Образовательная платформа

№39-2,

технические науки

В статье приводятся некоторые идеи, которые были заложены в основу разрабатываемой платформы «Облачная школа» для организации электронного обучения. Также описаны возможности использования данной платформы при осуществлении взаимодействия между образованием и бизнесом.

Похожие материалы

Применение облачных технологий в процессе обучения является сегодня одной из самых перспективных инноваций в системе образования: они существенно снижают затраты на информационную инфраструктуру, позволяют создавать, распространять и использовать в образовательной среде дополнительные сервисы с целью повышения качества образования [1, 2]. Кроме того, облачные сервисы являются очень эффективным инструментом для разработки индивидуальных методов обучения, что позволяет строить процесс обучения более продуктивно и интересно. В техническом отчете исследовательской группы университета Калифорнии в Беркли (University of California at Berkeley) представлены рекомендации эффективного применения облачных вычислений в университетах [3].

На рынке информационных технологий уже предлагается ряд комплексных решений, предоставляющих облачные сервисы различным категориям потребителей, в том числе и потребителям в сфере науки и образования (например, облачные сервисы, предоставляемые Microsoft, Google и IBM). В настоящее время в образовательных учреждениях нашей страны корпорация Microsoft активно распространяет облачный сервис Office 365, а компания Geenio (основана российскими разработчиками) представляет облачную систему электронного обучения полного цикла для компаний. Вместе с тем опыт использования облачных технологий в образовательном процессе в России пока незначителен.

В то же время развитие компьютерного обучения не было легким. Оптимистические прогнозы первых лет вскоре сменились почти всеобщим разочарованием, которое в полной мере не преодолено и до сих пор.

Важную роль в новых обучающих системах играют экспертные системы. Экспертная система может предсказывать развитие событий, ставить диагноз, формулировать решение или рекомендовать те или иные действия. Экспертные системы отличаются от традиционных программных систем в трех отношениях. Во-первых, они часто работают на основе неполных и субъективных знаний. Во-вторых, они могут объяснять пользователям, как получены результаты путем демонстрации правил, с помощью которых эти результаты были выведены. В-третьих, они имеют встроенный механизм пополнения базы новыми знаниями. Технологически экспертные системы создаются с помощью, так называемых оболочек, то есть своего рода программных систем-полуфабрикатов. Они позволяют быстро разработать конкретные экспертные системы, сформировав соответствующие базы знаний и выполнив некоторые другие несложные действия.

Однако применение таких систем носит пока ограниченный характер. Это объясняется рядом причин, среди которых трудности, с которыми сталкиваются преподаватели при формализации учебного материала, необходимость участия в эксплуатации систем опытных программистов, дизайнеров, слишком сложный интерфейс, то есть совокупность средств взаимодействия пользователей с вычислительной системой. Да и возможности, открывающиеся перед разработчиком при использовании искусственного интеллекта, пока используются далеко не в полной мере. Тем не менее, очевидно, что создание экспертно-обучающих систем, свободных от перечисленных недостатков, – дело ближайшего будущего.

В настоящее время автором проекта и командой единомышленников ведется работа над конструированием научно-образовательной платформы «Облачная школа», позволяющей осуществлять комплексное электронное обучение всех категорий пользователей независимо от возраста по принципу «обучение в течение всей жизни». Платформа располагается в домене www.cloud-school.ru, также к нему привязаны домены www.облачная-школа.рф, www.облачнаяшкола.рф.

Новизна реализуемой при разработке идеи заключается в использовании существенно более эффективных способов передачи информации, выработке алгоритмов поведения на основе игровых механик с привлечением опытных высококвалифицированных специалистов из различных областей науки и конструирования самой платформы на принципах краудфандинга и краудсорсинга. Краудфандинг и краудсорсинг в данном случае позволят задействовать социальную механику так, чтобы проект мог постепенно развиваться и совершенствоваться.

Руководители многих образовательных организаций отмечают, что барьером для распространения и развития платформ для организации электронного обучения является отсутствие интереса и мотивации со стороны пользователей. Учитывая данный факт, в «Облачной школе» весь процесс обучения основан на принципах игрофикации [4], ставшей сегодня одним из ключевых трендов в информационных технологиях. Игровые механики, грамотно встроенные в процесс обучения, выступают необходимыми элементами, способными увлечь и мотивировать обучающихся к получению новых знаний [5]. Игровые механики, внедренные в платформу «Облачная школа», позволяют удерживать интерес у пользователей на протяжении всего времени. Например, курс школьной математики в обучающей системе представлен в виде отдельных тем, внутри которых разработаны уроки. Каждый урок сформирован используя игровые механики, при этом идейная структура прохождения уроков построена следующим образом: если пользователь полностью успешно проходит урок получает за это определенное количество бонусов. У платформы «Облачная школа» имеются партнеры из коммерческих структур, с которыми заключены договора по взаимовыгодному сотрудничеству и развитию электронного обучения в Республике Башкортостан. Накопленные бонусы пользователи могут использовать на территории партнера, например, оплачивая ими определенную услугу или плату за товар. Проверено и доказано, что данные обстоятельства позволяют многократно увеличить интерес к процессу обучения в платформе и расширить целевую аудиторию.

Вся работа образовательной платформы реализуются на основе облачных технологий и не требуют дополнительных вложений в сетевую инфраструктуру. Кроме того, высокий уровень доступности (облачность) продукта позволяет привлекать пользователей имеющих лишь доступ к интернету. При этом образовательные услуги пользователям предоставляются совершенно бесплатно, т.е. платформа является открытой для всех.

Очевидно, что для существования любая система должна уметь зарабатывать, быть рентабельной и приносить прибыль для вложения в дальнейшее развитие. На основе вышеотмеченных и других принципов разработчиками платформы запланированы действия и ряд мероприятий, которые в перспективе позволят строить эффективные бизнес процессы в рамках взаимодействия научно-образовательной платформы с коммерческими партнерами и распространить платформу как минимум на уровне региона.

Внедрение готового информационного продукта в образовательные учреждения позволит строить процесс обучения более эффективно, при этом обучающиеся получат возможность работать с новыми информационными технологиями. Использование образовательной платформы на предприятиях позволит построить эффективный механизм решения задач создания и развития кадрового потенциала различных отраслей экономики.

В заключении отметим, что создаваемая научно-образовательная платформа «Облачная школа» разрабатывается на общественных началах и учитывает интересы программы в области развития электронного обучения «Программа развития электронного обучения на 2014-2020 г».

Список литературы

  1. Тельнов В.П., Мышев А.В. «Кафедра онлайн»: облачные технологии в высшем образовании // Программные продукты и системы. 2014. № 4 (108). С. 91-99.
  2. Каримов Р.Х. Использование облачных технологий в изучении математических дисциплин // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе: Сб. научных трудов. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. С. 86-89.
  3. Armbrust M. Above the Clouds: A Berkeley View of Cloud Computing [Электронный ресурс] / Michael Armbrust, Armando Fox, Rean Griffith, Anthony D. Joseph, Randy H. Katz, et. al. (Technical Report # UCB/EECS-2009-28). Berkeley: University of California, 2009. Режим доступа: http://www.eecs.berkeley.edu/Pubs/TechRpts/2009/EECS-2009-28.html.
  4. Каримов Р.Х. Использование принципа игрофикации при организации электронного обучения / Электронное обучение в непрерывном образовании 2015: Сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГТУ. 2015. С. 68-73.
  5. Дмитриев В.Л. Тестирование в игровой форме как способ проверки усвоения учебного материала // Информатика в школе. 2012. № 10. С. 41-43.