На сегодняшний день роль сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики, а также их региональной интеграции в АТР является актуальной, поскольку ситуация в мире претерпевает исторические изменения, одной из главных особенностей которых является постепенное перемещение центра тяжести мировой экономики, а также политики в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Региональная интеграция представляет собой так называемую модель активного участия группы стран в процессах стратификации мира.
Курс на полноценное подключение Российской Федерации к политическим и экономическим процессам в регионе, на полноправное участие в деятельности всех многосторонних региональных организаций был принят еще до того, как центр экономической активности начал смещаться в АТР, и явился стратегически правильным выбором [1].
Благоприятными предпосылками интеграции Российской Федерации в АТР являются: географическая близость государств, богатые традиции исторически сложившихся экономических отношений, наличие общей границы и состыковка транспортно-инфраструктурных объектов, сходство уровней экономического развития и степени рыночной зрелости стран, общность экономических и иных проблем. Российская Федерация и Китайская Народная Республика имеют общие интересы и придерживаются схожих позиций по достаточно широкому кругу международных проблем (это и многополярность мира, деятельность в рамках Совета безопасности ООН и др.) [5].
Центральным звеном, способствующим упрочению национальной безопасности и позиций России в АТР, является российско-китайское стратегическое взаимодействие и доверительное партнерство - одна из несущих опор современного миропорядка. Обе стороны придерживаются общих либо близких взглядов по наиболее важным проблемам мирового развития, выступают за многополярность международных отношений, построение справедливого, рационального и демократического мирового политического и экономического порядка [2].
Российско-китайские отношения в настоящее время за счет стратегического взаимодействия, а также всестороннего сотрудничества выходят на еще более высокий уровень.
Что касается стратегической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то она осложняется не только внутренними проблемами, но и по причине вмешательства внерегиональных мировых центров силы. Внешние факторы, то есть политика любого третьего государства, в том числе США, стран Европейского Союза или НАТО, оказывает воздействие на состояние интеграционных процессов. РФ и КНР выступают в роли потенциально усиливающихся государств, что встречает то или иное противодействие со стороны других участников мировой политики и побуждает Россию и Китай к взаимодействию в рамках отстаивания своих национальных интересов и совпадающих интересов на международной арене [8].
Процессы региональной интеграции в АТР пока еще далеки от своей завершенности. Перспективы интеграции РФ и КНР - проблема актуальная, однако её решение осложняется противоречивым характером процессов комплексного сотрудничества как на двустороннем уровне, так и в многостороннем формате. Кроме всего прочего Восточная Азия как неотъемлемая часть АТР в значительной степени является не стабильным регионом, внутри которого не только развиваются интеграционные процессы, способствующие сближению государств, но и зреют конфликты. Сохранение серьезных внутрирегиональных проблем оказывает деструктивное влияние на комплекс проявления интеграционных тенденций, явлений и процессов в данном регионе. Поэтому в силу влияния тех или иных деструктивных факторов интеграционные тенденции за частую не всегда перерастают в интеграционные процессы.
Стратегическое партнерство Российской Федерации и Китайской Народной Республики – это составная часть многостороннего интеграционного процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Таким образом, невзирая на всю сложность и противоречивость политического и экономического мирового развития, сотрудничество РФ и КНР выступает в качестве важнейшего фактора укрепления интеграционных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.