Исторический анализ развития муниципальных финансов в России в XXв.

№42-2,

Экономические науки

Статья посвящена проблемам финансирования городских бюджетов в период экономико-политического кризиса XX века. В данной работе представлены различные виды мероприятий, направленные на поддержание экономической устойчивости городов. Исследовались не только небольшие города, но и промышленные.

Похожие материалы

Начиная с XIX века, муниципальные финансы всегда были открытым вопросом и несли в себе множество проблем. На устойчивость муниципалитетов оказывало влияние ряд факторов, таких как: степень развития местных предприятий; эффективность применения зданий и земель; сбор с зажиточных жителей городов. Большое значение для решения экономических проблем муниципалитетов играла финансовая помощь со стороны государства.

При изучении муниципальных финансов исторического периода начала XX века, преобладающее внимание уделяется преодолению пика экономико-политического кризиса. В данной работе рассматривается кризис городов в поисках дополнительных денежных средств и сохранении имеющегося положения муниципальных хозяйств как в небольших городах (Котельнич, Серпухов), так и в крупных, промышленных (Москва). Основные данные представлены в следующей таблице:

Таблица 1. Основные источники пополнения городских бюджетов

№ п/п

Наименование города

Оценочный сбор(%)

Основные источники, влияющие на сбор

Доля прибыли муниципальных предприятий в доходной смете (%)

Расходная часть сметы

1.

Котельнич

2,9

Слабый доход в казну города от недвижимости.

8,4

Расходы значительно превышали доход.

2.

Серпухов

21,4

Хорошо развита промышленность.

40,6

Расходы составляли практически все доходные поступления.

3.

Вятка

0,7

-

61,3

Затратная часть была меньше, чем доходная и составляла 43%.

4.

Москва

11,5

Главные плательщики-домовладельцы.

56,6

Содержание города насчитывало 36,7% общих статей расходов.

Источник: разработано автором

Из таблицы видно, что в небольших городах муниципальные предприятия не приносили прибыль в отличие от крупных, таких как Вятка и Москва. Их смета была без дефицита именно за счет поступлений от предприятий путем повышения тарификации за их услуги. Нельзя не отметить, что основные источники финансовых средств муниципальных бюджетов пополнялись за счет дополнительных доходов от эксплуатации городской недвижимости и земель.

Исходя из этого, следует сказать, что муниципальные финансы в непростой исторический период несут в себе не только отрицательный, но и положительный опыт. Так, для повышения экономической устойчивости, города проводили следующие виды мероприятий:

  1. Благоприятное развитие предпринимательской деятельности, извлекая доходы в местный бюджет;
  2. Приобретение Московским городским управлением рудника в Донецком угольном бассейне в собственность по причине нехватки топлива, что привело к сокращению расходных статей местных бюджетов;
  3. Проведение переоценки недвижимости и земельной собственности;
  4. Увеличение тарифов косвенных налогов и займов;
  5. Сокращение необязательных расходов;
  6. Ведение политики усиления налогообложения зажиточной части населения вплоть до введения единовременного поимущественного налога.

В заключении стоит отметить, что каждый город по-своему стремился преодолеть финансовый кризис, что приводило в конечном итоге к улучшению экономической устойчивости городов. Главной причиной происходящего принято считать роспуск дум и перестройку в сфере управления городским хозяйством. Решение данной проблемы сводилось в осуществлении системных мер, в частности прекращение войны, и установление властью твердого порядка.

Список литературы

  1. Морунова Г.В, Пислюкова Е. В. Актуальные проблемы финансов. Раздел 1. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. -СПб.: СПбГИЭУ 2015г. с.20-28.
  2. Юровский Л. Н. Денежная политика советской власти (1917 – 1927). М. 1996, с. 38 – 39, 60, 85.
  3. Вестник Всероссийского союза городов, 25.VI.1917, N 2.