В современном инновационном быстроменяющемся мире компьютер, Интернет и различного рода гаджеты стали мощными средовыми факторами, под влиянием которых происходит формирование личности современных детей и подростков. На сегодняшний момент информационные технологии используются не только для обработки, передачи и хранения информации, но и для построения особенной социокультурной молодежной среды. Новейшие информационные устройства, безусловно, оказывают положительное влияние на подрастающее поколение, так, например компьютер и телефоны с качественной операционной системой выступают хорошим средством для эмоциональной разрядки, способствуют развитию творческого мышления, помогают осваивать знания, логические операции, способы оперирования с предметами и символами. Однако, безобидное пользование мобильными телефонами постепенно может привести к аддикции. Многие современные подростки уже практически не представляют своего существования без наличия у них самых разнообразных гаджетов. Эти предметы новых технологий действительно облегчают жизнь – так телефоны позволяют быстро детям узнать свое расписание, то, что задавали им в школе, с помощью телефона родители могут связаться с детьми и помочь им в различных ситуациях – советом, поддержкой, даже срочный перевод денежных средств. Подростки также используют телефоны для выхода в интернет, что позволяет им быстро найти правильный ответ на вопрос учителя, пообщаться в социальных сетях, узнать интересующую их информацию и пр. Некоторые опции мобильных телефонов не связаны непосредственно с коммуникацией: они используются и как будильник, и как украшение, и как игрушка, и даже как открывалка для пивных бутылок [3].
Постепенно у подростков появляется желание постоянно быть на связи, они боятся оставить телефон отключенным или в режиме «без звука», наблюдаются и постоянные желания проверить сообщения или звонки.
Мобильный телефон стал обязательным аксессуаром современного человека. Так, диссертационное исследование Гладарева Б.С. показало, что «люди, включившиеся в практики пользования мобильными телефонами, рассматривают этот аппарат как значимую часть своей жизни. Все информанты, участвовавшие в исследовании (кроме одного случая), не видят для себя возможности отказаться от мобильной связи. Она стала неотъемлемой частью повседневности. Отсутствие мобильного телефона воспринимается болезненно» [3, с. 88].
Зависимость от мобильного телефона, по мнению Гладарева Б.С.вызвана «особой ролью, которую начал играть мобильный телефон в молодежных сетях. Он стал почти обязательным атрибутом для самых разнообразных групп молодежи. Он символизирует собой «современность», «свободу», «мобильность»» [Там же].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что зависимость от мобильного телефона формируется постепенно и обусловлена несомненной необходимостью быстрой и своевременной связью с абонентами. Важно уделить первым признакам аддиктивного поведения должное внимание в самом её зарождении, и не давать вынужденной необходимости имения телефонов перейти в аддицию. Чрезмерное использование интерактивных средств может привести к негативным последствиям, затрагивающим психологическое развитие молодого человека и развития специфических зависимостей. Аддиктивное и зависимое поведение молодежи являются острейшей проблемой для большинства стран мира, в том числе и для России [2, с.3].
В прошлом веке зависимость была термином фармакологии, он подразумевал использование лекарственного препарата в достаточном количестве, чтобы избежать неприятного эффекта отмены [4]. Аддиктивное поведение рассматривалось как девиантное, и было противопоставлено аддикции как болезни [Там же]. В настоящее время произошло смещение точки зрения на сущность аддиктивных расстройств [4]. В последние десятилетия проблемой аддикций занято довольно большое число исследователей, в связи с чем появилось новое направление в науке – аддиктология – наука об аддикциях. В качестве факторов, которые способствуют развитию аддикции к мобильным телефонам, могут выступать внешние социальные условия (макросоциальные факторы), внутренние наследственно-биологические предпосылки, внутриличностные причины. Поскольку общение со сверстниками в подростковом возрасте становится первостепенной задачей, появление аддикции к телефонам в это время особенно характерно [6].
При возникновении у подростков аддикции к мобильным телефонам формируется нарушенное представление об общении – подростки находятся в виртуальном мире и практически перестают нормально общаться в реальном. Помимо этого, подростки крайне болезненно переживают, если телефон оказывается не рядом, нервничают, не представляют жизни без него. Крайне часто дети, имеющие аддикцию к мобильным телефонам, проверяют сообщения, заходят в социальные сети, плохо себя чувствуют, если телефоном невозможно воспользоваться или он разрядился. Именно в подростковом возрасте родителям, педагогам и психологам необходимо обращать особое внимание на поведение ребенка и вовремя организовывать профилактические действия, препятствующие развитию аддикции, ведь именно от своевременных действий взрослых зависит психологическое здоровье детей.
Для младших подростков, имеющих аддикцию к мобильным телефонам, свойственно повышение личностной и ситуативной тревожности, высокая степень чувства одиночества и потребность в общении. Эффективно решить проблему появления аддикции к мобильным телефонам в подростковом возрасте можно в условиях организации специальных занятий. Стоит отметить, что такие занятия позволяют сочетать воспитание, обучение, социализацию, поддерживать и развивать талантливых и одаренных детей, формировать здоровый образ жизни, осуществлять профилактику различных асоциальных явлений в детско-юношеской среде [6].
Профилактика является важным инструментом предупреждения аддиктивного поведения подростков. Она является системообразующим видом деятельности педагога-психолога, так как именно в образовании существуют оптимальные условия для такой работы, «в конечном счете, психолог – это специалист по профилактике неблагополучия в состоянии психического и психологического здоровья, обеспечивающий безопасность развития личности в условиях конкретной среды» [5].
Мы полагаем, что профилактика аддикции к мобильным телефонам может быть результативна, если в школе организован клуб общения, и в процессе клубных встреч у детей младшего подросткового возраста будет обеспечиваться формирование позитивной самооценки; снижение эмоционального напряжения; развитие чувства доверия к себе и окружающим; повышение уверенности в себе; развитие навыков конструктивного взаимодействия и реального общения со сверстниками.
В исследовании участвовали ученики 5-х классов (N=18). Для реализации поставленных задач работа была разделена на этапы. Первый этап – поисковый: анализ проблемы в теории и практике, выбор методов диагностики, выполнение и фиксация результатов констатирующего эксперимента с целью выявления показателей наличия аддикции к мобильным телефонам у детей младшего подросткового возраста в экспериментальной и контрольной группе. Второй этап – формирующий эксперимент, включающий проведение коррекционного курса в экспериментальной группе. Третий этап – контрольное исследование показателей наличия аддикции к мобильным телефонам у детей младшего подросткового возраста в экспериментальной и контрольной группе после формирующего эксперимента и интерпретация результатов. Обобщение, систематизация и статистическая обработка полученных материалов.
В исследовании были использованы методики: анкета для определения мобильной зависимости; методика для определения потребности в общении; методика определения ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера-Ю. Ханина; шкала одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона. Выбор данных методик обоснован их надежностью и валидностью, а также тем, что они позволяют диагностировать основные важные стороны психологического состояния подростков – потребность в общении, тревожность, чувство одиночества, «симптомы» аддиктивного поведения. После проведения исследования в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента мы пришли к следующим выводам:
- в группе детей после опытно-экспериментальной работы на 67% сократилось количество школьников, имеющих аддикцию к мобильному телефону. Эти дети больше стали общаться в «реальной» обстановке, чаще оставляют телефон дома, стали меньше нервничать, если их телефон разрядился;
- школьники осознали, что общение в повседневной жизни гораздо интереснее, чем общение посредствам мобильного телефона, дети в экспериментальной группе сплотились, стали вместе посещать спортивные секции. Безусловно, опытно экспериментальная работа, проведенная в этой группе, имела положительный успех для личностного развития детей;
- в клубе теперь полностью отсутствуют дети, имеющие высокую степень одиночества, напротив, 89% школьников стали более спокойными, стали общаться со сверстниками и более не чувствуют себя одинокими. Тем не менее, 11% детей после опытно-экспериментальной работы все еще имеют среднюю степень одиночества;
- после опытно-экспериментальной работы на 67% сократилось количество детей, проявляющих высокий уровень ситуативной тревожности, и на 11% сократилось количество детей, проявляющих средний уровень ситуативной тревожности;
- высокий уровень личностной тревожности выявлен у 11% младших подростков, что на 45% меньше, чем при констатирующем эксперименте. Умеренный уровень личностной тревожности обнаружен у 33% школьников, а низкий уровень личностной тревожности обнаружен у 56% школьников, что на 34% больше по сравнению с диагностикой на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
После проведения повторного исследования в контрольной группе, где никаких развивающих воздействий не было предпринято, стало понятно, что никаких изменений в уровне развития аддикции к мобильным телефонам не произошло.
Таким образом, было доказано, что формирующий эксперимент прошел успешно, реализованные условия результативны, что подтверждено и итогами сравнительного анализа по критерию Манна-Уитни.