Психолого-педагогические аспекты тестирования

NovaInfo 35, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 76
CC BY-NC

Аннотация

В статье определено понятие тестирования, как инструмента педагогического измерения. Приводятся ряд психолого-педагогических аспектов тестирования и рассматриваются существенные отличия в природе и методах проведения педагогических и психологических тестов.

Ключевые слова

ТЕСТИРОВАНИЕ, ТЕСТ, ИСПЫТУЕМЫЙ, ОЦЕНКА, РЕЗУЛЬТАТ, ТЕСТОЛОГИЯ, ДИДАКТИКА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ПСИХОЛОГИЯ

Текст научной работы

В современном образовании широко применяется тестирование, представляющее собой особую форму стандартизированных, кратких, ограниченных во временном диапазоне испытаний, предназначенных для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Тест — это метод и инструмент педагогического измерения. При этом, если говорить о тесте, как о методе, заметим, что он предполагает особую технологию измерения, которая включает в свой состав правила выполнения операций по разработке системы тестовых заданий с заранее заданным набором качественных и количественных характеристик, с целью объективного и надежного оценивания учебных достижений испытуемых. Если же говорить о тесте как о педагогическом инструменте, то необходимо заметить, что здесь он выступает уже в форме системы заданий специфической формы, которая позволяет качественно и полно оценить структуру и эффективно измерить существующий уровень знаний, умений и навыков учащегося.

В методической литературе существует большое количество классификаций тестов. Приведем одну из возможных классификаций, в которой тесты можно разделить по целям и содержанию:

Выделим четыре вида тестов согласно данной классификации:

  1. Тесты личности – служат для оценивания эмоционально-волевых качеств индивида.
  2. Тесты интеллекта – анализируют уровень развития познавательных процессов и функций мышления.
  3. Тесты способностей – предназначены для оценивания индивидуальных возможностей индивида в овладении различных видов деятельности.
  4. Тесты достижений – служат для оценки развития комплекса знаний, умений и навыков по окончании обучения.

Сегодня тест – это безусловно инструмент состоящий из квалиметрически (с использование различных методов определения качества) тщательно экспериментально проверенной и апробированной системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии анализа результатов для измерения качеств и свойств индивида, достижений учебно-познавательной деятельности, измерение которых можно провести только в условиях систематического обучения.

Тест, безусловно, отличен от од других форм контроля. Выделим существующие различия:

  1. Содержательное наполнение теста подвержено четкому планированию. При разработке заданий для теста проводится отбор содержательной базы, происходит планирование подходящей формы заданий, определяется их необходимое количество и способы визуального расположения. По окончании выявления содержательного наполнения проводится анализ полученного результата экспертами.
  2. Существует своя неповторимая форма заданий, отличающая тест от других форм контроля. В тестах форма заданий обязательно становится стандартизованной – по формам предъявления и по формам записи ответов испытуемыми.
  3. Тестовые задания характеризируются таким параметром как трудность. На основе данных параметров можно получить статистические характеристики.
  4. Присутствие специализированных шкал, которые соотносятся с существующими стандартизированными нормами для подведения итоговых результатов проведенного тестирования.
  5. Существуют дополнительные оценки точности для проведенных измерений результатов проведенного тестирования.

Для тестов существует ряд характеристик, наиболее существенными из которых являются:

  1. Валидность. Показывает насколько соответствует проверяемый материал поставленным педагогом целям контроля.
  2. Надежность. Отражает насколько результаты тестирования стали устойчивыми при многократном использовании данного материала, так же показывает постоянство при влиянии посторонних случайных факторов. Можно отметить 3 метода при помощи которых можно проверить надежность: проведение повторного тестирования через две недели, проведение параллельного тестирования и деления теста на две части – четные и нечетные группы вопросов.
  3. Репрезентативность – отражает на сколько в тесте был полностью охвачен изученных учащимися учебный материал.
  4. Стандартизованность – выработка единого набора действий и правил для проведения тестирования и последующего подведения итогов и получения статистических характеристик.
  5. Адаптивность – параметр указывает возможно ли применять тест в изменяющихся условиях.
  6. Надежность от угадывания – насколько тест защищен от такого случайного фактора, как угадывания правильного ответа испытуемым.

Появление в контексте обучения такой инновационной формы контроля как тестирования приводит, прежде всего, к изменению как восприятия так и существующих установок контроля. Происходит ряд изменений, в частности, меняется психологическая ситуация тесно связанная с принятием (или одобрением) или неприятием (или отторжением) тестов как новой формы контроля.

Н.Ф.Ефремовой было проведено диагностическое исследование поставившее своей целью выявить оценку методов традиционного и тестового контроля (в нем приняли участие около 500 человек) [2]. Было выявлено следующее:

  1. Наибольший балл при этом получила объективность процедуры тестирования и независимость оценки от мнения преподавателя, а также постулат неразглашение оценок;
  2. Среди преимуществ традиционного контроля были оценены: возможность помощи, низкий уровень трудностей задании.

Многие исследования отметили важность психологической подготовки к тестированию:

  1. Степень улучшения результатов тестирования зависит от способностей и знаний учащихся, количества и вида предварительных занятий, особенностей тестов.
  2. Подготовка к тестированию наиболее полезна для слабых учащихся, на результаты сильных учеников, она влияет незначительно.
  3. Степень положительного влияния предварительной подготовки на изменение результатов тестирования находится в прямой зависимости от тесноты связи между содержанием тренировочных заданий и содержанием теста.
  4. Предварительная подготовка снижает тревожность в поведении испытуемых во время тестирования и мотивирует к выполнению теста.
  5. Предтестовые тренинги помогают механизмам памяти работать в жестко лимитированном по времени контрольном мероприятии.

Под мотивацией в педагогике, сегодня, понимается единая система целей, потребностей мотивов (динамический процесс управления поведением человека), побуждающих индивида как сознательно относится к учению и к контролю, как составной части так и быть активным в учебно-познавательной работе. Мотивация выполняет в образовании следующие функции: побуждающую, направляющую, организующую и смысловую. При проведении тестирования мотивация служит одним из основных психологических факторов успешности контроля.

На уровень мотивации учебно-познавательной деятельности всегда влияют комплексы объективных факторов (так их как история изучаемого предмета, авторитет преподавателя) и субъективных (жизненные планы человека, стремление к самореализации, желание иметь хорошие оценки). Процесс побуждения человека к тестированию нередко оказывается очень сложным социально-психологическим, интеллектуальным, эмоциональным и волевым актом. Человек имеющий опыт выполнения тестов обладает значимым преимуществом перед теми, кто впервые участвует в тестировании: ведь им было преодолено чувство неизвестности, развита уверенность в себе и своих возможностях. Американский психолог Анна Анастази считает, что у человека искушенного в работе заданиями тестового формата, показатели на одиннадцать процентов выше, чем у неискушенных испытуемых [3].

Существует два важных компонента тестовой тревожности – эмоциональная и озабоченная тревожность. Эмоциональная составляющая тестовой тревожности охватывает чувства, физиологические реакции, такие как напряжение. Озабоченность связана с негативными мыслями, с ожиданием неудачи при выполнении теста и с озабоченностью последствий неуспеха. В связи с этим психологами разрабатывается технология «поведенческой терапии».

Исследования американского психолога Анны Анастази и ряда других психологов показывают, тестовая тревожность способна убывать без «терапевтического вмешательства». Тестовая тревожность – комплексный феномен, вызываемый множеством разнообразных по сути и содержанию причин, специфических для каждого конкретного человека. К числу способов позволяющих преодолевать данный вид тревожности относят совершенствование языковых коммуникативно-речевых навыков и умений, правильная разработка инструкций и руководств к тестам.

Методика проведения тестирования должна базироваться на личности педагогов, но не только тех которые участвуют как эксперты в создании теста, но и тех, кто связан с самим процессом проведения данной формы контроля. Именно поэтому необходимо сказать и об этических нормах и принципах тестирования в образовании. Стоит отметить, что они прежде всего должны быть продиктованы кодексом профессиональной этики педагога. Являясь частью совокупности общечеловеческих норм, регламентирующих поведение педагога на тестировании в соответствии с требованиями долга, профессиональной честности, принципами гуманизма, они становятся базовыми, фундаментальными и основополагающими принципами при стандартизации теста.

К данной, достаточно большой группе принципов мы можем отнести:

  1. Принцип конфиденциальности – определяет правила неразглашения сведений о результатах тестирования без согласия испытуемого.
  2. Принцип доступности – связан с правом испытуемых на получение доступа к содержательному описанию и полной интерпретации тестовых результатов, получение информации выявленной в результате анализа проблем и неудач выявленных при выполнении отдельных заданий проведенного теста.
  3. Принцип обоснованности и динамического отражения развития – обуславливает систематическое обновление данных о подготовленности обучаемых полученных с помощью тестов (мониторинг).
  4. Принцип осведомленного согласия – предполагает согласие испытуемых на проведение тестирование и анкетирование.
  5. Принцип отбора содержания – содержание теста определено как полностью оптимальное отображение содержания материала учебной дисциплины в системе созданных тестовых заданий.
  6. Принцип научной достоверности – в тест включается только то содержание проверяемого материала, которое является объективно научно истинным и подвергается некой рациональной аргументации.

Психологические и педагогические тесты в образовании, между собой имеют глубокие различия. Анна Анастази пишет, что педагогические тесты оценивают результаты усвоения общего для всех обучаемых программного курса, а психологические тесты предназначены для отражения индивидуального восприятия жизненного опыта, различающегося по социальным и экономическим условиям его приобретения [1].

Результаты проведенного тестирования в психологии используются главным образом для прогнозирования успешности какой-либо деятельности в зависимости от полученных качественных и количественных оценок личностных характеристик, и склонностей или носят рекомендательный характер при выявлении личностных проблем, для определения путей их преодоления.

Педагогические тесты, в частности, в итоговом контроле, дают педагогу информацию о количественной оценке существующего уровня подготовленности обучаемого, которая предназначены, в основном, для принятия административных и управленческих решений.

Определим ряд внешних различий между психологическими и педагогическими тестами в образовании:

  1. Формулировка заданий (в психологических тестах носит как правило косвенный характер, в педагогических тестах – прямой характер)
  2. Диагностика (в психологических тестах не существует «правильных» ответов, происходит определение характеристик личности, при этом педагогические тесты проверяют знания, а значит требуют строго соответствия ответа испытуемого правильному ответу).
  3. Цели интерпретации (в психологических тестах определяют характеристики личности, в педагогических выявляется уровень усвоения знаний у испытуемого).

Заметим, что иногда границы между рассматриваемыми видами тестирования могут стираться, особенно в тех случаях, когда тесты нацелены на проверку логического мышления и творческих способностей учащихся. Резюмируя выше сказанное отметим, что, таким образом так как тестирование является уникальным методом контроля и оценивания знаний, позволяющий провести качественное и количественное измерения уровня знаний, и психологических особенностей, и предпочтений испытуемого, необходимо сформировать у участника тестирования такую психологическую атмосферу которая позволит ему полостью раскрыться. Именно поэтому, сегодня, разработка методик, требований и правил проведения тестирования является важной задачей повышения качества образовательного процесса.

Читайте также

Список литературы

  1. Анастази А., Урбина С., Алексеев А.А. Психологическое тестирование Санкт-Петербург, 2007. Сер. Мастера психологии (7-е международное издание)
  2. Ефремова Н.Ф., Звонников В.И., Челышкова М.Б. Педагогические измерения в системе образования Педагогика. 2006. № 2. С. 14-22.
  3. Равен Д. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы Москва, 1999.

Цитировать

Векслер, В.А. Психолого-педагогические аспекты тестирования / В.А. Векслер, О.Л. Коноваленко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 35. — URL: https://novainfo.ru/article/3773 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться