Развитие инфраструктурных объектов в рамках осуществления государственной политики создания безбарьерной среды

№36-1,

технические науки

Статья содержит анализ результатов реализации государственной программы «Доступная среда» на территории города Рязани, а также конкретные рекомендации по созданию безбарьерной среды на территории города Рязани.

Похожие материалы

Согласно актуальной нормативно-правовой базе Российская Федерация является социальным государством, то есть государством, ориентированным на социум, на его потребности и интересы. Кроме того, высшей ценностью в России провозглашены человек, его права и свободы. Таким образом, вся деятельность органов власти и местного самоуправления должна быть подчинена данным основополагающим императивам [1]. К этой же цели двигается развивающееся в России гражданское общество и его институты.

Одним из важнейших критериев сформированности социального государства является его отношение к наименее защищенным категориям населения, таким как маломобильные инвалиды. В Российской Федерации с 2011 года реализуется Государственная программа «Доступная среда», целью которой является создание инфраструктуры, обеспечивающей возможность доступа маломобильных групп населения к социальным и общественно значимым объектам [3]. Реализация программы должна завершиться в 2015 году, в результате чего около половины социально и общественно значимых объектов должны стать доступными для маломобильных категорий [2].

В данный момент уже можно говорить об анализе результатов вышеозначенной социальной программы. Проанализируем результаты ее реализации на примере города Рязани (по состоянию на август 2015 года). На рисунках 1, 2 представлены примеры инфраструктурных объектов, позволяющих маломобильным инвалидам получить доступ к социальным объектам.

Пандусы на центральных улицах города Рязань

Рисунок 1 – Пандусы на центральных улицах города Рязань

Пандусы к социальным объектам города Рязань

Рисунок 2 – Пандусы к социальным объектам города Рязань

Данные рисунки подтверждают реализацию направлений программы «Доступная среда», но, стоит отметить, что такие объекты существуют, преимущественно, на центральных улицах города (на рисунках 1, 2 – улицы Свободы, Ленина, Почтовая, Циолковского). В то же время, на других улицах города объекты «Доступной среды» либо отсутствуют вообще, либо непригодны для использования (на рисунках 3, 4, 5 – улицы Кальная, Ленина, Маяковского, Чапаева, площадь Театральная).

Особого внимания заслуживают именно непригодные для использования объекты, так как возникает ситуация, когда объект имеется, что позволяет говорить о формальном выполнении государственной программы, но использовать его невозможно, что де-факто является ее неисполнением.

Примеры отсутствия пандусов на улицах города и у социальных объектов

Рисунок 3 – Примеры отсутствия пандусов на улицах города и у социальных объектов

Примеры пандусов не пригодных для использования на улицах города

Рисунок 4 – Примеры пандусов не пригодных для использования на улицах города

Примеры пандусов не пригодных для использования на социальных объектах города

Рисунок 5 – Примеры пандусов не пригодных для использования на социальных объектах города

Причина такого положения дел имеет комплексный характер, включая в себя как халатность со стороны исполнителей инженерно-инфраструктурных мероприятий, так и попустительство органов власти и местного самоуправления. При этом, нельзя не учесть того обстоятельства, что имеет место отсутствие четкого законодательного определения по поводу того, какими именно должны быть рассматриваемые инфраструктурные объекты. В Государственной программе «Доступная среда» имеется указание на необходимость актуализации существующих технических регламентов, национальных стандартов Российской Федерации, сводов правил, строительных норм и правил Российской Федерации, инструкций и рекомендаций, иных нормативных документов, устанавливающих требования по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения на основе свода правил "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения" (СП 35-101-2001). Но при этом фактически отсутствуют указания на необходимость организации инфраструктурных объектов согласно данным нормативно-правовым актам. Отсюда возникает значительное количество разночтений и возможностей для недобросовестного исполнения своих обязанностей, как со стороны непосредственных исполнителей, так и со стороны заказчиков (органов власти и местного самоуправления).

Для решения означенной проблемы необходим комплексный подход, включающий в себя не только усиление контроля со стороны соответствующих органов, но и детальное описание всех требований к организуемым объектам непосредственно в нормативно-правовых актах, в том числе в Государственной программе.

Аналогичным образом в городе Рязани обстоят дела с развитием инфраструктуры для велосипедного движения. Декларируемое создание велодорожек на практике является чисто формальным, так как построенные велодорожки практически не приспособлены для выполнения своих функций по причинам незначительной протяженности и отсутствия возможности добраться на велосипеде от одной дорожки до другой. Иными словами, единая система велодвижения в городе Рязань так и не была создана (рисунок 6).

Велодорожка у стадиона «Спартак»: протяженность 250 метров

Рисунок 6 – Велодорожка у стадиона «Спартак»: протяженность 250 метров

Таким образом, в сфере инфраструктурных объектов в городе Рязань существуют две задачи – создание реальной безбарьерной среды и создание единой системы велосипедного движения. Для реализации данных мероприятий необходимо создать систему пандусов, обеспечивающих возможности преодоления препятствий дорожной сети как для маломобильных групп населения, так и для велосипедистов.

Не стоит забывать и о решении демографических проблем. Рост рождаемости, вызванный реализацией государственной демографической политики, вынуждает создавать инфраструктуру, удобную для матерей с детьми. В свете данного подхода, дорожные пандусы является необходимым условием для комфортного передвижения по городской территории лиц с детскими колясками.

Для единовременного решения всех вышеозначенных проблем можно предложить следующие варианты создания (организации) пандусов, с учетом всех категорий пользователей и климатически-погодных условий города Рязань. На рисунке 9 представлена схема пандуса, сочетающего в себе как, непосредственно, спуск, так и участок с нормальной высотой тротуара. Данное сочетание необходимо в силу того, что в зимний период, учитывая работу коммунальных служб, наклонные участки покрываются наледью, что создает угрозу повышенного травматизма. Также в данном варианте имеется горизонтальная площадка по завершению спуска, которая необходима для отсутствия возможности непосредственного выезда на проезжую часть.

Схема пандуса с наличием горизонтальной площадки

Рисунок 7 – Схема пандуса с наличием горизонтальной площадки

На рисунке 8 представлена схема пандуса с расширением спускового участка и наличием горизонтальной площадки. Данный вариант возможен к реализации в тех местах улично-дорожной сети, где это позволяет ширина притротуарного участка.

Схема пандуса с расширением спускового участка и наличием горизонтальной площадки

Рисунок 8 – Схема пандуса с расширением спускового участка и наличием горизонтальной площадки

На рисунке 9 отображена схема, предусматривающая спуск с тротуара к полотну дороги в зонах посадки и высадки пассажиров и других необходимых местах.

Схема пандуса в зонах посадки и высадки пассажиров

Рисунок 9 – Схема пандуса в зонах посадки и высадки пассажиров

Для всех вышеозначенных вариантов необходимо строгое соблюдение следующих параметров:

  1. угол наклона спускового участка должен соответствовать актуальным стандартам [4], то есть колебаться в пределах от 5 до 10 градусов;
  2. длина горизонтальной площадки, обеспечивающей невыезд на проезжую часть должна составлять от 1250 до 1500 мм, что соответствует длине инвалидной коляски;
  3. ширина спускового участка должна составлять от 800 до 1000 мм, что соответствует ширине инвалидной коляски.

Таким образом, реализация декларируемых мероприятий, направленных на улучшение качества жизни населения на практике встречается с целым рядом проблем, вызванных несовершенством актуального законодательства. Для решения сложившихся проблем необходима детальная проработка всех реализуемых мероприятий в рамках нормативно-правовой базы. Так, при реализации Государственной программы «Доступная среда» необходимо подробное законодательное описание создаваемых объектов инфраструктуры. Примерами таких описаний могут являться варианты пандусов, предложенные в настоящей статье. Создание упомянутых объектов инфраструктуры позволит не только снизить общий уровень барьерности среды обитания для маломобильных групп населения, но и улучшить комфортность жизни других слоев населения, создать предпосылки для комплексного развития объектов инфраструктуры.

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993.
  2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 – 2015 годы».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2181-р «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015 гг».
  4. СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. Введ. 01.01.2013. – М.: Минрегион РФ, 2012. – 63с.
  5. ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Минимальные габаритные размеры. Введ. 01.01.1995. – М.: Госстандарт России, 2015. – 6с.
  6. М. Ракчеева «Похороните» меня за пандусом. Еженедельник «Дом. Строй» – 26.11.2014 г.
  7. В Рязани разработают маршрутную карту проезда для инвалидов-колясочников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryazan.er.ru/news/2013/7/25/v-ryazani-razrabotayut-marshrutnuyu-kartu-proezda-dlya-invalidov-kolyasochnikov/.
  8. Общественные приемные партии проверят доступность соцобъектов для инвалидов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryazan.er.ru/news/2015/6/19/obshestvennye-priemnye-partii-proveryat-dostupnost-socobektov-dlya-invalidov/.
  9. Михаил Терентьев: Вопросы доступной среды необходимо решать в комплексе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryazan.er.ru/news/2015/8/7/mihail-terentev-voprosy-dostupnoj-sredy-neobhodimo-reshat-v-komplekse/.
  10. В 2015 году в регионе будет создано около 200 рабочих мест для инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryazan.er.ru/news/2015/4/1/v-2015-godu-v-regione-planiruetsya-sozdat-okolo-200-rabochih-mest-dlya-invalidov/.
  11. «Единая Россия» продолжит совершенствование соцобслуживания инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryazan.er.ru/news/2014/11/18/edinaya-rossiya-prodolzhit-sovershenstvovanie-socobsluzhivaniya-invalidov/.
  12. В Рязани обсудили вопросы создания доступной среды для инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryazan.er.ru/news/2014/4/15/v-ryazani-obsudili-voprosy-sozdaniya-dostupnoj-sredy-dlya-invalidov/.
  13. Филатова И. Без барьеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mediaryazan.ru/articles/detail/70811.html.
  14. Общественная комиссия выявила недоступность низкополь-ного транспорта в Рязани для инвалидов-колясочников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vidsboku.com/news/obshchestvennaya-komissiya-vyyavila-nedostupnost-nizkopolnogo-transporta-v-ryazani-dlya. о.
  15. Отдел по связям со средствами массовой информации адми-нистрации города Рязани Рязань станет городом без барьеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rv-ryazan.ru/news/6419.html.
  16. Административные здания Рязани оборудуют пандусами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://proamco.ru/новости-и-статьи/новости/9190-administrativnye-zdaniia-riazani-oborydyut-pa.html.
  17. После рассмотрения дела в суде больница сделает пандусы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ryazan-v.ru/news/19207.