Семья как социальный институт формирования личности

NovaInfo 42, с.297-299, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрена роль семьи в процессе воспитания подрастающего поколения. Показана важность института семьи в выполнении воспитательной функции и сохранении общего жизненного тонуса личности.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО, СЕМЬЯ, ФУНКЦИИ СЕМЬИ, ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, ВОСПИТАНИЕ

Текст научной работы

Одной из важнейших функций семьи является воспитательная. Для нормального, полноценного развития ребенка семью нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Если до трех лет ребенок лишен достаточного внимания, заботы и тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то формирование многих социально значимых качеств детей растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым [1, с. 74].

Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте [9].

Существует распространенное мнение, что городской образ жизни отличается от сельского более четким ритмом чередования работы и отдыха, будней и выходных дней. Посещение детьми школы в разные смены, а также неодинаковый режим труда у родителей приводит к тому, что ритм семейной жизни нарушается, а главное – время для внутрисемейного общения сокращается. Дети часто остаются предоставленными сами себе, а общение с родителями сводится к коротким вечерним часам досуга. Таким образом, аритмия семейной жизни чаще всего наблюдается, когда дети и родители, супруги имеют разное время труда и отдыха. Это приводит к дополнительным нагрузкам в семейных отношениях [2, с.140].

Рассматривая роль семьи в процессе социального воспроизводства подрастающего поколения, следует отметить, что существует и оборотная сторона медали. В данном случае речь идет о таких негативных явлениях, как консерватизм мышления и стереотипов поведения, которые унаследованы от уже ушедших поколений, и которые вольно или невольно передаются новым поколениям. Всякое новое неминуемо содержит в себе элементы старого, причем не только лучшего свойства [3, с.170].

К сожалению, семья может выступить не только в качестве источника нравственного и физического здоровья, но также источником аномалий, которые прямо или косвенно отражаются на состоянии младших поколений. Так, приобщение детей к спиртному, наркотикам, нервные перегрузки в результате напряженных отношений между мужем и женой, эмоциональная глухота и неумение помочь ближнему, безусловно, сказываются на психическом, а иногда и физическом состоянии того или иного члена семьи. Распространение нервно-психических заболеваний связано не только с трудовой деятельностью и ритмом городской жизни, но и семейными конфликтами [4, с.258; 5, с.50].

На стабильность семейных отношений в последнее время все сильнее действует и неравная нагрузка, приходящаяся как в самой семье, так и в общественной жизни на долю мужа и жены. Работая на производстве и дома, женщина больше устает, перегружена разными заботами [6, с.45].

Эмпирический материал показывает, что родительские образцы поведения в отношениях к детям, другим людям в большинстве случаев являются своеобразным эталоном для новых семей (дочерей и сыновей) на протяжении достаточно длительного времени. Лишь немногие респонденты (12%) не считают своих родителей примером для себя. Подавляющее большинство (87,9%) видят в своих родителях образец поведения в отношении к труду и детям. Итак, в процессе воспроизводства и воспитания молодого поколения семья выступает в качестве генератора, источника взглядов, представлений о мире, о месте человека в обществе [7, с.137; 8, с.82].

Таким образом, можем сделать вывод, что семья является одним из базовых агентов социализации личности. Именно она составляет первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка, входящее само в более обширную социальную среду и несущее на себе ее отпечаток. Французский социолог Аник Першерон по этому поводу отмечала: «Входить в семью – означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте». И с помощью семьи ребенок вписывается в общество [9, с.194].

Читайте также

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социол. исслед., 2014. № 9. – С.73 – 76.
  2. Игебаева Ф.А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 1. – 140 – 142с.
  3. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
  4. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257– 263.
  5. Игебаева Ф.А. Роль семьи в социализации личности. В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 49-51.
  6. Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
  7. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
  8. Игебаева Ф.А.Семья как фактор формирования духовно-нравственных основ личности. В сборнике: Философия духовно-нравственной и гражданской самореализации личности в условиях региональной ментальности. IX Междунар. науч.-практ. конф., нояб. 2005 г. Пенза, 2005. - С. 81-83.
  9. Волков Ю.Г. Социология: учебник. – М.: КНОРУС, 2011. – С.320.
  10. Влияние семьи на становление личности [электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.5ballov.ru/referats/preview/14854/4

Цитировать

Разбежкина, Н.В. Семья как социальный институт формирования личности / Н.В. Разбежкина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 297-299. — URL: https://novainfo.ru/article/4857 (дата обращения: 18.08.2022).

Поделиться