнего указывают выводы учёных и практиков о том, что результаты психотерапии и психологического консультирования зависят от личности человека, который их осуществляет (А. Адлер, М. Балинт, К. Роджерс и др.). Поэтому без специальных принципов, являющихся как бы направляющими началами организации психологического сопровождения, сложно надеяться на успешность деятельности.

Рассмотрение содержания, условий и процесса организации психологического сопровождения позволяет выделить ряд существенных принципов, соблюдение которых позволяет повышать её успешность.

  1. Произвольность в принятии заинтересованными лицами в рамках психологического обеспечения отдельных видов психологической помощи. В соответствии с Конституцией России любая помощь является одной из свобод человека. Меры принуждения к преодолевающим действиям и иное их стимулирование ведут к ограниченности получаемых результатов.
  2. Нравственная насыщенность психологического обеспечения. Если деятельность психолога не реализует заинтересованного отношения к людям, обеспечивающего постоянное внимание к их психологическим трудностям, доброжелательное понимание данных лиц, заботу о них и т.п., то она становится формальной и неэффективной.
  3. Нацеленность на деятельное самостоятельное преодоление людьми психологических трудностей. Без преодолевающей деятельности самого сотрудника поддержка и помощь психолога утрачивает свой предмет и смысл, так как отвлечение от переживаний или привыкание к ним не устраняет имеющихся препятствий.
  4. Соответствие содержания психологического обеспечения и оказания психологической помощи характеру и масштабам трудностей. Помощь должна оказываться лишь для тех психологических трудностей, которые люди успешно не преодолевают, и в той мере, в какой позволяет им данные трудности благополучно преодолевать.
  5. Организация психологического обеспечения не только по восстановлению и профилактике, но и целенаправленная работа по раскрытию психологического потенциала сотрудников для повышения способности справляться с ними и в дальнейшем.

Всё приведенное выше свидетельствует о том, что психологическое обеспечение деятельности сотрудников силовых структур обладает самостоятельным содержанием и сущностью, развитыми алгоритмами и принципами, обеспечивающими ее успешность. Кроме того, посредством отдельных направлений этой деятельности реализуется и укрепляется особый тип отношений между субъектами и объектами взаимодействия. В психологическом прогнозировании задействуются, прежде всего, познавательные отношения (изучения и моделирования), в психологической подготовке – педагогические (обучения и воспитания), в психологическом воздействии – управленческие (власти и подчинения), в психологической помощи активизируются нравственно-психологические отношения – все эти отношения обеспечивают реабилитацию и раскрытие индивидуального потенциала человека.

Список литературы

  1. Кулакова С.В., Фадеева К.Ф Синдром профессионального выгорания психологов уголовно-исполнительной системы // Научные дискуссии 2015, Т.1. С.45-49.
  2. Евдокимов И.В., Казберов П.Н. Готовность сотрудников воспитательных отделов к работе в воспитательных центрах - учреждениях нового типа // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 4 (143). С. 29.
  3. Казберов П.Н. Проблемные аспекты психологического обеспечения отбывания уголовных наказаний осужденных за экстремистскую деятельность // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 346-350.
  4. Казберов П.Н., Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. О последствиях экстремальных условий деятельности для сотрудников силовых структур // Научно-исследовательские публикации № 12 (16) – 2014. С. 38-39.
  5. Казберов П.Н. Актуальные вопросы психологического обеспечения деятельности учреждений УИС нового типа (на примере воспитательных центров) Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 5 (108). С. 13-16.
  6. Поздняков В.М., Реуцкая И.Е. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении. М., – 2005. С. 20-21.
  7. Кулакова С.В., Фадеева К.Ф., Мешкова Л.В., Федорова Е.М. Механизмы переживания и способы совладания с последствиями психотравм сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вопросы науки. 2014. № 1(6). С. 109-114.
  8. Кулакова С.В., Фадеева К.Ф., Чурилова И.А. О профессиональном выгорании как причине усвоения сотрудниками воспитательных колоний элементов криминальной субкультуры // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 33. С. 244-248.
  9. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел / Под ред. \М.И. Марьина. – М., 2002. С 32.
  10. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. – М., 1998. С 26.
  11. Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. Психологические аспекты развития и проявления эмоционального выгорания сотрудников пенитенциарных учреждений как следствие профессиональной деятельности // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер. межрег. научн.- практ. конф., Выпуск 2; Томский ИПКР ФСИН России. – Томск – Иркутск: Изд-во ООО «Мегапринт», – 2014. С. 231–233.
  12. Казберов П.Н., Метелев А.В., Новиков В.В. Необходимость учета влияния радикальных религиозно-националистических и политических настроений при проведении психокоррекционной и воспитательной работы с осужденными за террористическую и экстремистскую деятельность NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 33. С. 242-247.
  13. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999. С.25.
  14. Кулакова С.В. Проявления синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов // Юридическая психология – 2015. № 2. – С. 35-38.
  15. Казберов П.Н. Возможные последствия участия сотрудников правоохранительных органов в выполнении профессиональных задач в экстремальных условиях, в том числе по противодействию терроризму и экстремизму NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 33. С. 258-261.
  16. Казберов П.Н., Кулакова С.В., Фадеева К.Ф., Мешкова Л.В. Психологические аспекты подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях // Научно-исследовательские публикации № 12 (16) 2014. С. 29-35.
  17. Казберов П.Н. Состояние проблемы позитивных последствий деятельности в экстремальных условиях в научной литературе // Следователь. 2005. № 1. С. 51-55.