Значение курсового проектирования по механике при изучении дисциплины

№93-1,

педагогические науки

Курсовое проектирование является одним из основных видов вне аудиторной работы с обучающимися. В работе приведены особенности курсового проектирования по дисциплине Механика. Приводятся перечень компетенций, реализуемых при курсовом проектировании.

Похожие материалы

Дисциплина Механика является фундаментальной дисциплиной, на базе которой строятся многие специальные курсы. Она изучается в образовательных организациях высшего образования технического профиля. Для некоторых специальностей, предусматривающих изучение вопросов проектирования и эксплуатации техники различного направления, дисциплина изучается достаточно подробно, на нее отводится значительное количество учебных часов, для других специальностей, например, для технологических, она изучается в меньшем объеме. Но, не смотря на профиль получаемой специальности, перечень основных разделов и тем остается одним и тем же. Это, как правило, Теоретическая механика, Сопротивление материалов и Детали машин. Иногда дополнительно изучаются и другие раздела Механики, например, Теория механизмов и машин.

Основным, на наш взгляд, и наиболее прикладным разделом дисциплины Механика является раздел Детали машин. Именно данные раздел дает обучающемуся наиболее полное представление об устройстве машин и механизмов, об основных критериях их работоспособности, о понятии детали, о понятии соединения и так далее.

Практической составляющей данного раздела обычно являются лабораторных работы или курсовое проектирование. В отличие от лабораторных работ, которые выполняются под руководством преподавателя с использованием специализированного оборудования, курсовое проектирование осуществляется обучающимся индивидуально в часы самостоятельной работы. При выполнении курсовой работы, обучающийся должен показать уровень своей подготовленности за весь курс, поскольку решаемые в проекте задачи являются комплексными и нацелены на закрепление знаний по всему курсу Механики. Сюда входят умение определять кинематические характеристики движущихся деталей, умение правильно и рационально выбирать конструкционные материалы для изготовления деталей и так далее.

Каждый обучающийся получает индивидуальное задание, смысл которого заключается в создании привода, предназначенного для приведения в движение какой-либо машины с заявленными кинематическими и силовыми характеристиками. Курсовой проект включает в себя, как правило, расчетную часть и графическую часть. Также следует сказать, что выполнение курсовой работы или проекта по Механике позволяет прививать у обучающихся аккуратность в оформлении текстовой и конструкторской документации, с которой им придется столкнуться в профессиональной сфере.

Часто для проведения и выполнения расчетной составляющей курсового проекта преподаватель рекомендует перечень методической литературы, при помощи которой этот расчет и выполняется. Причем, на наш взгляд, не целесообразно требовать выполнение расчетов по какой-то одной, строго определенной методике, а предоставить возможность выбора методики обучающемуся. Может оказаться, что одна методика будет более понятна для обучающегося, нежели другая, поскольку стилистика изложения материала у различных авторов различна. Также следует сказать, что каждый год появляется большое количество различных электронных интернет-изданий, находящихся в свободном доступе. Как правило, эти источники снабжены обширным справочным материалом, имеют базы данных и ссылки на различные стандарты, которых использовать при выполнении курсового проекта приходится в большом количестве.

Печатная продукция, в отличие от современной электронной, иногда проигрывает в качестве изображений и объема содержащейся в ней информации. Но и про такой тип издания, как книга нельзя забывать. Использование технической литературы позволяет развивать у обучающихся сразу несколько компетенций, которые можно объединить под одним заголовком, как общая техническая грамотность.

Не маловажную роль в развитии этих компетенций играет и выполнение обучающимися графической части курсовой работы. Содержание графической части различно в зависимости от специализации обучающегося. Графическая часть курсового проекта может содержать как один лист, так и несколько. Чаще всего, в состав графической части входит общий вид проектируемого привода, установленного и закрепленного на сварной рамной конструкции. Это сборочный чертеж, на котором изображаются все основные компоненты спроектированного привода, это редуктор, электродвигатель, открытые передачи (ременная, цепная, зубчатая, фрикционная и другие), соединительные муфты, сварная рама, крепежные элементы (болты, шайбы, гайки). Все перечисленные элементы, представляемые на сборочном чертеже, являются результатом выбора стандартных компонентов на основании выполненных расчетов. Для механических специальностей кроме привода выполняются также чертежи редуктора в разрезе, валов и других элементов привода. Размеры, как правило, указываются на чертежах с допусками и посадками, также рассчитанными в ходе работы над проектом.

Важную образовательную роль играет отработка навыков использования систем автоматизированного проектирования. В различных образовательных организациях выбраны различные программы САПР. В некоторых организациях это Компас, в других Автокад или какие-либо другие. Обучающийся может выбрать и другую программу автоматизированного проектирования, если она имеется в его распоряжении. Некоторые программные продукты снабжены встроенными базами данных, которые существенно облегчают процесс создания чертежа.

Важную роль для успешного выполнения курсового проекта по Механике играют консультационные занятия, которые должны проводиться на регулярной основе, таких консультаций, на наш взгляд, должно быть не менее двух в неделю.

Подводя итог вышесказанному, следует еще раз отметить, что для получения наилучшего результата освоения дисциплины Механика необходимо в обязательном порядке предусмотреть в учебном плане по данной дисциплине выполнение обучающимися курсового проекта.

Список литературы

  1. Покровский А.А., Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Реализация информационных и профессионально-ориентированных образовательных технологий в учебном процессе. / Материалы VII Международной научно-методической конференции «Современные проблемы высшего образования». – 2015. – С. 44-49.
  2. Кропотова, Н.А., Легкова, И.А. Принципы адаптивности инженерно-технической подготовки кадров профессионального образования. // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 12 апреля 2018 г. – Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2018. - С. 503-504.
  3. Горинова С. В., Кропотова, Н.А. Особенности подготовки специалистов РСЧС, работающих в сложных климатических условиях // Организация управления в РСЧС: сборник материалов научно-методического семинара. Иваново, 30 октября 2017 г. / сост. М. В. Чумаков, С. В. Найденова. – Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. – С. 7-11.