Развитие инфраструктурных объектов в рамках осуществления государственной политики создания безбарьерной среды

NovaInfo 36, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья содержит анализ результатов реализации государственной программы «Доступная среда» на территории города Рязани, а также конкретные рекомендации по созданию безбарьерной среды на территории города Рязани.

Ключевые слова

ВЕЛОСИПЕДНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПАНДУСЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА», БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА, МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ

Текст научной работы

Согласно актуальной нормативно-правовой базе Российская Федерация является социальным государством, то есть государством, ориентированным на социум, на его потребности и интересы. Кроме того, высшей ценностью в России провозглашены человек, его права и свободы. Таким образом, вся деятельность органов власти и местного самоуправления должна быть подчинена данным основополагающим императивам [1]. К этой же цели двигается развивающееся в России гражданское общество и его институты.

Одним из важнейших критериев сформированности социального государства является его отношение к наименее защищенным категориям населения, таким как маломобильные инвалиды. В Российской Федерации с 2011 года реализуется Государственная программа «Доступная среда», целью которой является создание инфраструктуры, обеспечивающей возможность доступа маломобильных групп населения к социальным и общественно значимым объектам [3]. Реализация программы должна завершиться в 2015 году, в результате чего около половины социально и общественно значимых объектов должны стать доступными для маломобильных категорий [2].

В данный момент уже можно говорить об анализе результатов вышеозначенной социальной программы. Проанализируем результаты ее реализации на примере города Рязани (по состоянию на август 2015 года). На рисунках 1, 2 представлены примеры инфраструктурных объектов, позволяющих маломобильным инвалидам получить доступ к социальным объектам.

– Пандусы на центральных улицах города Рязань
Рисунок 1. Пандусы на центральных улицах города Рязань
– Пандусы к социальным объектам города Рязань
Рисунок 2. Пандусы к социальным объектам города Рязань

Данные рисунки подтверждают реализацию направлений программы «Доступная среда», но, стоит отметить, что такие объекты существуют, преимущественно, на центральных улицах города (на рисунках 1, 2 — улицы Свободы, Ленина, Почтовая, Циолковского). В то же время, на других улицах города объекты «Доступной среды» либо отсутствуют вообще, либо непригодны для использования (на рисунках 3, 4, 5 — улицы Кальная, Ленина, Маяковского, Чапаева, площадь Театральная).

Особого внимания заслуживают именно непригодные для использования объекты, так как возникает ситуация, когда объект имеется, что позволяет говорить о формальном выполнении государственной программы, но использовать его невозможно, что де-факто является ее неисполнением.

– Примеры отсутствия пандусов на улицах города и у социальных объектов
Рисунок 3. Примеры отсутствия пандусов на улицах города и у социальных объектов
– Примеры пандусов не пригодных для использования на улицах города
Рисунок 4. Примеры пандусов не пригодных для использования на улицах города
– Примеры пандусов не пригодных для использования на социальных объектах города
Рисунок 5. Примеры пандусов не пригодных для использования на социальных объектах города

Причина такого положения дел имеет комплексный характер, включая в себя как халатность со стороны исполнителей инженерно-инфраструктурных мероприятий, так и попустительство органов власти и местного самоуправления. При этом, нельзя не учесть того обстоятельства, что имеет место отсутствие четкого законодательного определения по поводу того, какими именно должны быть рассматриваемые инфраструктурные объекты. В Государственной программе «Доступная среда» имеется указание на необходимость актуализации существующих технических регламентов, национальных стандартов Российской Федерации, сводов правил, строительных норм и правил Российской Федерации, инструкций и рекомендаций, иных нормативных документов, устанавливающих требования по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения на основе свода правил "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения" (СП 35-101-2001). Но при этом фактически отсутствуют указания на необходимость организации инфраструктурных объектов согласно данным нормативно-правовым актам. Отсюда возникает значительное количество разночтений и возможностей для недобросовестного исполнения своих обязанностей, как со стороны непосредственных исполнителей, так и со стороны заказчиков (органов власти и местного самоуправления).

Для решения означенной проблемы необходим комплексный подход, включающий в себя не только усиление контроля со стороны соответствующих органов, но и детальное описание всех требований к организуемым объектам непосредственно в нормативно-правовых актах, в том числе в Государственной программе.

Аналогичным образом в городе Рязани обстоят дела с развитием инфраструктуры для велосипедного движения. Декларируемое создание велодорожек на практике является чисто формальным, так как построенные велодорожки практически не приспособлены для выполнения своих функций по причинам незначительной протяженности и отсутствия возможности добраться на велосипеде от одной дорожки до другой. Иными словами, единая система велодвижения в городе Рязань так и не была создана (рисунок 6).

– Велодорожка у стадиона «Спартак»: протяженность 250 метров
Рисунок 6. Велодорожка у стадиона «Спартак»: протяженность 250 метров

Таким образом, в сфере инфраструктурных объектов в городе Рязань существуют две задачи — создание реальной безбарьерной среды и создание единой системы велосипедного движения. Для реализации данных мероприятий необходимо создать систему пандусов, обеспечивающих возможности преодоления препятствий дорожной сети как для маломобильных групп населения, так и для велосипедистов.

Не стоит забывать и о решении демографических проблем. Рост рождаемости, вызванный реализацией государственной демографической политики, вынуждает создавать инфраструктуру, удобную для матерей с детьми. В свете данного подхода, дорожные пандусы является необходимым условием для комфортного передвижения по городской территории лиц с детскими колясками.

Для единовременного решения всех вышеозначенных проблем можно предложить следующие варианты создания (организации) пандусов, с учетом всех категорий пользователей и климатически-погодных условий города Рязань. На рисунке 9 представлена схема пандуса, сочетающего в себе как, непосредственно, спуск, так и участок с нормальной высотой тротуара. Данное сочетание необходимо в силу того, что в зимний период, учитывая работу коммунальных служб, наклонные участки покрываются наледью, что создает угрозу повышенного травматизма. Также в данном варианте имеется горизонтальная площадка по завершению спуска, которая необходима для отсутствия возможности непосредственного выезда на проезжую часть.

– Схема пандуса с наличием горизонтальной площадки
Рисунок 7. Схема пандуса с наличием горизонтальной площадки

На рисунке 8 представлена схема пандуса с расширением спускового участка и наличием горизонтальной площадки. Данный вариант возможен к реализации в тех местах улично-дорожной сети, где это позволяет ширина притротуарного участка.

– Схема пандуса с расширением спускового участка и наличием горизонтальной площадки
Рисунок 8. Схема пандуса с расширением спускового участка и наличием горизонтальной площадки

На рисунке 9 отображена схема, предусматривающая спуск с тротуара к полотну дороги в зонах посадки и высадки пассажиров и других необходимых местах.

– Схема пандуса в зонах посадки и высадки пассажиров
Рисунок 9. Схема пандуса в зонах посадки и высадки пассажиров

Для всех вышеозначенных вариантов необходимо строгое соблюдение следующих параметров:

  1. Угол наклона спускового участка должен соответствовать актуальным стандартам [4], то есть колебаться в пределах от 5 до 10 градусов;
  2. Длина горизонтальной площадки, обеспечивающей невыезд на проезжую часть должна составлять от 1250 до 1500 мм, что соответствует длине инвалидной коляски;
  3. Ширина спускового участка должна составлять от 800 до 1000 мм, что соответствует ширине инвалидной коляски.

Таким образом, реализация декларируемых мероприятий, направленных на улучшение качества жизни населения на практике встречается с целым рядом проблем, вызванных несовершенством актуального законодательства. Для решения сложившихся проблем необходима детальная проработка всех реализуемых мероприятий в рамках нормативно-правовой базы. Так, при реализации Государственной программы «Доступная среда» необходимо подробное законодательное описание создаваемых объектов инфраструктуры. Примерами таких описаний могут являться варианты пандусов, предложенные в настоящей статье. Создание упомянутых объектов инфраструктуры позволит не только снизить общий уровень барьерности среды обитания для маломобильных групп населения, но и улучшить комфортность жизни других слоев населения, создать предпосылки для комплексного развития объектов инфраструктуры.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993.
  2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 – 2015 годы».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2181-р «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015 гг».
  4. СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. Введ. 01.01.2013. – М.: Минрегион РФ, 2012. – 63с.
  5. ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Минимальные габаритные размеры. Введ. 01.01.1995. – М.: Госстандарт России, 2015. – 6с.
  6. М. Ракчеева «Похороните» меня за пандусом. Еженедельник «Дом. Строй» – 26.11.2014 г.
  7. В Рязани разработают маршрутную карту проезда для инвалидов-колясочников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryazan.er.ru/news/2013/7/25/v-ryazani-razrabotayut-marshrutnuyu-kartu-proezda-dlya-invalidov-kolyasochnikov/.
  8. Общественные приемные партии проверят доступность соцобъектов для инвалидов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryazan.er.ru/news/2015/6/19/obshestvennye-priemnye-partii-proveryat-dostupnost-socobektov-dlya-invalidov/.
  9. Михаил Терентьев: Вопросы доступной среды необходимо решать в комплексе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryazan.er.ru/news/2015/8/7/mihail-terentev-voprosy-dostupnoj-sredy-neobhodimo-reshat-v-komplekse/.
  10. В 2015 году в регионе будет создано около 200 рабочих мест для инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryazan.er.ru/news/2015/4/1/v-2015-godu-v-regione-planiruetsya-sozdat-okolo-200-rabochih-mest-dlya-invalidov/.
  11. «Единая Россия» продолжит совершенствование соцобслуживания инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryazan.er.ru/news/2014/11/18/edinaya-rossiya-prodolzhit-sovershenstvovanie-socobsluzhivaniya-invalidov/.
  12. В Рязани обсудили вопросы создания доступной среды для инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryazan.er.ru/news/2014/4/15/v-ryazani-obsudili-voprosy-sozdaniya-dostupnoj-sredy-dlya-invalidov/.
  13. Филатова И. Без барьеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mediaryazan.ru/articles/detail/70811.html.
  14. Общественная комиссия выявила недоступность низкополь-ного транспорта в Рязани для инвалидов-колясочников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vidsboku.com/news/obshchestvennaya-komissiya-vyyavila-nedostupnost-nizkopolnogo-transporta-v-ryazani-dlya. о.
  15. Отдел по связям со средствами массовой информации адми-нистрации города Рязани Рязань станет городом без барьеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rv-ryazan.ru/news/6419.html.
  16. Административные здания Рязани оборудуют пандусами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://proamco.ru/новости-и-статьи/новости/9190-administrativnye-zdaniia-riazani-oborydyut-pa.html.
  17. После рассмотрения дела в суде больница сделает пандусы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ryazan-v.ru/news/19207.

Цитировать

Беев, А.П. Развитие инфраструктурных объектов в рамках осуществления государственной политики создания безбарьерной среды / А.П. Беев, С.В. Волкова, Ю.А. Меркулов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 36. — URL: https://novainfo.ru/article/3823 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться