Педагогический проект «картина, как одно из средств развития речи обучающихся»

NovaInfo 42, с.245-249
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной работе автор рассуждает о том, что необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений обучающихся об окружающем мире с помощью наблюдений, книг, картин, рассказов других людей.По мнению автора картина активизирует мысли и воображение обучающегося, развивает внимание и наблюдательность.

Ключевые слова

ПРОЕКТ, ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД, ОБУЧАЮЩИЙСЯ, КАРТИНА, РЕЧЬ

Текст научной работы

«На французском языке я бы разговаривал с друзьями, на итальянском с женщинами, на немецком с врагами, а на русском языке – со всеми сразу» писал величайший русский литератор Л. Н. Толстой. Величие русского языка испокон веков прославляли поэты, которых знает вся Россия и зарубежная интеллигенция, эмигрировавшая за границу в конце 19-середины 20 вв. Какими только эпитетами не награждали его – могучий, великий русский язык. Пожалуй, ни в одной стране мира не найдется подобного прославления родного языка. Однако, к сожалению, в последнее время все реже и реже в обществе можно услышать «чистую» и свободную речь, богатую эпитетами, сравнениями и оборотами, особенно в классическом понимании. Даже публичные люди - политики и журналисты позволяют себе использовать сленг, неприменимый к теме разговора. Все чаще и чаще общество слышит с экранов телевидения и на улицах «грязную» речь, замусоренную сленгом: молодежным, социальным, профессиональным и уголовным. В обиход вошли слова иностранного языка, в т.ч. и в профессиональной деятельности: заработная плата «нетто», «мент», «кул», «превед», «круто» и т.п. Вполне понятно, что таким образом, люди, употребляющие сленговые выражения, желают отделить себя от остальных, подчеркнуть свою принадлежность к той или иной группе и социальной прослойке, не желая казаться «белыми воронами». Однако, при этом не стоит забывать о том, что классический литературный русский язык, воспетый классиками русской литературы, был способен воспроизвести эмоции автора и передать неповторимость и глубину момента гораздо лучше. «То, как зверь она завоет, то заплачет как дитя» - писал А. С. Пушкин, вызывая в воображении читателя мощь, коварство и затихание снежной бури. Ни один сленг и никакой иностранный язык не способен передать глубину момента и чувства так, как русский язык. Именно поэтому первоочередной задачей учителя является необходимость привить любовь учащихся к русскому классическому литературному языку, научить их передавать свои эмоции, чувства и настроения, разговаривать с окружающими на «русском» языке. Грамотная речь, насыщенная образными и эмоциональными красками, является верным ключом, открывающим двери к душам и сознанию окружающих.

Речь является одним из важнейших способов коммуникабельного общения между людьми и служит основой для духовного развития обучающегося и его приобщения к общечеловеческим духовным ценностям, способствует формированию личности.

Важным условием развития речи у обучающихся является потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства.

Вторым условием является наличие содержательной основы для высказывания, когда учащийся не только хочет говорить, но и может о чем-то сказать. Для этого необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредованно, с помощью книг, картин, рассказов других людей.

О том, что картина может являться средством развития речи и о необходимости рассмотрения живописи на уроках русского языка говорят Ходякова Л. А., Горчак А. Н.[1]

О возможностях использования проектного метода на уроках подробно рассматривают в своих работах Гуревич А.А. Никитаева М.В. [2]

Проблема и основные причины ее появления:

В последнее время, в результате повышения благосостояния семей и доступности продуктов технического прогресса (DVD, игровые приставки и т.д.), учащиеся гораздо меньше времени уделяют чтению, быстрее устают, что способствует снижению словарного запаса, и невозможности грамотно выразить свои мысли, эмоции, чувства.

Актуальность проблемы заключается в том, что в результате обучающейся не способен из окружающего его изобилия информации выделить главную мысль, расставить правильно приоритеты, что неизбежно ведет к обеднению личности и, в конечном итоге, к потере человека обществом.

Замысел решения проблемы: Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства обучающегося, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции). А также картина активизирует мысли и воображение обучающегося, развивает внимание и наблюдательность.

Цель: сделать речь обучающихся живой и образной, научить их привлекать к себе внимание, заставлять прислушиваться к своему мнению.

Задачи:

  • устранять наиболее часто встречающиеся речевые ошибки;
  • подобрать ряд упражнений, направленных на обогащение словарного запаса;
  • создать ситуацию, при которой на уроке возникает потребность в общении и в высказывании;

По картине:

  • проводить анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием, их сравнение;
  • определять основную мысль картины на основе ее целостного анализа
  • выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействие с другими героями картины.

Содержание работы по реализации проекта

В целях решения указанных задач автором был проведен анализ ошибок, допущенных учениками в первом (пробном) сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». С учетом полученных результатов можно прийти к выводу, что именно недостаточная сформированность коммуникативно-речевых умений приводит к появлению в устных и письменных высказываниях обучающихся ошибок различного вида. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня учащегося. Основной упор в своей работе автор делал на устранение речевых ошибок и недочетов, таких как:

  • пропуск главных частей и важных фактов;
  • неправильное или неточное употребление слова;
  • нарушение порядка слов в предложении;
  • повторное возвращение к одному и тому же факту;
  • нарушение логической последовательности;
  • неправильное согласование и управление слов в предложении;
  • повторение одного и того же слова

В результате был подобран ряд заданий, нацеленных на активизацию словарного запаса обучающегося, на исследование значений слов и разнообразных оттенков этих значений (подбор синонимов, антонимов, объяснение фразеологизмов), например на уроках литературного чтения, когда встречались непонятные или устаревшие слова ученики пытаются самостоятельно объяснить их значение (убогая хижина – варианты обучающихся: грязная; нищая; пустая, т.е необставленная мебелью) и только потом выясняем его действительное значение путем работы со словарем; а так же задания для предупреждения и исправления ошибок: восстановление деформированного текста, придумывание заглавия, составление плана, редактирование (исправление) текста и предложений.

По мере овладения этими навыками, задания постепенно начинают выполнять роль вспомогательных упражнений на этапе подготовки к работе над картинами.

Мотив речи возникает у обучающихся при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной работе, которую предлагает учитель. Картина вызывает наиболее яркий и сильный всплеск эмоций, чувств и воспоминаний. В связи с этим в качестве основного инструмента по развитию речи можно использовать картины разных художников.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность.

Например при работе над картиной И.И. Шишкина «Сосновый бор» обучающиеся сначала вели себя сдержано, не проявляли особых эмоций. Для того, вовлечь их в обсуждение сюжета, было предложено несколько вопросов:

  • Какое время года изобразил художник?
  • Каким он показал уголок леса?
  • Как он сумел показать мощь и красоту леса?
  • Что нарушает тишину леса? Откуда текут его воды?
  • Представь себе, что ты сидишь на берегу этого ручья. Какое чувство ты испытываешь?

По мере обсуждения росла активность класса. Обучающиеся начали оживленно обсуждать ответы одноклассников и выдвигать свои предположения по сюжету картины. Больше всего их интересовали вопросы: Почему деревья повалены или почему медведи бродят вокруг них?

Особенно интересно было услышать предположения о местности, изображенной на картине, которые строились на основании имеющихся знаний о природе и погодных катаклизмах.

При работе над картиной И.И. Левитана «Март» у обучающихся создалось впечатление звукового образа картины: звук падающего с крыши снега, звон капели, стук дятла, шум крыльев прилетающих птиц. Они обратили внимание на то, что у лошади закрыты глаза и предположили, что животное пригрелось на солнце и задремало; а открытая в дом дверь свидетельствует о том, что хозяин приехал недавно и специально не закрыл ее, для того, чтобы помещение выветрилось от застоявшегося воздуха и наполнилось весенней бодрящей свежестью.

Антропологический компонент:

На основании проведенной работы у обучающихся обогатился словарный запас, они научились последовательно и правильно выражать свои мысли, стали глубже и детально воспринимать окружающий мир.

Организационно-деятельный компонент:

Результаты указанной работы позитивно сказались на учебной и внеклассной деятельности обучающихся. Они стали чаще подмечать друг у друга речевые ошибки и оказывать помощь в их исправлении.

Читайте также

Список литературы

  1. Горчак А. Н. «Картина как средство развития речи»: пособие для учителя.- Ленинград, Ленинградское отделение издательства «Просвещение», 1965.
  2. Никитаева М.В. Роль педагогического проектирования в социализации школьников/М. В. Никитаева//Социология власти. -2011.№5.С. 71-75.
  3. Никитаева М.В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО основного общего образования. М: Перспектива, 2015.-48 с.

Цитировать

Федотова, С.И. Педагогический проект «картина, как одно из средств развития речи обучающихся» / С.И. Федотова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 245-249. — URL: https://novainfo.ru/article/4930 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться