Внедрение новых форм работы в деятельность психологической службы является одной из основных задач реформирования уголовно-исполнительной системы.
Осужденные мужчины, находящиеся длительное время в исправительной колонии отличаются пониженной эмоциональной лабильностью, чувствительностью, сентиментальностью, что особенно ярко проявляется в реакции на факт нахождения в местах лишения свободы [1, 2].
Осужденные на свободе страдают разными заболеваниями. Большинство из них диагностируются только в следственном изоляторе или исправительном учреждении уголовно-исполнительной системы.
Как отмечает ряд авторов, им свойственны неустойчивость характера, сильная восприимчивость к отрицательным влияниям окружающей среды, повышенная раздражительность, плаксивость, нервно-психические срывы [4, 9].
Изучение поведения осужденных, является важным моментом для правильного построения процесса их ресоциализации. Как правильно отражено в ряде исследований «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», предусматривала дифференцированный подход к осужденным в ходе отбытия ими уголовного наказания в виде лишения свободы [3, 5, 8].
В нескольких работах отечественных авторов показано, что при индивидуальных консультациях осужденные зачастую отрицательно высказываются об оказании им психологической помощи [6, 7].
Объект исследования – осужденные мужчины, отбывающие наказание в виде лишения свободы первый раз, в обычных условиях отбывания наказания в колонии общего режима.
Разработанная нами программа состоит из трех этапов.
Вводный этап. Психологическое сопровождение вновь прибывших осужденных.
Основной этап. Психологическое сопровождение осужденных во время отбывания наказания.
Заключительный этап. Подготовка осужденных к освобождению и решению вопросов досрочного освобождения.
Таблица 1. Основные виды работ психолога.
№ п/п |
Основные виды работ |
Методики |
Периодичность |
1. |
Углубленное изучение вновь прибывших осужденных в карантине |
Люшер, аудиовизуальная диагностика, анализ личного дела. Проективные методики: «несуществующее животное» и другие. |
по прибытию в карантин изучение индивидуально- личностных особенностей. |
2. |
Разработка программы исправительного воздействия с учетом изучения осужденного в карантине |
Типовая методика |
один раз по прибытии |
3. |
Углубленное изучение осужденных в связи с постановкой на профилактический учет |
ОСР, Люшер, аудиовизуальная диагностика, анализ личного дела и независимых характеристик. Кеттелл, СМИЛ. |
до административной комиссии учреждения |
4. |
Углубленное изучение осужденных в связи со снятием с профилактического учета |
Люшер, Сонди дополнительные методики по выбору психолога |
до административной комиссии учреждения |
5. |
Изучение осужденных и в связи с решением вопроса об условно-досрочном освобождении |
Люшер или другие методики по выбору психолога |
до административной комиссии учреждения |
6. |
Изучение осужденных при водворении в ШИЗО или переводе в ПКТ |
Сонди, Люшер, аудиовузуальная диагностика. |
перед водворением в ШИЗО или переводом в ПКТ |
7. |
Индивидуальное консультирование осужденных |
методы индивидуального консультирования |
после психодиагностического обследования |
8. |
Проведение групповых бесед и лекций с осужденными |
1 раз в квартал или по заявке сотрудников |
|
9. |
Социально-психологический анализ конфликтных ситуаций, нанесение осужденным самоповреждений, попыток суицидов |
в течении двух-трех часов после получения информации о конфликтной ситуации |
Считаем, что использование психологической программы позволит улучшить практическую работу психологов исправительного учреждения общего режима.