Выявление направлений развития городской транспортной системы

NovaInfo 41, с.20-25
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье предложена модель возникновения транспортных заторов, как несоответствия пассажиропотоков и пропускных способностей. Проведен анализ транспортных проблем города Рязани методом анализа иерархий. Сделаны выводы о направлениях развития транспортной системы города Рязани. Обоснована необходимость решения существующих транспортных проблем через разработку стратегий развития.

Ключевые слова

ПАССАЖИРОПОТОК, ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ, СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ, ГОРОДСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА, МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ, РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

Последние десятилетия развития нашей страны были ознаменованы серьезными изменениями в социально-экономической и демографической ситуации. Одним из следствий данных явлений явился процесс ускоренной урбанизации, который выражается, как в росте городского населения, так и в росте самих селитебных территорий. При этом, увеличение данных параметров идет непропорционально: городское население растет гораздо быстрее роста площади городских территорий, следствием чего является увеличение плотности городского населения. Этот процесс усугубляется и общим ростом благосостояния населения, в особенности городского.

Совокупность указанных факторов резко увеличила нагрузку на все функциональные системы города, всю городскую систему в целом. При этом, следует учитывать, что большинство российских крупных городов строились и развивались без учета возможности столь быстрого роста [1].

Первой из подсистем городского комплекса негативные последствия ощутила на себе транспортная система, которая перестала выполнять возложенные на нее функции перемещения населения в рамках городских территорий в должном количестве и качестве, что, в свою очередь, открыло целую плеяду других проблем, связанных не только с комфортностью и качеством жизни, но и с социально-экономическим развитием территорий. Особенно актуальным это становится во время экономической и социально-политической нестабильности, надвигающихся мировых финансовых потрясений [2].

Таким образом, возникает задача совершенствования городской транспортной системы, с целью преодоления имеющихся в ней проблем, в условиях существенных финансовых и временных ограничений.

Основной проблемой транспортных систем современных крупных российских городов являются транспортные заторы, представляющие собой превышение пассажиропотока по определенному участку улично-дорожной сети над пропускной способностью данного участка, возникшее в определенный временной интервал. Пропускная способность представляет собой количество транспортных единиц, которые могут проехать через срез полотна дороги за единицу времени (обычно за час). При этом, следует учитывать, что транспортные единицы различного транспорта имеют разные габариты, следовательно, должны по-разному учитываться применительно к пропускной способности. Пассажиропоток представляет собой реализованную корреспонденцию — количество людей, проехавших по определенному участку улично-дорожной сети, посредством определенного вида транспорта, в определенный интервал времени [3]. При этом, необходимо учитывать мощность пассажиропотоков, не только в количестве человек, но и в количестве транспортных единиц.

Данное несоответствие может появляться в результате действия многих факторов, которые, в целом, являются репрезентативными для совокупности крупных российских городов. В силу этого обстоятельства, рассмотрим причины несоответствия пропускной способности и пассажиропотоков на примере города Рязани. Основными причинами, обуславливающими транспортные заторы в транспортной системе города Рязани, можно объединить в четыре группы.

1. Отставание развития дорожной сети и как следствие ее способности удовлетворять потребности населения в перемещении:

2. Отсутствие организованной и сбалансированной маршрутной сети общественного транспорта:

3. Поддержка заведомо проигрышной стратегии развития индивидуального транспорта:

4. Безальтернативность способа перемещения по городу:

Сложившаяся ситуация требует оперативного решения, причем, связанного с минимизацией затрачиваемых ресурсов и максимизацией получаемых результатов. Для этого необходимо провести анализ сложившейся ситуации методом анализа иерархий. Иерархия проблем транспортной системы города Рязани приведена на рисунке. Все вышеозначенные группы проблем можно разделить на проблемы, обуславливающие недостаточность пропускных способностей участков улично-дорожной сети и избыточность пассажиропотоков.

Анализ степени влияния выявленных проблем на транспортные заторы приведен в табл. 1 — 4 (цифровые обозначения проблем соответствуют цифровым обозначениям в иерархии). При этом, в качестве экспертов выступали представители профильных управленческих структур и научного сообщества.

Таблица 1. Степень влияния на заторы пассажиропотоков и пропускной способности

Влияние на заторы

ПП

ПС

Сумма

Влияние

Пассажиропотоки (ПП)

1

3

4

0,75

Пропускная способность (ПС)

0,33

1

1,33

0,25

Иерархия проблем городской транспортной системы города Рязани
Рисунок 1. Иерархия проблем городской транспортной системы города Рязани
Таблица 2. Степень влияния на пассажиропотоки проблем транспортной инфраструктуры

Влияние на ПП

1

2

3

4

Сумма

Влияние

1

1

0,33

0,2

0,33

1,86

0,07

2

3

1

0,33

3

7,33

0,29

3

5

3

1

3

12

0,46

4

3

0,33

0,33

1

4,66

0,18

Таблица 3. Степень влияния на пропускную способность проблем транспортной инфраструктуры

Влияние на ПС

1

2

3

4

Сумма

Влияние

1

1

5

5

3

14

0,51

2

0,2

1

0,33

0,33

1,86

0,07

3

0,2

3

1

0,33

4,53

0,16

4

0,33

3

3

1

7,33

0,26

Таблица 4. Степени влияния проблем на заторы

Проблемы

Степень влияния

1

0,18

2

0,23

3

0,39

4

0,20

Таким образом, набольшее влияние на проблемы транспортных заторов на территории города Рязани оказывается поддержка заведомо проигрышной стратегии развития индивидуального транспорта. Затем идут отсутствие организованной и сбалансированной маршрутной сети общественного транспорта; безальтернативность способа перемещения по городу, отставание развития дорожной сети и как следствие ее способности удовлетворять потребности населения в перемещении. Следовательно, будущее развитие городской транспортной системы должно быть связано с развитием системы именно общественного пассажирского транспорта, что совпадает с общемировыми тенденциями комплексного транспортного развития [2], [4], [7], [8]. До сих пор остается открытым вопрос в выборе инструментария комплексного транспортного развития.

В силу развития «городской среды» как компактно организованной территории, на которой проживает значительная часть населения страны, возникает объективная необходимость регулирования, прогнозирования и планирования всех процессов протекающих в ней, с целью обеспечения сбалансированного развития. Это требуется для создания благоприятных и комфортных условий проживания населения городских территорий, что выражается в получении населением всего спектра благ, которые может предоставить современный уровень развития науки и техники и в первую очередь — социальные блага. Под социальными благами понимается доступность медицины, образования, возможности приобретения предметов потребления. Для этого необходимо обеспечить как физическую доступность этих благ, выражающуюся в быстрой и качественной системе доставки и способности добраться до предоставляемых благ, так и в наличии денежных средств у населения, за которые эти блага могут быть приобретены, помимо, тех, что предоставляются за счет средств бюджетов всех уровней. Кроме того, необходимо создать условия, при которых население захочет проживать в «городской среде», а предприятия работать, производить продукты и предоставлять услуги. Иными словами должно обеспечиваться соответствующее поставленным целям социально-экономического развития [5].

Органы управления «городской среды» сталкиваются с проблемой социально-экономического развития территории, которую призвана решить стратегия социально-экономического развития города — нормативно-правовой акт, который содержит в себе ключевые направления, развития, реализация которых способна в относительно короткие сроки решать накопившиеся структурные проблемы города.

В силу продолжающегося процесса урбанизации и, как следствие, усложнения административно-управленческих и экономико-хозяйственных связей на первое или ведущее место среди всех ключевых направлений развития стратегии выходит транспортное развитие «городской среды» или городской транспортной системы, как системы развития всего города и как следствие решение описанных ранее проблем. В такой постановке вопроса становится очевидна роль городской транспортной системы в развитии города и необходимость выделения приоритета в решении конкретных транспортных проблем «городской среды», посредством создания отдельной, специализированной транспортной стратегии развития, со своими целями, задачами, планами и мероприятиями, ответственными исполнителями и соответствующим финансированием. Причем транспортная стратегия должна быть согласована и тесно связана со стратегией социально-экономического развития городской территории в целом, а также со стратегиями других административно-территориальных образований в качестве элемента, обеспечивающего функционирование единой социально-экономической среды региона и государства [6].

При этом данные транспортные стратегии должны быть направлены на преодоление именно тех проблем, которые являются наиболее значимыми с точки зрения функционирования городской транспортной системы. Определение таких проблем областей должно проводиться исключительно на научной основе, чтобы выявить их генезис, а, следовательно, направление приложения ресурсов [6]. С другой стороны, это должны быть именно стратегии, для обеспечения системности и долгосрочности действий. Очевидно, что подобный документ, разрабатываемый для города Рязани должен обеспечивать развитие городского пассажирского общественного транспорта.

Читайте также

Список литературы

  1. Варелопуло Г. А. Организация движения и перевозок на городском пассажирском транспорте. М.: «Транспорт», 1990.
  2. Зарубежный и отечественный опыт управления городским пассажирским транспортом в рыночных условиях: Учеб. Пособие/Под общей ред. проф. В. А. Персианова / М., ГУУ, 2006
  3. Меркулов Ю.А. Федотов Н.И. Анализ потребности в городском пассажирском транспорте // Эффективность бизнеса как основа социально-экономического развития региона. Сборник научных трудов / РГРТУ, Рязань, 2009.
  4. Меркулов Ю.А. Системная диагностика городской транспортной системы как инструмент управления ее развитием // «Транспортно-логистические комплексы: актуальные проблемы функционирования»: Материалы международной научно-практической конференции 23 мая 2013 г. – Рязань, Рязанский филиал МИИТ, 2013 г.с. 49-53.
  5. Дудукина О.И., Кистрина Э.И., Локтеева Г.Е., Меркулов Ю.А. Повышение ответственности власти в муниципальном управлении // Материалы Всероссийской научно-практической конференция «Муниципальное управление: проблемы и перспективы развития», Российская муниципальная академия, 2013 г., г. Москва.
  6. Беев А.П., Волкова С.В., Меркулов Ю.А. Развитие городской транспортной инфраструктуры на основе комплексного подхода // Электронный журнал NovaInfo.ru – 2015 г. - № 36.
  7. Беев А.П., Меркулов Ю.А. Ограничение движения индивидуального транспорта, как способ оптимизации функционирования городской транспортной системы // Современные проблемы экономики и управления в организации: Сборник тезисов докладов Всероссийской заочной научно-практической конференции (г. Рязань, 3-4 марта 2014 г.) – с. 188-194.
  8. Смирнов Е.В., Меркулов Ю.А., Беев А.П. Оптимизация функционирования городской транспортной системы города Рязань через ограничение движения индивидуального транспорта // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. № 3, т. 3, 2014 год. «Научно-издательский центр ИНФРА-М», Москва, 2014. С. 49-53

Цитировать

Беев, А.П. Выявление направлений развития городской транспортной системы / А.П. Беев, Ю.А. Меркулов, Н.И. Федотов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 20-25. — URL: https://novainfo.ru/article/4469 (дата обращения: 16.01.2022).

Поделиться