Народное творчество и его воспитательное значение в жизни подрастающего поколения

NovaInfo 41, с.160-162, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются роль народного творчества в жизни подрастающего поколения. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников как актуальная проблема современности.

Ключевые слова

ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ, НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ, ОБЫЧАИ, ВОЗРОЖДЕНИЕ

Текст научной работы

Народное творчество является бесценным национальным богатством узбекского народа. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками. Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству.

Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства – это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

За годы независимости в Республике Узбекистан внимание и забота к семье поднялась до уровня государственной политики. Главное, укрепилась роль семьи в обществе и повысилась ее ответственность. Была создана крепкая правовая база, целью которой является совершенствование семьи как института, имеющего важную социальную роль. 14-глава Конституции Республики Узбекистан всецело посвящена семье и семейным отношениям. В статьях 63, 64, 65 и 66 укреплены правила, касающиеся роли семьи в качестве основной ячейки общества, обязанности родителей воспитать и содержать несовершеннолетних детей, обязанности совершеннолетних, трудоспособных детей заботиться о своих родителях, об охране государством материнства и детства и т. д. [1, с.46].

Отметим, что по традиции, начиная с 1997 года, глава государства в ходе празднования дня Конституции объявляет название будущего года и определяет приоритетные направления дальнейшего развития общества.

5 декабря 2015 года в Ташкенте во Дворце международных форумов состоялось торжественное собрание, посвященное 23-й годовщине Конституции Республики Узбекистан. На мероприятии с речью выступил Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, который подвел итоги уходящего года и предложил провозгласить 2016 год - Годом здоровой матери и ребенка. Приоритетным направлением государственной политики в области образования становится воспитание социально ответственной личности, обладающей чувством патриотизма и осознающей свою роль в обеспечении социально – экономической модернизации Узбекистана.

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

Определенные возможности для воспитания культуры поведения детей на традициях содержит в себе устное народное творчество. Воспитание родителями детей на народной мудрости, поговорках, пословицах подкрепляют их жизненный опыт, служат стимулом к проявлению взаимоуважения к традициям. На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.
Одной из важнейших специфических черт народной устного творчества является коллективность. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора.

С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, и музыкальных произведений. Коллективность – это не простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок.

Наиболее ярко коллективность проявляется в постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многих произведений народ выбирает и сохраняет лучшее, сходное с его мыслями и эстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляется индивидуальному.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Читайте также

Список литературы

  1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.-С. 7–8.
  2. Сафиязова Д. Ж. Влияние народных традиций на воспитание культуры поведения детей в узбекской семье // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 643-645.
  3. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 110-115.

Цитировать

Аскарова, Д.К. Народное творчество и его воспитательное значение в жизни подрастающего поколения / Д.К. Аскарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 160-162. — URL: https://novainfo.ru/article/4538 (дата обращения: 16.08.2022).

Поделиться