Проблемы формирования патриотического сознания у подрастающего поколения

NovaInfo 60, с.404-407, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 5

Аннотация

В статье рассматривается проблема всестороннего развития личности, связанная с созданием условий для воспитания патриотических качеств молодежи, когда духовно-нравственные основы общества, которые играют важнейшую роль в сфере патриотического воспитания молодежи, оказались размытыми и неопределенными. Автор проводит анализ социологических опросов различных социальных групп населения и выявляет характерные черты кризиса патриотического воспитания молодежи.

Ключевые слова

НОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ИДЕАЛЫ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ, КАРДИНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ, НОВАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА, ГУМАНИЗАЦИЯ

Текст научной работы

Проблема здорового образа жизни в последнее время приобретает ведущее значение в формировании современного человека, как полноценного члена общества. Уже ни для кого не секрет, что гиподинамия существенно влияет на уровень здоровья вне зависимости от возраста. Особое место в данном контексте занимает здоровье ребенка. Усиливающееся влияние современных коммуникационных технологий, которыми дети зачастую владеют намного лучше среднего и старшего поколения и уделяют им львиную долю свободного времени, вызывает особую озабоченность специалистов медиков, работников сферы физической культуры и спорта, педагогов дошкольного образования и средней общеобразовательной школы, отдельной части родителей и др. В этой связи все чаще поднимаются вопросы возрождения семейного физического воспитания как некогда утраченной традиции многих народов. Бесспорно, решение данной проблемы должно осуществляться с учетом современных условий и жизненных ценностей.

В настоящее время большинству специалистов ясно (Э.Р. Кочиева, Ф.Г. Хамикоев), что одной из главных причин ухудшения здоровья является слабая физическая активность детей, следствием которой является низкий уровень физической подготовленности детей к обучению в школе. Поэтому в современном мире состояние здоровья детей является большой социальной проблемой. Наиболее значимым средством оздоровления дошкольников являются активные занятия физической культурой [5].

Физическое воспитание ребенка, по мнению Д.Ю. Карасева, необходимо осуществлять параллельно с другими видами воспитания. В реальности, физическому воспитанию уделяется, пожалуй, наименьшее внимание и, как показывает проведенное исследование, в первую очередь со стороны самих родителей [3]. Данный факт, на наш взгляд объясняется целым рядом причин, которые получили определенное подтверждение в нашем исследовании. Нами предполагалось, что анализ национальных традиций, положительного опыта семейного воспитания позволит определить основные факторы и пути повышения мотивации ребенка к формированию здорового образа жизни.

Целью проведенного исследования стало выявление взаимосвязи уровня физкультурной образованности родителей с мотивацией детей к формированию здорового образа жизни.

Исследование проводилось на основе ранее опубликованных в специальной литературе материалов и данных, полученных в ходе социологического опроса, интервьюирования, педагогических наблюдений и экспериментальных мероприятий с родителями младших школьников.

Проведенный анализ теоретико-методического материала по рассматриваемой проблеме показал, что в большинстве случаев на заинтересованность и положительную мотивацию ребенка к занятиям физической культурой и спортом в первую очередь оказывают следующие факторы:

  1. Желание быть похожим на известного спортсмена.
  2. Положительное отношение самих родителей к избранному ребенком кумиру в физкультурно-спортивной деятельности.
  3. Личный пример родителей к занятиям физической культурой.
  4. Интересный для ребенка педагог (тренер) проводивший занятия по физической культуре и спорту.
  5. Стремление подражать или не отставать от сверстников, уже вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом.

Традиционные подходы к формированию здорового образа жизни, как отмечает в своем исследовании И.Ю. Кокаева, не всегда эффективны. С точки зрения ученого, эффективным, творческим средством формирования здорового образа жизни детей может стать проектно-исследовательская деятельность, которая не только обладает большим образовательно-прикладным потенциалом, расширяет представления о здоровье, но и формирует ответственное отношение к охране и укреплению собственного здоровья [4].

Анализируя приведенный перечень, следует заметить, что отношение родителей к занятиям физическими упражнениями, занимают в мотивационном перечне ребенка лидирующие позиции. Помимо решения воспитательных и образовательных задач, пишет И.Н. Воробьева, физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность школьников: улучшить готовность к самостоятельной учебно-познавательной деятельности и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий [2]. Именно данный факт, дает основание полагать, что отношение родителей к данной проблематике, их понимание значимости занятий ребенком физической культурой и спортом с раннего возраста, может сыграть решающую роль в дальнейшем становлении личности ребенка, его отношения к здоровому образу жизни.

Для оценки влияния физкультурного образования родителей на формирование здорового образа жизни у младших школьников, нами было проведено социологическое исследование, результаты которого показали следующее.

На вопрос о том, в достаточной ли степени Вы уделяете внимание физическому развитию ребенка? Получены следующие результаты: 53,4% считают - да, 46,6% считают - нет. На вопрос знаете ли Вы, какой вид спорта интересен Вашему ребенку, ответы таковы: 78,1% ответили да, 21,9% ответили нет, то есть 21.9% респондентов даже не интересуются тем, что интересно его ребенку и. т.д.

Также очень важным вопросом нашего исследования мы считаем следующие: считаете ли Вы себя достаточно компетентными в области физического воспитания и физического развития ребенка? Только 27.4% на данный вопрос ответили утвердительно.

Анализируя полученные в ходе исследования данные, можно сделать общий вывод, что родители, в большей степени снимают с себя обязанность прививать ребенку знания о здоровом образе жизни и перекладывают их на плечи педагогов различных секций и образовательных учреждений.

Анализ соцопроса позволяет констатировать, что молодые родители сами практически безграмотны в области формирования у своих детей потребности здорового образа жизни. Именно данный пробел необходимо устранить, если в дальнейшем общество хочет получить здоровое поколение. В последнее время данному вопросу уделяется все больше внимания. На наш взгляд, разработка простейших программ физкультурного образования родителей основанных на народных традициях, традициях семейного воспитания, национальных играх, основах минимальных медико-биологических знаний, с внедрением их в профильные учреждения занимающихся вопросами планирования молодой семьи, в образовательных учреждениях дошкольного типа, а так же в начальной школе, позволит существенно повысить уровень физкультурной образованности родителей и как следствие – мотивацию ребенка к здоровому образу жизни.

Читайте также

Список литературы

  1. Воробьева И.Н. Основные направления формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 25-28.
  2. Воробьева И.Н. Современное состояние проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №3 (14). С. 55-58.
  3. Карасев Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №4 (15). С. 88-91.
  4. Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся //Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 2. С. 50-53.
  5. Кочиева Э.Р., Хамикоев Ф.Г. Совершенствование физкультурно-оздоровительной деятельности школьников специальных медицинских групп //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. №52. С. 258-262.
  6. Сокаев Х.М. Формирование нравственных качеств школьников средствами физического воспитания //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 53. С. 228-233.

Цитировать

Техти, В.Л. Проблемы формирования патриотического сознания у подрастающего поколения / В.Л. Техти. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 404-407. — URL: https://novainfo.ru/article/11426 (дата обращения: 10.06.2023).

Поделиться