Функциональный дизайн в разработке интернет проектов

№39-2,

технические науки

Сегодня популярным является продвижение различных интернет проектов и разработка различных web-приложений. Вопрос дизайна при этом встает на первый план и задача web-дизайнера не только в умении объединить в себе таланты художника и программиста, но и еще выступать в качестве аналитика. В статье приведены некоторые рекомендации для успешной реализации проектов при взаимодействии различных участников в вышеуказанных процессах.

Похожие материалы

Два десятилетия массового использования компьютеров и интернета в создании сайтов, изображений, рекламы и прочих форм упаковки информации привели к определенным последствиям. Количество перешло в качество, информация стала подаваться в существенно более эффективной, простой и понятной форме, но это случилось не сразу.

Поначалу, компьютеры имели ограничения по производительности, а интернет по скорости, мониторы давали некачественную картинку, отсутствовал ряд ключевых технологических и программных решений, базовые принципы подачи информации еще не были выработаны, у программистов и дизайнеров отсутствовали базовые понятия того, как не совершать грубейших ошибок. Задача была в том, чтобы хоть как то представлять информацию [1].

Со временем все эти ограничения были сняты, появились новые информационные технологии, программные решения, шрифты, форматы. Производительность компьютеров и скорость интернета существенно выросли. Ранее скованные ограничениями дизайнеры и программисты начали изобретать все новые и новые формы взаимодействия с пользователем. Пользователи, в свою очередь требовали того, чего ранее никогда не видели. Стала ли от этого информация в интернете ясной? Нет.

Ослепленные эйфорией разработчики ставили задачей – использование всех открывшиеся возможностей по максимуму; пользователь был в восторге, но за привлекательной и замысловатой формой терялась суть. И разработчики со временем поняли, что могущество новых доступных им инструментов – это еще не всё.

Изначально пользователи не знали как себя вести со всеми этими возможностями и из-за этого, даже у самых опытных и грамотных специалистов были связаны руки. Потребовалось время, чтобы у потребителей контента выработались определенные алгоритмы поведения, информация о которых со временем стала накапливаться у разработчиков.

Разработчики, получая выводы из этого потока данных, применяли их, для изменения среды для пользователя. В обновленной среде поведения пользователей снова менялось и разработчики снова под них адаптировались. Зарождалась мода на разнообразные дизайнерские решения и тут же умирала. Задачи разработчиков снова изменились и теперь они поставили цель – подавать информацию эффективно, без оглядки на ограничения и широкие возможности. Вышли вперед такие понятия, как простота и ясность.

Одной из проблем современных дизайнеров является то, что заказчики не прошли весь этот путь. Зачастую они требуют устаревших решений, им не нужен сайт, который будет эффективно выполнять свою функцию по донесению информации до пользователя, им нужно что-то совершенно новое – невообразимое, то чего они, пользователи и их конкуренты никогда не видели – за весьма скромную плату, а там где есть спрос, там есть и предложения. Пестрые и аляпистые сайты продолжают рождаться тысячами не добиваясь главного – интереса к ним и звонков заинтересованных продуктом заказчиков.

Или бывает наоборот: заказчик требует сайт, который выглядит, как сайт в его устаревшем представлении и он не заботится о том, какая будет обратная связь со стороны пользователя. Это касается и других продуктов дизайна: баннеров, упаковки, полиграфии.

Дизайнеры порой вынуждены делать то, что не сработает иначе они попросту не получат деньги. Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? Стараться переубеждать заказчиков, иначе проблема решит сама себя. Заказчики, настаивающие на неработающих решениях и готовые платить только за них, самоустранятся, потому что теряют деньги не получая ничего.

Основным показателем качества сегодня являются: обратная связь, звонки заказчиков, конверсия. Это приводит к тому, что разнообразие форм подачи информации сокращается.

Вырабатываются определенные стандарты эффективности [2, 3]. Например – абзацы менее 5 строк, частые заголовки и подзаголовки, выключка по левому краю, запрет на использование большего числа шрифтов, широкое использование изображений и видео.

Сайты наиболее известных компаний все более и более похожи друг на друга, над ними работают самые крутые профессионалы. Рынок это замечает и все большее, и большее число сайтов заимствует популярные решения с этих ресурсов. Вырабатываются категории сайтов подходящие для решения универсальных задач. Это приводит к автоматизации в области функционального дизайна.

В последнее время появляются программные продукты, предлагающие собирать сайты из заранее заготовленных настраиваемых модулей. В случае если есть необходимый контент, то сайт можно собрать в течение одного дня. Качество подобных приложений растёт, они становятся все более простыми в управлении и дают всё более убедительный результат на выходе. Примером подобного приложения является «Mobirise» [4]. Получить сайт, имеющий коммерческий профессиональный вид можно всё быстрее и дешевле.

Перед специалистами стоит задача: заменить малоэффективные сайты предыдущего поколения на более эффективные, в процессе того, как законодатели рынка изобретают еще более простые и понятные способы подачи информации. Имея в руках запредельные инструменты, которые постоянно улучшаются, мы понимаем, что нам ещё только предстоит придумать, как их использовать.

Зарождается прорыв в образовательной сфере. Технической возможности подобных систем уже лет 15, не хватало того, что было описано выше, а так же мешал чудовищный объем предстоящей работы и необходимых ресурсов. В последние годы появилась политическая воля властей и общественный запрос на реализацию этой возможности. Появляются успешные электронные образовательные интернет проекты, и пока они касаются в основном изучения иностранных языков. По всему миру зарождаются ростки электронных образовательных систем нового типа и пока это онлайн-курсы от ведущих западных университетов и курсы для программистов и дизайнеров.

Список литературы

  1. Маркотт И. Отзывчивый веб-дизайн / М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2012. – 170 с.
  2. Подбор цветового решения для веб-сайта [Электронный ресурс] URL: https://www.optimism.ru/blog/10-pravil-oformleniya-teksta-na-sajte/ (дата обращения 14.12.15).
  3. правил оформления текста на сайте [Электронный ресурс] URL: http://www.optimism.ru/blog/10- pravil-oformleniya-teksta-na-sajte (дата обращения 14.12.15).
  4. Официальный сайт приложения «Mobirise»[Электронный ресурс] URL: https://mobirise.com/ru/ (дата обращения 14.12.15).