Специфика применения программированных заданий по биологии в условиях практического обучения в старших классах коррекционной школы VIII вида

NovaInfo 36
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена обоснованию влияния применения программированных заданий на развитие мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в условиях практического обучения естествознанию. Проведен анализ теоретических аспектов специфики применения программированных заданий в условиях практического обучения. Особое внимание уделяется изучению специфики использования программированных заданий на уроках естествознания в коррекционной школе VIII вида.

Ключевые слова

ПРОГРАММИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, УЧАЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Текст научной работы

Основу естествоведческого образования учащихся с нарушением интеллекта составляют систематизированные знания о неживой и живой природе. Овладение системой знаний – это показатель культуры умственной деятельности. Важнейшая задача обучения – формирование стройных, логически взаимосвязанных рядов системных знаний, обладающих прочностью и подвижностью, т.е. способностью к их применению. Эта задача особенно актуальна применительно к естествознанию, т.к. основным объектом изучения является природа. Познать природу – это значит понять законы, по которым она развивается, осмыслить причинно-следственные связи и отношения между явлениями и предметами окружающей действительности, овладеть методами самостоятельного изучения объекта.

В процессе обучения учащиеся в условиях активизации мыслительной деятельности усваивают различные понятия, законы и правила, которые являются обобщенными знаниями. Они в будущем явятся теоретической основой, позволяющей получать знания о множестве новых отдельных предметов и явлений в мире, а, кроме того, помогают решать многочисленные практические задачи.

Использование программированных заданий в обучении детей с нарушением интеллекта не получило детальной методической разработки в специальной литературе. Можно отметить лишь небольшое количество публикаций в журнале «Дефектология» и в малотиражных сборниках статей (Т.М. Лифанова, 1984 г., М.П. Мирочник, 1986 г. Е.Д. Худенко, 1993 г.), которые являются ориентиром, побуждающим учителей коррекционных школ к поиску разнообразных по содержанию и методическому оснащению программных заданий, способствующих решению дидактических задач в обучении данной категории детей.[1, с.52]

Целью исследования является обоснование влияния применения программированных заданий на развитие мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в условиях практического обучения естествознанию. Критериями выявления являются:

  1. Степень понимания задания.
  2. Осознание и устранение ошибочных действий.
  3. Логичность и последовательность умственных действий.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Определить сущность основополагающих категорий и проблемы организации работы на уроках естествознания в старших классах коррекционной школы VIII вида.
  2. Раскрыть специфику программированного обучения и условий его применения в коррекционной школе VIII вида.
  3. Раскрыть коррекционное значение уроков биологии в процессе обучения учащихся с нарушением интеллекта.
  4. Обосновать эффективность использования заданий программированного типа на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.

Мы предполагаем, что в условиях решения программированных заданий по биологии у учащихся с недоразвитием интеллекта отмечается положительная динамика познавательной деятельности: устойчивость внимания, самостоятельность и активность деятельности, повышение уровня знаний по изучаемым темам, гибкость мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение).

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

Диагностический эксперимент – определение уровня сформированности мыслительных операций у учащихся коррекционной школы VIII вида в процессе обучения естествознанию.

В диагностическом эксперименте приняли участие учащиеся 8 «б» класса – экспериментальная группа (13 человек). В ходе исследования мы предприняли попытку определить уровень развития мыслительной деятельности с применением заданий программированного типа. Целью диагностического эксперимента стало определение уровня сформированности мыслительных операций у учащихся коррекционной школы VIII вида в процессе обучения естествознанию.

Диагностическими критериями являются:

  1. степень понимания и усвоения инструкции к заданию;
  2. последовательность умственных действий;
  3. наличие ошибок, их осознание и самостоятельность устранения;
  4. самостоятельность выполнения заданий.

На основе предлагаемых критериев оценивания уровня развития мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта определены следующие уровни сформированности мыслительных операций для данной категории детей:

Высокий уровень характеризуется отсутствием ошибок, адекватностью усвоения инструкции, самостоятельностью выполнения заданий, последовательностью мыслительных операций и умственных действий (15% учащихся).

Средний уровень характеризуется небольшим количеством допускаемых ошибок и их осознанным устранением, усвоением предлагаемой инструкции после второго предъявления, выполнением заданий с частичной помощью экспериментатора, трудностями в установлении последовательности умственных действий (25% учащихся).

Низкий уровень характеризуется наличием грубых ошибок, дети испытывают значительные трудности в понимании и усвоении инструкции, задания выполняются с помощью экспериментатора, отмечается непоследовательность умственных действий (60% учащихся).

Таким образом, на основе результатов диагностического эксперимента становится возможным планирование и организация дальнейшего исследования с целью экспериментальной проверки эффективности программированного обучения в коррекционной школе VIII вида.

Формирующий эксперимент предполагает включение в процесс обучения естествознанию учащихся с нарушением интеллекта системы программированных заданий по биологии с целью развития и коррекции мыслительной деятельности данной категории детей.

Учителю необходимо учитывать ряд характерных особенностей для программированных заданий:

  • максимальный охват подлежащей контролю информации;
  • индивидуализация систематического контроля при групповом обучении;
  • возможность работы учителя над индивидуальными ошибками учащихся;
  • возможность анализа общих ошибок, допускаемых большими группами учащихся;
  • возможность анализа качества работы самого учителя;
  • систематического управления процессом обучения и повышения качества усвоения знаний учащихся;
  • возможность контактирования программированных заданий с традиционными видами работы;

1.возможность включения программированных заданий в структуру традиционного урока. 1, с48

Контрольный эксперимент – определение эффективности применения и обоснование коррекционного значения программированных заданий по биологии в коррекционной школе VIII вида.

Экспериментальное исследование было проведено нами в двух группах учащихся 8-х классов коррекционной школы VIII вида – контрольной и экспериментальной. Контрольная группа -8 «А» класс –13 человек. Экспериментальная группа -8«Б» класс –12 человек.

В экспериментальной группе мы работали в течение всего учебного года, проводили уроки биологии с использованием программированных заданий, разрабатываемых в соответствии с темой, целью и задачами уроков естествознания. Программированные задания по таким темам как «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы».

Учащимся из экспериментальной группы предлагались индивидуальные карты с серией программированных заданий. При выполнении задания учитывались следующие моменты: каждый ученик выполнял задания в присущем ему темпе, внимательно и последовательно изучая алгоритмы работы, при необходимости прибегая к помощи экспериментатора. Задания применялись на всех этапах урока биологии и предполагали их самостоятельное поэтапное выполнение каждой группой учащихся с учетом их учебных и типологических особенностей.

Учащимся из контрольной группы мы предложили задания обобщающего характера, предполагая, что темы предложенных заданий учащиеся изучали ранее на уроках естествознания. Система предлагаемых программированных заданий содержит материал, направленный на обобщение и систематизацию знаний по пройденным темам (обобщающее повторение). Ранее на уроках биологии в контрольном классе применялись частично-поисковые методы с элементами программированных заданий. Данные задания вводились в основном на этапе закрепления знаний.

Программированные задания обобщающего типа представляли собой таблицы, где данные верного ответа нужно занести в таблицу знаком ''+'. Заполнение таблиц и выполнение заданий программированного типа предварялись краткой словесной инструкцией, направляющей помощью экспериментатора, объяснением последовательности выполнения действий.

Результаты контрольного эксперимента доказывают, что использование программированных заданий на уроках биологии систематически на протяжении всего учебного года способствует повышению уровня мыслительной деятельности учащихся с недоразвитием интеллекта. Так, из 13 учащихся 8 «б» класса (экспериментальная группа) высокий уровень развития мышления для данной категории детей имеют 28% учащихся, а среди учащихся из контрольной группы 13%. Средний уровень отмечается у большей половины учащихся 8 «б» класса – 60,5% учащихся, контрольной группе, примерно у трети класса – 27%. Если говорить о низком уровне развития мыслительной деятельности, то данный показатель в процентном отношении учащихся выше в контрольной группе – 59%, в то время как из учащихся экспериментальной группы – 11%.

В результате проведенного экспериментального исследования выявлено, что у учащихся из экспериментальной группы уровень развития мыслительных операций значительно выше, чем у учащихся из контрольной группы. Что свидетельствует об эффективности и коррекционной значимости программированных заданий по биологии и подтверждает необходимость их включения в коррекционно-педагогический процесс. У учащихся из контрольной группы отмечается положительная динамика познавательной деятельности: устойчивость внимания, самостоятельность и активность деятельности, повышение уровня знаний по изучаемым темам, гибкость мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение).

По результатам исследования можно утверждать, что познавательная и учебная деятельность детей с нарушением интеллекта осуществляется при большей активности и самостоятельности. Принимая во внимание актуальность проблемы оказания специализированных образовательных услуг детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, важно подчеркнуть значение социальной поддержки таких детей и их семей.[2, с. 172]

Следовательно, целенаправленное использование программированных заданий в течение всего учебного года на уроках биологии способствует коррекции познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и позволяет быстро и эффективно определить уровень подготовленности учащихся на всех этапах урока.

Система применения программированных заданий при изучении биологии в коррекционной школе должна определяться, в первую очередь, структурно-логической схемой курса, темы урока, раскрывающей материал, программирование, которые делают педагогический процесс наиболее эффективным, систему управления им более полной и гибкой, а усвоение изучаемого материала более прочным.

Читайте также

Список литературы

  1. Основы методики преподавания естествознания в коррекционной школе VIII вида: курс лекций (учебно-методическое пособие) - Саратов: Изд-во Латанова, 2009. - 96 с.
  2. Cкворцова В. О. Социальные аспекты в изучении нетипичного развития личности ребенка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10) - с. 168-174.

Цитировать

Скворцова, В.О. Специфика применения программированных заданий по биологии в условиях практического обучения в старших классах коррекционной школы VIII вида / В.О. Скворцова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 36. — URL: https://novainfo.ru/article/3825 (дата обращения: 20.01.2022).

Поделиться