Вербальный имидж менеджера

№42-2,

Социологические науки

Статья посвящена характеристикам вербального имиджа менеджера. Поскольку значи¬тельную часть рабочего времени руководитель проводит в профессиональном общении с другими людьми, ему необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи и быть коммуникативно компетентным.

Похожие материалы

Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга. Речь – это лучший паспорт человека. А это, в свою очередь, требует развития коммуникативных возможностей современного специалиста.

Поэтому овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, экономистов, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [1, с.53-54].

Речь – центральный элемент личного имиджа, поскольку воспринимается в совокупности с манерой одеваться. Это дает основание заключить, что речь как важнейший компонент личности любого человека является одним из основных составляющих делового имиджа современного менеджера, вербального имиджа. Манера говорить, присущая человеку, свидетельствует, прежде всего, о наличии у менеджера следующих двух качеств, характеризующих его как личность. Первое из них – это степень его самоутвержденности, т.е. насколько уверенно он себя чувствует, насколько в нем сильно развито чувство собственной правоты. Второе, наоборот, – степень его неуверенности в себе. Критериями оценки служат определенные выражения, а также частота их повторения. Так, слова, служащие для выражения некой неопределенности («в известной степени», «как-нибудь», «я бы сказал», «вообще» и т.д.), выдают неуверенность. Речь уверенного в себе человека изобилует словами: «разумеется», «именно так», «конечно», «великолепно», «правильно» и т.п. Существуют и другие часто употребляемые слова, делающие манеру речи отличительной особенностью. Конечно, подходить к анализу вербального имиджа надо во взаимосвязи всех ее характеристик [8,9].

Анализ управленческой деятельности в период формирования российского рынка позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих условий успеха руководителя является необходимость обеспечения его влияния на своих подчиненных с целью полной их самореализации в профессиональной сфере. Заметим, что эффективный руководитель выполняет эту работу в процессе реализации трех основных ролевых функций: как высококвалифицированного специалиста, умелого организатора совместной трудовой деятельности, грамотного практического психолога и воспитателя подчиненных [2, с.13].

Руководителем не должны допускаться даже единичные случаи, когда под видом требовательности осуществляется жесткий приказной стиль, когда игнорируются инициатива коллектива или отдельного человека Кемаль Ататюрк когда-то заметил: «И лучшие люди иногда попадают в худшие ситуации». Помня это, руководитель не должен ущемлять достоинства других людей, в какие бы ситуации они не попадали. Критиковать следует только проступок, а не самого человека. При этом приложить усилия к тому, чтобы никогда не критиковать в присутствии других людей. И никогда не стоит демонстрировать при других предпочтение кого-то из своих коллег [3, с.61].

Американцы утверждают: «Бизнес – это умение разговаривать с людьми». Уметь выразить свою мысль ярко, образно, убедительно, доступно, уметь расположить к себе собеседника, аудиторию, уметь грамотно вести деловую переписку, составить текст документа должен не только менеджер, руководитель предприятия. Эти требования распространяются на всех людей, вступающих в социально-правовые отношения и руководящих действиями других людей. На практике мы часто сталкиваемся с речевой беспомощностью и функциональной безграмотностью руководителей всех уровней. Неясное представление особенностей функционирования языка в различных сферах, незнание особенностей устной и письменной форм речи, жанровых особенностей документов, устных жанров и речевых норм не является, к сожалению, редкостью в среде менеджеров. Соблюдение речевых норм, грамотность речи – базовое важнейшее требование речевого общения. Несоблюдение речевых норм: корявые, безграмотные обороты, лексические, грамматические и др. ошибки создают своеобразные помехи при восприятии речи. Такая речь (особенно устная) не только плохо усваивается, но и не с лучшей стороны характеризует ее (автора) адресата [10].

Реализуя себя в качестве менеджера, мы имеем дело не только с ресурсами, машинами, продуктами, не только с производственными, снабженческими и бытовыми процессами, различными документами, но мы постоянно работаем с людьми – руководим подчиненными, советуемся со специалистами, общаемся с трудовым коллективом. От того, насколько хорошо мы это делаем, зависит наша репутация и авторитет, а, соответственно, и успех дела [4, с.105, 6, с.118].

В заключение отметим, что знание о культуре речи и деловом общении лишь тогда превратятся в конкретные умения и навыки руководителя, специалиста, когда станут неотъемлемым элементом его деятельности, и он начнет постоянно применять их везде, где это возможно. Эти знания должны служить не только залогом высокой профессиональной деятельности специалиста, менеджера, но также представлять собой важнейший ресурс, который в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается [5, с. 124, 7, с.196].

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 – С.53 – 55.
  2. Игебаева Ф.А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, №3 – С.13 – 15.
  3. Игебаева Ф.А. Стиль управления – главная характеристика деятельности менеджера //Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. статей. Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – С.60 – 62.
  4. Игебаева Ф.А. Современный руководитель АПК: каким он должен быть (на примере Республики Башкортостан) // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2014. №6 (124) – С.105 –108.
  5. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. – Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. – С.122 – 124.
  6. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления //Социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Под редакцией: В.В. Маркина, В.В. Бондаренко. 2004. С. 116-119.
  7. Игебаева Ф.А. Овладение речевой культурой - залог успеха делового человека // Психология и педагогика современного образования в России. II Международная научно-практическая конференция: сборник статей. 2007. С. 194-196.
  8. http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Deyatelnost-menedzhera.php
  9. http://www.kyrsna5.ru/publ/kultura_rechevogo_obshhenija_menedzhera_kak_sostavljajushhaja_professionalnogo_imidzha/1-1-0-327
  10. http://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-deyatelnost-rechevaya-kultura-i-kultura-rechi-k-opredeleniyu-ponyatiy