Государство: проблема определения

NovaInfo 44, с.326-329, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Политология
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к определению государства. Особое внимание уделяется рассмотрению государства как важнейшего компонента политической системы.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВО, УПРАВЛЕНИЕ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Текст научной работы

Понятие государства отражает форму политической власти. Это классический подход к определению государства. Однако государство – это сложное и комплексное явление, которое имеет множество неполитических сторон. Это и порождает множественность в определении государства.

Если политическое понятие государства отражает его сущность, то иные определения государства отражают его разнообразные проявления.

Альтернативные определения государства:

  • Социологическое: государство – это организованное общество людей, расположенных на определенной территории. В этом смысле государство тождественно термину страна.
  • Юридическое: государство есть юридическая функция, т. е. условное объединение множества людей под одним статусом. Государство здесь рассматривается как юридическое лицо, как условный и единый выразитель интересов народа [1].
  • Органическое: все в мире подчиняется органическому миру. Государство – форма биологическая разновидность движения, т. е. государство подобно живому организму. Государство является высшей формой организации человеческого существования.
  • Теологические: государство – это проявление божественной воли на земле, организация власти Бога в жизни людей [2].
  • Кибернетическое: государство – система движения информации по прямым и обратным каналам в целях управления общественными процессами.
  • Экономическое: государство есть форма организации экономической жизни в пределах страны [3, с. 257].
  • Управленческое: государство есть независимый менеджер, управляющий обществом и разрешающий споры.

Вопрос о сущности государства является проблемным в связи с тем, что:

  • взгляды людей на государство крайне субъективны и зависят от конкретно-исторического состояния государства, в котором они живут, от политических установок и убеждений своего времени;
  • государство раскрывается во множестве проявлений, и установить постоянные закономерные его качества – это очень сложная теоретическая задача.

В современной науке доминирует волевая концепция сущности государства. Она основана на рассмотрении государственной власти как разновидности социальной власти. В основе сущности любой социальной власти лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов власти достичь целей, определяющих их потребности. Думается, что в основе этого подхода лежит учение Ф. Ницше о воле к власти [4].

Понять сущность государства, значит понять:

  • воля каких субъектов осуществляется при посредстве государственной власти;
  • каких целей добиваются субъекты при посредстве государственной власти.

Волевая концепция сущности государства подразделяется на три направления:

  1. Классовый подход. Сформировался в 18-19 вв., последнее свое теоретическое обоснование получил в трудах социал-демократов. Сущность государства заключается в том, что это организация классового насилия, при помощи которой экономически господствующий класс добивается и политического верховенства.
  2. Общесоциальный подход. Сущность государства заключается в том, что это организация, выражающая волю всего общества и служащая средством достижения общественного блага.
  3. Дуалистический подход. Пытается устранить недостатки первого и второго подходов и их объединить. Государство в данном случае зарождается как аппарат классового насилия, но по мере своего развития стремится к достижению социального блага и выражению воли всех социальных групп и всего общества в целом [5; 6; 7].

Существует и ряд других концепций государства:

  • Аристотель: государство – это общение граждан между собой, ни в чем не нуждающееся и ни от кого не зависящее;
  • Жан Баден: государство – это правовое управление семействами и их общими с властью интересами, основанное на вечных началах добра и справедливости;
  • Платон: государство – это справедливое правление мудрых и благородных;
  • Томас Гоббс: государство – это единое лицо, верховный субъект, воля которого считается волей народа и справедливости.

Мы полагаем, что все существующие определения государства нужно рассматривать не как взаимоисключающе, а как взаимодополняющие

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Онтологические основания идеи федерализма в свете философии права // Вестник ВЭГУ. 2010. № 4. С. 50-55.
  2. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561-563.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Философия: курс лекций / Министерство внутренних дел РФ, Уфимский юридический институт, Кафедра социально-гуманитарных дисциплин. Уфа, 1998.
  4. Рахматуллин Р.Ю. Фридрих Ницше как основатель философии жизни // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 990-992.
  5. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
  6. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в право-вом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
  7. Рахматуллин Р.Ю. Об истоках и пределах традиционализма и либера-лизма: философский анализ // Вестник ВЭГУ. 2014. № 5 (73). С. 116-125.

Цитировать

Кутуев, З.З. Государство: проблема определения / З.З. Кутуев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 326-329. — URL: https://novainfo.ru/article/5361 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться