Формирование и развитие самооценки и самоконтроля в младшем школьном возрасте

NovaInfo 41, с.197-201, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Важное условие развития самооценки у обучающихся в младшем школьном возрасте это становление рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения. Осваивая проектные методы обучающиеся приучаются анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Очень важно что бы обучающиеся еще на младшей ступени научились открыто высказывать перед классом свое мнение, аргументировано отстаивать свою позицию, совместно обсуждать достигнутые результаты.

Ключевые слова

ОБУЧАЮЩИЕСЯ, САМООЦЕНКА, ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ, САМОКОНТРОЛЬ, АНАЛИЗ

Текст научной работы

Для успешного обучения важно формировать у учащихся адекватную самооценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддерживать стремление работать самостоятельно, творчески.

Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Учителя, работающие в начальной школе, особенно в 1 классах обращают внимание на то, что многие дети неуверенны в себе и постоянно требует от учителя словесное подтверждения правильности их действий, либо наоборот отличаются завышенной самооценкой.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Результатом начального образования является становление ребенка как субъекта учебной деятельности, способного определить границы своего незнания и обратиться ко взрослому за помощью. Для того, чтобы ребенок развивался как субъект в учебной деятельности, учитель должен показать ему те изменения, которые произошли в его сознании в процессе обучения.

Решение этой проблемы актуально, прежде всего, для самого ребенка, т.к. во взрослом возрасте неумение адекватно оценить себя и свои действия может принести массу сложностей. Таким людям тяжело общаться с людьми. В школьном возрасте очень часто такие дети остаются без друзей. Сверстники не принимают поведение этого ребенка, т.к. он не может мириться со многими правилами игры (жизни).

Г.А. Цукерман в своих работах отмечает, что если говорить об учебной деятельности, то умения ребенка фиксировать свои изменения и понимать их, является необходимой составляющей, развития способности ребенка управлять своей деятельностью и связано напрямую с регулятивными действиями. Таким образом, знание ученика о собственных возможностях и их ограничениях, способность определить границу этих возможностей, является главным в становлении самооценки на начальной ступени образования. [1] Важное условие развития самооценки – становление рефлексивности, которая появляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.

Учитель должен уметь проектировать сам и активно обучать методам проектирования учащихся. В работах М.В.Никитаевой говорится, что, осваивая проектные методы, обучающиеся приучаются анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. [2], [3]

Давайте рассмотрим на примере, каким образом можно спроектировать формирование и развитие самооценки и самоконтроля в младшем школьном возрасте.

Цель 1 года работы:

  • развитие рефлексивной самооценки на уроках письма и русского языка

Задача:

  1. Научить детей вырабатывать критерии оценки той или иной работы с помощью взрослого.
  2. Самостоятельный анализ своей работы с точки зрения соответствия указанным требованиям.

Основная гипотеза заключается в следующем:

Адекватное оценивание своих действий будет способствовать успешному усвоению материала.

Содержание работы по проекту

Для достижения цели проекта необходимо, чтобы ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. Ученик не может самостоятельно объективно оценить себя, если не участвует в выработке критериев.

На первом этапе нужно сформировать у первоклассников представления о критериях оценки. Поэтому свою работу можно начать с того, что предложить детям задание такого вида: как должен был ответить ученик на вопрос учителя: Сколько букв и звуков в слове ЯМА? На этот вопрос можно услышать следующие ответы: «В слове Яма – 3 буквы и 4 звука», «В слове Яма – 3 буквы и 4 звука, потому что «Я» стоит в начале слова и имеет 2 звука [й а]», «В слове Яма – 3 буквы и 4 звука, так как «Я» имеет два звука[й а]»

В процессе коллективного обсуждения ученики анализируют ответы и дают оценку ответа ученика (т.е формулируют оценочное высказывание), из которого ученики вычленяют требования, предъявляемые к устному ответу на вопрос. Эти требования и являются критериями оценки устного ответа.

  1. Дан правильный, полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
  2. Доказательно раскрыты основные положения вопроса.
  3. Могут быть приведены примеры.

Аналогичную работу можно проводить с учащимися при знакомстве с выработками критериев оценки практических действий.

Задание: Расставьте последовательность действий, которые нужно совершить, что-бы сделать звуко-буквенный разбор слова БУКВА.

  • Из целого слова выделите первый звук, охарактеризуйте его и обозначьте буквой, затем 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый
  • Сказать, послушать слово и записать его (в столбик) значками звуков
  • Проверь себя
  • Раздели слово на слоги
  • Определи в слове ударение (если не один слог)
  • Обозначь звуки буквами

На первом этапе многие учащиеся испытывают трудности в выработке алгоритма действий, поэтому можно помогать им вопросами: Какие действия надо совершить? Какие шаги нам помогут? и т.д.

Следующий этап это формирование у обучающихся умения оценить результат своей учебной деятельности. Для оценивания целесообразно использовать шкалы, предварительно указав совместно выработанные критерии оценивания (Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова). Свою оценку учащиеся ставят на шкале «елочка».

На уроке русского языка можно предложить самостоятельно записать словарные слова под диктовку (вопрос, ворота, асфальт, учитель). Перед началом необходимо вместе с учащимися разработать критерии оценки своей работы. Варианты критериев можно услышать разные:

  • я напишу слова аккуратно
  • я напишу красиво
  • я выучил эти словарные слова и напишу их без ошибок

В классе проходит коллективное обсуждение, где обучающиеся выбирают самый важный критерий: я выучил эти словарные слова и напишу их без ошибок.

На полях и на доске появляется елочка с критерием без ошибок

Учащиеся записывают слова под диктовку в тетради. Далее начинается работа по оценке своей деятельности. На доске запись словарных слов и подробным способом объясняется, как можно оценить свою работу. «Всего надо было написать 4 слова (показывается образец). Тот, кто правильно записал все слова, поставит крестик на самом верху «елочки», кто написал два слова правильно (половину) ставит крестик посередине. Тот кто, записал все слова с ошибками, поставит крестик внизу «елочки». После того как каждый ученик себя оценит, обучающимся предлагается посмотреть, на какой части «елочки» находится крестик и сделать вывод.

Ответы детей:

  • Я написал без ошибок, значит, я умею писать эти слова
  • Я допустил ошибки, потому что был не внимательный
  • Мне стоит еще поучить эти слова, у меня есть ошибки.

Коллективное обсуждение соответствия работы указанным требованиям играет большую роль в становлении рефлексии.

Антропологический компонент

По итогам работы можно сделать вывод в правильности выбранного подхода. Учащиеся демонстрировали умение, в правильном порядке расставлять приоритеты. В результате развития способности самоконтроля у обучающихся укрепился интерес к познавательной деятельности, выросла рабочая активность класса на уроках, обучающиеся перепроверяют (перечитывают) свою работу, перед тем как ее сдать на проверку и как один из главных результатов проделанной работы, исчезла боязнь допустить ошибку в суждениях. Ученики открыто высказывают перед классом свое мнение, аргументировано отстаивают свою позицию, совместно обсуждают достигнутые результаты. В случае наличия ошибок практически весь класс принимает участие в обсуждении ее причин, анализирует их совместно и находит пути их устранения.

Читайте также

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Никитаева М.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в новой предметно-пространственной среде образовательной организации согласно реализации ФГОС ОО// NovaInfo.Ru. 2014. № 26. С. 198-200.
  3. Никитаева М.В. Организация проектной и учебно - исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО основного общего образования. М: Перспектива, 2015.- 48 с.

Цитировать

Федотова, С.И. Формирование и развитие самооценки и самоконтроля в младшем школьном возрасте / С.И. Федотова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 197-201. — URL: https://novainfo.ru/article/4623 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться