Преодоление дефицита деловой культуры Республики Крым

№60-1,

экономические науки

Статья посвящена вопросам развития деловой культуры предприятий и организаций Республики Крым.Несмотря на продолжающиеся экономические санкции, перед бизнесом стоит задача быть готовым к экономическим отношениям с развитыми зарубежными странами, для чего является важным оценить и проанализировать деловую культуру, сформированную в РФ и в развитых европейских странах. С этой целью необходимо знать особенности деловой культуры, имеющей место непосредственно в организациях развитых европейских странах, и как с этим соотносится деловая культура, распространенная на территории республики.

Похожие материалы

Введение

После возвращения Республики Крым в состав Российской Федерации, перед деловыми кругами республики стала первостепенная задача вхождения в правовое поле РФ и с соблюдением определенной деловой культуры. Несмотря на продолжающиеся экономические санкции, перед бизнесом стоит задача быть готовым к экономическим отношениям с развитыми зарубежными странами, для чего является важным оценить и проанализировать деловую культуру, сформированную в РФ и в развитых европейских странах. С этой целью необходимо знать особенности деловой культуры, имеющей место непосредственно в организациях развитых европейских стран, и как с этим соотносится деловая культура, распространенная на территории республики.

Деловую (организационную, корпоративную) культуру рассматривают, прежде всего, как систему норм, ценностей и знаний, накопленных и принятых в сфере трудовых отношений. Деловая культура определяет поведение на предприятии, целью которого является развитие (повышение доходности, рост, совершенствование) дела, в процессе переговоров, заключения сделок, выполнения договорных обязательств и др. Эта активность проявляется в организации труда, в навыках делового общения и правилах делового этикета, в искусстве вести дела, в репутации. Важно то, что деловая культура в том или ином виде присуща социальным группам любой формы собственности, любого вида деятельности и любой численности. Деловая культура, как и культура в целом, является продуктом жизнедеятельности человека, социальных групп, обществ и цивилизаций; она отображает достижения на определенный момент времени в масштабах предприятий, стран и целых континентов. Упрощенно можно сказать, что деловая культура в практической сфере определяется как правила игры, достигнутые ее участниками на данном этапе развития. Деловая культура призвана отразить отношение предприятий к законности, личности, качеству труда и продукции, финансам и производственным обязательствам, открытости и достоверности деловой информации. Это должно воплощаться в комплексе правил, традиций и ритуалов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Успех работы предприятия в рыночных условиях в определяющей мере зависит от его репутации как делового партнера.

Репутация, "доброе имя" компании имеет совершенно определенное материальное выражение. Репутация предприятия определяется его надежностью как партнера, качеством его продукции и рядом других факторов, охватываемых понятием деловой культуры. Доверие партнеров, работников, населения создает нормальную рыночную среду, способствующую успешной работе предприятий. Ядром деловой культуры является деловая этика, определяемая как набор правил, по которым один человек взаимодействует с другими. Это те "правила игры", которые приняты среди данной группы людей. Все правила, выработанные человечеством, можно разделить на две основные группы: законодательные и этические. Первая группа — правила запрещающие, накладывающие ограничения на деятельность определенного типа; вторая — правила предписывающие, т.е. рекомендующие в определенной ситуации совершать или не совершать какие-то поступки.

В мире многие десятилетия исследуются наиболее успешные предприятия для выявления факторов (особенностей деловой культуры), позволяющих им достигать успеха. Наиболее важным является обобщение опыта таких предприятий, что дает возможность получать универсальные рецепты, способствующие другим предприятиям быстрее, эффективнее и надежнее достигать высоких результатов и обеспечивать свою конкурентоспособность. Результаты исследований позволили накопить множество различных моделей, наборов концепций и принципов, баз знаний и т.п. За много лет сформировалось достаточно устойчивое ядро принципов и подходов, которые рассматриваются как основа деловой культуры предприятий и залог их успешного развития. Еще в 1994 г. в Швейцарии представители деловых и научных кругов Америки, Европы, Азии одобрили документ "Принципы ведения бизнеса", в котором была предпринята попытка выделить то общее, что оценивается в самых различных деловых культурах как этически одобряемое поведение. Было утверждено 7 принципов этичного поведения в бизнесе:

  • ответственность бизнеса не ограничивается интересами вкладчиков, а учитывает интересы всех участников деловых отношений;
  • экономическое и социальное влияние бизнеса как поощрение инноваций, стремление к справедливости и мировому сообществу;
  • деловое поведение — от буквы закона к духу доверия;
  • уважение правил;
  • поддержка многосторонних торговых отношений;
  • забота об окружающей среде;
  • избежание незаконных операций.

В Европе, как и на других континентах планеты, периодически проводятся исследования с целью выявления общих закономерностей, в том числе норм, ценностей и знаний, свойственных успешным компаниям. Среди них особое место занимают исследования, выполняемые ЕFQM (Европейским фондом менеджмента качества). ЕFQM выделил восемь фундаментальных концепций, которые позиционирует как восемь определений того, что такое совершенное предприятие. Эти концепции определяют общие направления совершенствования предприятия, его веру и систему ценностей, восприятие того, "что хорошо и что плохо". В настоящее время на европейском континенте действуют концепции делового совершенства, актуализированные ЕFQM в 2014 г. и рассмотренные ниже.

Лидерство через видение, вдохновение и честность

Лидеры совершенных предприятий имеют видение будущего своих предприятий, достаточно яркое и четкое, чтобы вдохновить весь персонал на творческую работу по его достижению. Сотрудники вовлекаются в работу по достижению этого видения не через механизмы приказа и принуждения, а через увлечение и вдохновение. При этом у сотрудников на всех уровнях управления есть механизмы, полномочия и ресурсы, чтобы инициировать и реализовывать инициативы, направленные на достижение такого видения. Лидеры совершенных предприятий ведут себя честно и этично; они определяют ценности и принципы, в которые предприятие верит и которые оно соблюдает в своей деятельности. Лидеры всех уровней не только лично соблюдают их, но и демонстрируют это остальному персоналу, являясь для него примером поведения, соответствующего ценностям.

Адаптивное управление

Совершенное предприятие отслеживает угрозы и возможности, возникающие во внешней среде, и быстро приспосабливается к ним. Для этого оно может оперативно менять свою стратегию, бюджет, оргструктуру, регламентирующие документы, технологии и т.д. Особую роль в адаптивности предприятия играет процессный подход. Совершенное предприятие рассматривает всю свою регулярную деятельность как структуру взаимосвязанных процессов и управляет ею как процессами. Это означает, что порядок выполнения каждой деятельности проектируется в рамках сквозных межфункциональных процессов и перепроектируется каждый раз, когда возникает такая необходимость или целесообразность.

Добавление ценности для потребителей

Совершенные предприятия активно ищут возможности предложить потребителям новые ценности, которые позволят выполнить или превзойти их ожидания. Для этого они стремятся глубоко понять своих потребителей, их ценности, мечты, проблемы, процессы, системно собирают соответствующую информацию о потребителях. На основании собранной информации совершенные предприятия придумывают и создают новые предложения для потребителей, в том числе — инновационные. Эта деятельность более эффективна, когда потребители участвуют в ней, активно делятся своей информацией и идеями. Предприятие должно обеспечить эмоциональную привязанность потребителей, чтобы они были заинтересованы в его долгосрочном развитии и поддерживали его в этом.

Достижение успеха через таланты людей

Совершенное предприятие рассматривает каждого из своих сотрудников как человека, обладающего уникальными талантами, которые могут помочь усовершенствовать деятельность предприятия. Задача предприятия — понять эти таланты, создать условия для их развития и применения для общей пользы. Для этого сотрудники получают необходимые полномочия, ресурсы, среду, возможности для развития. Соответственно, совершенные предприятия рассматривают талантливых сотрудников не как ресурс, а как равноправных партнеров в совершенствовании деятельности. Они стремятся обеспечить сбалансированное удовлетворение целей предприятия и личных целей каждого сотрудника. Это означает внимание к личным целям, ценностям и мечтам сотрудников, их системное обсуждение, готовность индивидуализировать систему мотивации, развития, оценивания персонала.

Использование творчества и инноваций

Совершенные предприятия не ожидают пассивно, пока у кого-то из сотрудников возникнет идея по улучшению, а активно ищут и придумывают возможности для совершенствования своей деятельности, в том числе — для прорывного инновационного совершенствования. Все на предприятии (деятельность, процесс, продукт, услуга) периодически анализируется: "Можно ли сделать это лучше?". При этом используются и развиваются творческие способности сотрудников и других заинтересованных сторон. Существует система работы с творческими идеями или возможностями для совершенствования, направленная на то, чтобы они не были забыты или потеряны, а успешно реализовывались.

Построение устойчивого будущего

Совершенное предприятие стремится обеспечить свое устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Оно не предпринимает действий, которые могут негативно повлиять на такое развитие, даже если эти действия позволяют достичь лучших краткосрочных результатов. В частности, предприятие понимает, что соблюдение этических правил и норм является важным фактором устойчивого развития. Ключевым условием устойчивого будущего предприятия является устойчивое будущее общества, в котором это предприятие работает. Предприятие понимает свое влияние на общество, как позитивное, так и негативное. Оно стремится влиять на общество таким образом, чтобы делать вклад в его устойчивое развитие. Развитие организационных способностей. Совершенные предприятия понимают свои способности, которые они могут предъявить потребителям (в части качества, стоимости, сроков и т.д.) и стремятся развивать их. При этом они понимают, что развитие способностей зависит от всей цепочки создания ценностей, включающей их поставщиков, потребителей и т.д. Поэтому они не ограничивают развитие способностей своими юридическими границами, а понимают цепочки создания ценностей и стремятся совместно с партнерами совершенствовать их, используя для этого знания и ресурсы всех сторон. Они активно ищут и привлекают партнеров, которые готовы совместно с ними участвовать в этом совершенствовании. Такая совместная деятельность основывается на честности, прозрачности и взаимном уважении.

Устойчивое достижение выдающихся результатов

Любая деятельность или инициатива предприятия может быть высоко оценена, только если она обеспечивает достижение запланированных результатов, а достижение этих результатов, в свою очередь, способствует реализации миссии и видения. Совершенное предприятие умеет оценивать все направления своей деятельности, спроектировав для этого единую систему показателей деятельности — от глобальных показателей реализации миссии до операционных показателей на нижних уровнях управления. Оно использует эти показатели для анализа своей деятельности и выделения областей для совершенствования. Важно, чтобы эти показатели относились не только к финансовым аспектам деятельности или удовлетворенности потребителей, а чтобы они позволяли оценить деятельность предприятия с точки зрения всех заинтересованных сторон, сбалансировать их потребности и ожидания. Как видно, перечисленные концепции по своей сути являются не чем иным, как критериями деловой культуры предприятий, определяющими их успешность. А в совокупности — это как система координат, осмысление которой позволяет лучше сориентироваться в деловом пространстве и быстрее найти для предприятия (экономики) самый короткий и надежный путь к вершине делового совершенства и конкурентоспособности.

Для практической оценки и сравнения уровней делового совершенства (или деловой культуры) на базе упомянутых концепций разработана модель совершенства ЕFQM, позволяющая количественно оценить уровень совершенства любого предприятия в соответствии с 1000-балльной шкалой. Модель разработана специалистами, представляющими наиболее успешные компании разных регионов — как лидеров мировой экономики (Bosch, Philips, BMW, Ricoh и др.), так и лучшие малые предприятия, организации общественного сектора и государственного управления. Предприятия, ближе других приблизившиеся к идеалу, дали общее описание того, каким они видят этот идеал и какими они стремятся быть. Модель дает не только набор общих принципов, но беспрецедентно детальное для таких инструментов описание того, как работает совершенное предприятие, каких результатов оно достигает, как оно управляет своей деятельностью. И построена она таким образом, чтобы не просто дать общее представление об идеальном предприятии, но помочь системным образом двигаться к этому идеалу; она является очень технологичной и удобной в использовании. Модель ЕFQM детально описывает современное европейское восприятие совершенного предприятия и позволяет сравнивать реальные предприятия с этим идеалом. Использование модели помогает компаниям ориентироваться не столько на достижение определенных стандартов, норм или требований, сколько на постоянное стремление к наивысшему совершенству, позволяющему достигать и устойчиво поддерживать уровень результатов, отвечающий ожиданиям заинтересованных сторон или превосходящий их. В настоящее время модель ЕFQM применяют более 30 тыс. компаний на всей планете. Эта модель используется для получения целостного представления о любом предприятии, независимо от формы собственности, размера, отрасли или уровня зрелости. Она способствует руководству компании в формировании стратегии, вовлечении в процессы совершенствования всего персонала, создании уникальной деловой культуры, где устойчивое превосходство является нормой. Использование модели позволяет:

  • понять, что такое совершенное предприятие;
  • оценить, на каком уровне находится предприятие на пути к совершенству;
  • определить шаги, которые нужно предпринять для повышения уровня своего совершенства.

Модель EFQM состоит из девяти критериев и 32 подкритериев, которые описывают совершенное предприятие. Эти критерии делятся на две части: пять критериев возможностей (описывают, что и как делает совершенное предприятие) и четыре критерия результатов (описывают, чего достигает совершенное предприятие). В рамках каждого из подкритериев модель содержит набор хороших практик, используемых в работе совершенными предприятиями.

Сравнение РК с развитыми европейскими странами

Если условное идеальное предприятие соответствует 1000 баллам, а самые лучшие европейские предприятия — 700—800 баллам, то крумские лидеры сегодня достигают 450—500 баллов. Это достаточно высокий уровень, хотя до общеевропейских лидеров им еще далеко. Но такие предприятия можно, как говорится, пересчитать по пальцам. А важнейшим интегральным показателем, которым можно охарактеризовать любую страну, является соотношение уровней совершенства основных масс ее предприятий и пред- приятий развитых стран. Согласно экспертным оценкам, на сегодня в Крыму,— это 150-250 баллов, а в развитых европейских странах 300-450 баллов. Это очень большой разрыв, характеризующий несовершенство большинства отечественных предприятий и отсталость крымской региональной экономики. А ведь несовершенство, или иными словами — низкий уровень деловой культуры крымских предприятий порождает целый букет существенных для РФ социально-экономических проблем, в том числе создает условия для развития коррупции. И можно утверждать, что именно в результате упомянутого несовершенства основная масса отечественных предприятий по отношению к лидерам бизнеса продолжает иметь производительность труда ниже до 10 раз, дефектность выше до 1000 раз и в разы выше себестоимость выпускаемой продукции. А в итоге крайне низкий по европейским меркам валовой региональный доход и соответствующий ему государственный бюджет РФ, которого хронически не хватает для удовлетворения всех заинтересованных сторон.

Сегодня для крымской деловой культуры, как, впрочем, и для многих других регионов РФ, характерны низкое качество продукции при ее высокой себестоимости, низкая производительность труда, неэффективное использование ресурсов, небрежное отношение к окружающей среде, необязательность в отношениях с деловыми партнерами и т.п. В последнюю же четверть века, в период варварского перераспределения материальных ценностей республики Крым, находившейся под юрисдикцией Украины, государству было не до своих промышленников и предпринимателей. А им самим сложно было разобраться, как нужно "перенастраивать" организацию бизнеса и менеджмент в перенасыщенном рынке (ведь этого не смогли понять даже в Минэкономразвития). Промышленники и предприниматели, прежде всего, вынуждены были осваивать науку приспособления и выживания в условиях процветающей коррупции и враждебного бизнес-климата.

Сегодня, когда РК определилась со своим политическим статусом, при стремительном изменении рыночных условий и правил бизнеса большинство региональных предприятий уже не в состоянии самостоятельно резко измениться, в короткие сроки усовершенствоваться и стать "современными европейскими". Даже если их "отпустят с поводка" чрезмерного государственного регулирования и укажут, какие отныне в стране действуют "планки" технических регламентов и государственных стандартов. Здесь крайне необходимо доброжелательное содействие и активная поддержка со стороны власти. Необходимо создать для обеспечения целенаправленного массового совершенствования благоприятные условия. То есть сделать то, без чего вряд ли удастся достаточно быстро изменить в стране деловую культуру, сохранить и развить конкурентоспособный отечественный бизнес. Для улучшения ситуации в Республике Крым, да и в государстве в целом, нужно сделать все возможное, чтобы совершенство и качество, являющиеся фундаментом конкурентоспособности и социальной ответственности, превратились в общенациональную идею. Нужно определить одним из приоритетных направлений социально-экономического возрождения республики обеспечение дальнейшего развития движения за деловое совершенство на основе модели устойчивого развития и фундаментальных концепций совершенства, интеграции национального движения в общеевропейское. В сжатые сроки нужно принять Концепцию государственной политики в сфере делового совершенства предприятий (организаций, учреждений), предусмотрев в ней меры по построению новых дружеских отношений между властью и обществом, обществом и бизнесом, топ-менеджерами и персоналом компаний. Не теряя времени, нужно сделать все, чтобы предприятия начали профессионально совершенствоваться, создавать современные системы менеджмента, понимая, что это "корневая система" и все желаемые нами результаты — ее "плоды". Следовательно, власть должна на законодательном уровне ввести такие механизмы мотивации и условия, чтобы владельцы и руководители предприятий сначала поверили, а потом захотели, узнали, как это делать, и смогли непрерывно, целенаправленно и системно совершенствоваться, используя самые современные европейские подходы и лучшие деловые практики. В Крыму как можно быстрее нужно изменить парадигмы "от чрезмерного регулирования — к содействию" и "от обязательности — к инициативности". В масштабах страны должна действовать формула: "Чем совершеннее компания, тем комфортнее ей в государстве".

В течение многих лет специалисты в области деловой этики работают с ведущими компаниями России, Беларуси, Казахстана и других стран, помогая им повышать свое совершенство и приближаться к уровню лучших европейских компаний. Таким образом, можно констатировать, что в Республике Крым имеется все необходимое для перехода от пилотных проектов к широкомасштабному движению за деловое совершенство. Чтобы, повысив деловую культуру, добиться конкурентоспособности в ЕС.

Выводы

Республика Крым существенно отстает от развитых европейских стран не только по отдельным ключевым направлениям деятельности, но и в целом в части деловой культуры своих предприятий, организаций, учреждений и всей экономики. В значительной степени именно с этим связано большинство ее социально- экономических проблем. Эффективными инструментами приближения региона к международной деловой культуре, могут стать распространенные в Европе фундаментальные концепции совершенства и модель совершенства EFQM. По практическому применению этих концепций и модели в РФ уже накоплен определенный позитивный опыт, который целесообразно максимально использовать для предстоящих преобразований. Здесь важно понять, что совершенствование деловой культуры предприятий с учетом лучшего европейского опыта может способствовать позитивному изменению менталитета сотрудников этих организаций. А при развитии массового движения за деловое совершенство поможет деловым структурам РК успешно выйти на международный рынок после отменных санкций.

Список литературы

  1. Адлер Ю.П. Что век грядущий нам готовит? / Ю.П. Адлер // Стандарты и качество. – 1999 г. – С. 3–25
  2. Афанасьев О.Е. Этапы развития туристских услуг в Крыму / О.Е.Афанасьев //Современные проблемы сервиса и туризма. – 2015. – №1. – Том 9. – С. 5–13.
  3. Нив Генри. Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга / Г. Нив. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 370 с.
  4. Селиванов В.В. Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений / В.В. Селиванов // Таврический научный обозреватель. – 2015. – №4. – Ч.1, С. 83–87.
  5. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология (учебное пособие) / В.В. Селиванов. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2015.– 296 с.
  6. Селиванов В.В. Исследование особенностей морского туризма в пассажирском судоходстве / В.В. Селиванов. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2017. – 145 с.
  7. Селиванов В.В. Исследование проблем и анализ новых возможностей логистики Республики Крым / В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. – 2017.– №59-1 . – [электронный ресурс]. – Режим доступа:11091
  8. Селиванов В.В. Неформальное лидерство как феномен в системе управления / В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. – 2017.– №60-1. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: 11334
  9. Селиванов В.В. Международные санкции и экономика России / В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. – 2017.– №60-1. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: 11346