Семья как важнейший фактор социализации личности

№54-2,

социологические науки

В статье рассматривается роль семьи в процессе социализации подрастающего поколения. Показана важность роли семьи в формировании духовно-нравственных основ личности.

Похожие материалы

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального учения [1; 3; 4].

В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – торжественному заключению брачных уз. Церемония может проходить в строго формальной, либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законнорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков, заботиться о них Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнять социальную роль отца, может не найтись [2; 5; 7].

Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни [10].

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией.

Говоря о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называют семью. Так оно и есть: семья – главный институт человеческого общества. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др. [8].

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

  1. вступление в брак – образование семьи;
  2. начало деторождения – рождение первого ребенка;
  3. окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
  4. пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
  5. прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками [9].

Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и дает возможность разделять с другими трудности и радости жизни. Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребёнку. Но любовь – это не удовлетворение собственных сиюминутных родительских чувств, а желание обеспечить ребёнку условия для его личностного развития. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду. Общество, его социальная жизнь представляют собой множество семейных отношений. Т.В.Андреева считает, что «семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут» [6].

Социализация – это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу. В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация – это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности» [12].

Таким образом, семья выступает как первичный воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семья является важнейшим фактором социализации личности, в ней закладываются основы нравственности, формируются социальные нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности, а так же стимулирует социальную, творческую активность человека и именно ей принадлежит решающая, основополагающая роль в процессе воспроизводства общества. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

«Каждый из нас – это половина человека» – говорил Платон, семья же – обретение целостности. Признание приоритета проблем личности, её социального благополучия усиливают «позицию» института семьи в выполнении социализирующей функции и формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения [11].

Список литературы

  1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. –C.56.
  2. Пасовец Ю.М. Демографический потенциал современной России в региональном разрезе // Социологические исследования. 2011. - № 12. – С. 64 –69.
  3. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
  4. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257– 263.
  5. Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
  6. Игебаева Ф.А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 1. – С.140 – 142.
  7. Игебаева Ф.А. Роль семьи в социализации личности. В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 49-51.
  8. Базуев А.И. Установки на деторождение в современной студенческой среде В сборнике: Студент и аграрная наука. Материалы VIII студенческой научной конференции. 2014. С. 126-129.
  9. Назаров Т.З., Алехина Е.Н. Разводы в современной семье: психология или экономика /Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 349-353.
  10. Игебаева Ф.А. Семья как фактор формирования духовно-нравственных основ личности. В сборнике: Философия духовно-нравственной и гражданской самореализации личности в условиях региональной ментальности. IX Междунар. науч.-практ. конф., нояб. 2005 г. Пенза, 2005. - С. 81-83.
  11. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
  12. Реан А.А Психология и педагогика: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2010.-432 с.