Право в обществе выступает как регулятор общественных отношений, как социальное явление. Люди выражают разное отношение к праву. Оно бывает положительным, а так же отрицательным. Это зависит от различных причин. Самая распространенная причина для людей, которые видят бессмысленным изучать право, является то, что права человека очень часто нарушаются, а добиться соблюдения прав крайне тяжело. Следующая причина кажется, на мой взгляд, является наиболее ведущей, от неё тянутся цепочкой и остальные причины, связанные с отрицательным отношением к праву. Этой причиной является пессимистическое или нейтральное отношение родителей к праву. От этого зависит интерес к праву, будь то школьника или студента. Нередко при начальной проверке правовых знаний у учащихся мы видим не очень хорошие результаты. Дети легко связывают свое поведение с взрослыми. Поэтому осознавать значение и роль правовых знаний нужно в первую очередь родителям. Статистика показывает, что преступность в нашей стране напрямую зависит от правового воспитания.
Правовое воспитание-это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, осознания роли правовых знаний в будущем. Целью правового воспитания является выработка устойчивых социальных качеств личности, овладение необходимыми правовыми знаниями, осознание необходимости правовых знаний в любой профессиональной деятельности. Следует отметить, что в формировании законопослушной личности основные педагогические системы имеют огромное значение. Состояние беспорядка и не защищенности граждан, изменения в мировом обществе которые определяют отклоняющиеся поведения людей, огромный масштаб явлений маргинальности в обществе- все эти факторы, которые объясняют актуальность воспитания и изучения права в современной России. И поэтому право должно претендовать на роль одного из основных разделов в общей системе обучения и воспитания не только учащихся, но и всего населения, всех слоев, социальных и профессиональных групп. Основное звено в правовом воспитании являются образовательные учреждения. В этих организациях учащиеся должны обучаться основным началам правового законодательства, его роли и значимости правовых знаний. Без усиления роли правового образования в воспитании молодежи преодоление правового нигилизма невозможно. Перед педагогами стоит сложная задача- изменить отношение к праву, для того, чтобы учащиеся осознавали ценность права как в профессиональной, так и в социальной сфере в целом. Чувство собственного достоинства, способность реализовать себя, знать, защищать и отстаивать свои права- ценности, к которым следует приобщать учащихся, чтобы воспитать свободного гражданина. Правовое воспитание происходит в неблагоприятных условиях. В стране преобладает правовой нигилизм (неуважение к власти), правовой цинизм, правовое невежество. Влияние улицы, средств массовой информации, а так же отношений в семье оказывает огромное значение в настоящее время на правовую культуру личности. Если исходить из вышеизложенного, для преодоления правового нигилизма и формирования законопослушной личности среди учащихся, можно предложить несколько задач:
- определение комплексной системы распространения правовой информации среди обучающихся;
- сформировать уважительное отношение учащихся к правовым нормам как к социальным ценностям,
- сформировать четкую позицию значимости законов и форм их применения,
- воспитание осознанности личной ответственности за свое поведение;
- воспитание и развитие у ученика стереотипов правомерного поведения;
- дать представление об основных принципов и особенностей системы правоотношений в обществе,
- развить желание участвовать в защите законности и правопорядка,
- воплотить в культуру учащихся принципы уважения закона для преодоления правового нигилизма и противоправного поведения.
Накопление правовых знаний обучающимися и выработка соответствующих правовых взглядов должны осуществляться на занятиях при изучении различных учебных дисциплин. Существует очень много исторических периодов, с которыми, безусловно, знакомы учащиеся. Эти данные показывают роль права в изменении и совершенствовании правил поведения в обществе.
Если говорить об особенностях, то правовоспитательные факторы делятся на:
- собственно педагогические –когда функционируют разные образовательные системы;
- педагогически значимые – сказываются на правовоспитании личности.
Характеризуя проблемы правового воспитания в современной России, следует отметить, что сегодняшние условия и уровень той правовой культуры, которой обладают учащиеся в настоящее время , говорят о требовании создать дополнительные элементы системы правового воспитания ,и которые, в свою очередь, соответствуют нынешнему развитию науки и, повышения эффективности образования и , развития системы общественных объединений, участвующих в правовом воспитании.