Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики [2,3].
В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы [1,4].
Физическое воспитание играет немалую роль в развитии физических и психических качеств студентов, формируют у них не только двигательные умения и навыки, но и основные черты личности. Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре», в соответствии с ФГОС, формирует у студентов набор специальных знаний и компетенций [6].
Элективный курс «Пауэрлифтинг» относится к вариативной части дисциплины «Физическая культура». Целью элективного курса «Пауэрлифтинг» является выявление и развитие каждого занимающегося, формирование богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям новой жизни [5].
Занятия пауэрлифтингом способствуют:
- развитию скоростно-силовой подготовки занимающихся, позволяющей в повседневной жизни преодолевать трудности, связанные с проявлением максимальных силовых напряжений;
- развитию моральных и волевых качеств, в основе которого лежит строгая самодисциплина, основанная на высокой сознательности, здоровой оценке событий и своих действий на подчинении своих чувств разуму;
- овладению знаниями в различных областях связанных с пауэрлифтингом [8].
Программа спортивной подготовки является информационной моделью педагогической системы, представляющей собой организационную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного педагогического воздействия на формирование личности, с качествами, необходимыми занимающимся для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Она играет ведущую роль в раскрытии содержания обучения пауэрлифтингу и применении организационных форм обучения и совершенствования подготовки пауэрлифтеров, направленной на выработку навыков, усвоение знаний и формирование важных личностных качеств занимающихся [7].
Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: физическая культура (базовая часть: лекционные и практические занятия), история, безопасность жизнедеятельности [10].
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован на два раздела. Первый раздел – это практический, он включает в себя методико-практический и учебно-тренировочный подразделы, которые являются основной формой физического воспитания. Второй раздел – это контрольный, в нем ведется учет процесса и результат учебной деятельности [11].
Критерии оценки и контроля результатов учебной деятельности студентов в образовательной системе вуза качестве «компетенции» выступают ее результативность, обеспечение здоровья студентов и удовлетворенность участников педагогического процесса деятельности [9].
Таким образом, можно утверждать, что студенты, благодаря элективному курсу «Пауэрлифтинг», приобретут необходимые знания и компетенции.