Деятельность Саидахмадходжа Сиддикий

№58-6,

Педагогические науки

В статье освещается деятельность Саидахмадходжа Сиддикии как представителя джадидизма, который внёс огромный вклад в развитие образования и создания новометодных школ в Узбекистане.

Похожие материалы

Джадидизм, возникший, как просветительское движение на рубеже ХIХ-ХХ веков и ушедший в глубь истории в конце 20-х годов минувшего столетия, когда советская власть начала искоренять «старую» интеллигенцию, и уничтожила всех, кто был причастен к идеям джадидизма, до сих пор вызывает большой интерес не только в Средней Азии, но и далеко за ее пределами. Этот все возрастающий интерес объясняется тем, что идеи, провозглашенные, но не до конца претворенные в жизнь джадидизмом, имеют актуальное, не потерявшее свою остроту значение в нынешнем Узбекистане, достигшем независимости, о чем мечтали и ради чего вели свою просветительскую деятельность джадиды.

Арабским словом джадид (буквально новый), впервые были названы те, кто под влиянием педагогических идей Исмаила Гаспринского (1851-1914), выдающегося крымско-татарского просветителя, открывал новометодные школы, где преподавались не только религиозные, но и светские науки.

Возникновение джадидизма связано именно с этой новометодной школой («усули жадид»), основателем которой был Исмаил Гаспринский. Еще в годы своей учебы в Сорбонне он, ознакомившись с новым аналитико-звуковым методом преподавания азбуки, мечтал на основе этого метода реформировать мусульманскую устаревшую систему образования. Вернувшись на родину в 1884 г. он открывает школу «усули жадид», где за 40 дней обучает 12 учащихся чтению и грамоте. «Результат превзошел все мои ожидания, — писал он впоследствии, — после чего этот метод был внедрен еще в нескольких школах. Приезжие из областей ознакомились с этими школами и так же приняли новый метод в более чем 200 школах»2

Саидахмад Сиддикий также внёс огромный вклад в развитие образования. Саидахмад Сиддикий родился и вырос в семье дехкан и ремесленнников. Окончив начальную школу он начал учиться в медресе, но в скоре из-за семейных трудностей ему пришлось бросить учёбу и заняться отцовским ремеслом – швейным производством. Паралельно он начал посещять и вновь созданную школу с русским языком обучения и в совершенстве овладел русским языком, и изучил русскую литературу. Саидахмад Сиддикий побывал в России, Европе, и многих странах Азии. В 1903 году он вернулся в Самарканд и стал активным пропагандистом культуры и просвещения. В своём селе Халвои Самаркандской области он открыл новометодную школу для детей дехкан и ремесленников, где организовал учебный процесс на основе передового опыта лучших школ того времени. Он уделял огромное внимание широкому освещению социально-политических и педагогических успехов и преимуществ новометодной школы. Сиддикий первым в области открыл новометодную школу и для взрослых , что стало коренным переломом в культурной жизни. В 1914 году он открыл книжный магазин «Зарафшон», где организовал торговлю методической и учебной литературы, школьными принадлежностями, журналами и средствами наглядной агитации. Саидахмад Сиддикий – автор многих произведений, которые в последующем были изданы на узбекском и таджикском языках. Стоит отметить и то, что они включеныв сборники «Миръоти Ибрат» (1912 год Тифлис), «Анжумани арвок» (1912 год Тифлис), «Ганжинаи Хикмат» (1914 год Ташкент), и «Айнул адаб» (1915 год Ташкент).

Во многих своих произведения и речях он активно ратовал за увеличение объёма преподавания светских предметов в школе, продвигал идею светского образования, делая при этом упор на изучения творчества Улугбека, Ахмада Даниша, Фурката, Мукими, и др. Как известно Сиддикий одним из первых открыл новометодные школы не только в Самарканде но и в сельских районах, где учились не только узбеки и таджики но и русские дети. Сиддикий с большим уважением относился к методике образования, и фактически противопоставил принципы научного и осознанного подхода в образовании старой изжившей своё системой образования. великий педагог проводил занятия в строгом соответствии с расписанием, уделял большое внимание дисциплине, а также углублённому преподаванию узбекского и русского языков. Он даже проводил уроки по природоведению и географии на берегу реки Булунгур, где дети могли близко познакомиться с окружающим миром. Благодаря чему дети лучше усваивали не только учебный материал но и могли воочию увидеть таинства законов природы. Интересно, то что он не давал детям домашних заданий и работал в тесном контакте с их родителями. С 1918 по 1821 год работал в должности комиссара по правовым вопросам. С 1921 года и до конца жизни занимался педагогической деятельностью, удостоился звания заслуженного учителя.

Список литературы

  1. Н.Каримов. Джадидизм как первооснова национальной идеи. Статья. Jadid.uz/ 30.01.2017
  2. А.Хошимов. История педагогики. 2001