Интегрированная земельная политика как объект политологического исследования

NovaInfo 59, с.514-523, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Политология
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье характеризуется интегрированная земельная политика в рамках политологического исследования, раскрывается цель, особенности, важнейшие компоненты, а также анализируется ретроспектива научной мысли по этой проблеме.

Ключевые слова

ВЛАСТЬ, ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ОБЩЕСТВО, ПУБЛИЧНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВО

Текст научной работы

Государственная земельная политика как объект политологического исследования в силу своей актуальности привлекает внимание не только отдельных ученых, но и целые научные коллективы, работающие в разных областях знаний (экономика, политология, управление, история и др.) и изучающие теорию земельной политики. Определилась новая тенденция в развитии взглядов, а также предпринята попытка использования новых возможностей в этой области. В последнее два десятилетия происходит пересмотр устаревших взглядов, возникает множество новых идей, моделей и концепций, порой весьма невнятных и неопределенных. Поиски решения проблемы, в основном, ведутся в рамках широко обсуждаемых тем научных исследований на эту тему. Особенно это наглядно проявилось на первом и втором этапах реформирования земельных отношений в период земельной реформы [5].

В основе политики любого государства лежит земельная политика, направленная на укрепление государственной власти, создание системы общественного и государственного устройства с определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией общества по их регулированию и решению экономических, социальных, политических и других вопросов. Земельная политика развивается с учетом экономических, общественно - политических и социальных факторов в зависимости от характера реформирования земельных отношений и основ земельного строя. Это обусловлено тем, что земля всегда занимала и занимает уникальное и ключевое положение в общественно-политической и экономической деятельности людей, выступая в качестве центра человеческой культуры и общественного устройства и являясь особым фактором производства и природным ресурсом, без которого невозможна деятельность человека [6].

Земельная политика – мощное и общепринятое в мировой практике средство реализации территориальной политики, согласования интересов хозяйственного и территориального развития, прямых регулятивных воздействий на практически всех участников отношений, разрешения многих внутренних и внешних конфликтных ситуаций, особенно между государственными органами власти и местным самоуправлением. Отсюда принятие законов, регулирующих земельные отношения, наряду с Конституцией, по сути дела, определяет политический строй государства. Как сложное социально - экономическое и политическое явление земельная политика представляет собой совокупность всех мер регулирующего воздействия, оказывающих влияние на владение землей, на использование и на распределение доходов от её эксплуатации [7].

Во все времена земельная политика являлась продуктом земельных отношений, представляющих собой сложную и многоаспектную проблему, включающую форма хозяйствования, управление земельными ресурсами и т.д. Данная политика направлена на укрепление государственной власти, регулирование экономических, социальных, политических и других важных вопросов. Без публичной интегрированной земельной политики не возможны экономический рост и политическая стабильность, декларируемые властью как основная стратегия устойчивого развития России. Все это указывает на то, что современной России необходима комплексная государственная земельная политика, основанная на полноценных земельных отношениях, направленная на улучшение качества жизни, гарантию прав собственности и предоставления услуг [8].

Земельная политика занимает центральное место в политике любого государства и имеет исключительную важность для успешного и устойчивого развития. Современная земельная политика направлена не только на укрепление государственной власти, но и регулирование экономических, социальных, политических и других вопросов, а также на создание системы общественного и государственного устройства с определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией общества по их регулированию. Без публичной интегрированной земельной политики, основанной на полноценных земельных отношениях и направленной на улучшение качества жизни, гарантию прав собственности и предоставление услуг, не возможны экономический рост и политическая стабильность, декларируемые властью как стратегия устойчивого развития России [1].

Формирование земельной политики предполагает постановку проблем, учет рисков реализации, создание информационного обеспечения для мониторинга и индикаторов состояния рынка земли, построение прогнозов и трендов. Она направлена на создание системы общественного и государственного устройства с определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией общества по их урегулированию. Являясь основополагающей частью общей экономической политики государства, свое концентрированное выражение находит в земельной реформе, призванной обеспечить совершенствование земельного строя. Любая реформа преследует цель реформирования такого типа земельных отношений, который способен обеспечить эффективное их использование [9].

Особенностью земельной политики является и то, что каждый гражданин, проживающий на земле, по праву считает ее своей, поэтому она должна отвечать принятым понятиям справедливости. Это возможно в том случае, когда федеральными, региональными и местными законодательными актами определены все без исключения условия и процедуры земельного рынка, начиная от формирования земельного участка и его назначения, определены его кадастровая стоимость до установленных ограничений, сервитутов, контроля за использованием земли и меры ответственности за ее состоянием. Условиями полноценной земельной политики являются наличие многоукладной системы отношений собственности на землю и наделение существенными полномочиями местных муниципальных властей. Это позволяет быстрее и эффективнее решать актуальные проблемы землепользования и полномасштабно использовать все стимулирующие экономику функции комплексной земельной политики.

Целью земельной политики является создание условий для обеспечения наиболее эффективного варианта использования земли в интересах максимального удовлетворения текущих и будущих потребностей общества. Современная земельная политика осуществляется через ряд направлений, образующих механизм её реализации: разработка законодательных, нормативно-правовых актов, прямое и косвенное территориальное планирование, градостроительство, регулирование ценообразования и оборота земель, прямое управление государственными земельными ресурсами и земельное налогообложение. Главной задачей земельной политики государства является установление такого порядка земельных отношений, который гарантировал бы, что нужный земельный участок в необходимом месте будет предоставлен в распоряжение в точно необходимое время по доступной цене. При этом должны сохраниться экономическая эффективность и социальное равновесие. Это является своего рода «золотым правилом» определенного порядка землепользования и главной функцией земельного рынка. Земельная политика должна состоять в том, чтобы независимо от действий рынка и его инструментов, достичь цели, когда могут быть реально претворены в жизнь все необходимые и важные для общества типы землепользования, поэтому экономический рост, декларируемый как основная стратегия устойчивого развития России, невозможен без публичной интегрированной земельной политики.

Земельная политика является основополагающей частью общей экономической политики государства, определяющей аспекты развития и использования мер государственного регулирования; снижающего коррупционные риски и придающей динамизм процессам модернизации экономического развития. Экологическая, транспортная, инвестиционная, промышленная и иные виды политики, так или иначе, основываются на фундаменте текущей, а также планах средне и долгосрочной земельной политики государства. Основной ее задачей является установление такого порядка земельных отношений, который гарантировал бы, что нужный земельный участок в необходимом месте будет предоставлен в распоряжение в точно необходимое время по доступной цене. При этом должны сохраниться экономическая эффективность и социальное равновесие, что является своего рода «золотым правилом» определенного порядка землепользования и главной функцией земельного рынка.

Земельная политика – мощное и общепринятое средство реализации государственной политики, направленное на разрешение внутренних и внешних конфликтных ситуаций, особенно между государственными органами власти и местным самоуправлением. Отсюда принятие законов, регулирующих земельные отношения, наряду с Конституцией, по сути дела, определяет политический строй государства. Эти и другие мероприятия государственного управления земельными ресурсами России позволят создать нормальные условия для организации рационального использования и охраны земель в стране. Земельная политика направлена на укрепление государственной власти, регулирование экономических, социальных, политических и других вопросов, а также на создание системы общественного и государственного устройства с определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией общества по их регулированию. Без публичной интегрированной земельной политики, основанной на полноценных земельных отношениях и направленной на улучшение качества жизни, гарантию прав собственности и предоставление услуг, не возможны экономический рост и политическая стабильность, декларируемые властью как стратегия устойчивого развития России.

Условиями полноценной земельной политики является наличие многоукладной системы отношений собственности на землю им наделение существенными полномочиями местных муниципальных властей, что позволяет эффективнее решать актуальные проблемы землепользования и использовать функции комплексной земельной политики. Одним из важнейших компонентов земельной политики является формирование оптимальной структуры землепользования, обеспечивающей экономическую жизнеспособность. Реализация земельной политики требует эффективной законодательной базы, в рамках которой может функционировать управление земельными ресурсами, и координации между всеми организациями и ведомствами, включенными в земельную политику. Целью данной политики является создание условий для обеспечения наиболее эффективного варианта использования земли в интересах максимального удовлетворения текущих и будущих потребностей общества. Современная земельная политика осуществляется через ряд направлений, образующих механизм её реализации, а именно через разработку законодательных, нормативно-правовых актов; прямое и косвенное территориальное планирование, градостроительство; регулирование ценообразования, оборота земель; прямое управление государственными земельными ресурсами и земельное налогообложение [2].

Сущность земельной политики в новых условиях состоит в прокладывании оптимального пути к намеченным целям и реализации разработанной программы эффективных действий на основе научного подхода, опирающегося на общие положения, раскрываемые теорией земельных отношений. Данная политика строится исходя из обоснованного сочетания государственных, коллективных и личных интересов в использовании земли, ориентируясь на глобальные интересы, происходящие в природопользовании и мировом сообществе, направленные на поддержку их устойчивого развития. При этом одним из основных условий является разумное сочетание государственных и рыночных механизмов регулирования земельных отношений, делая главную ставку на создание системы государственного управления земельными ресурсами и второстепенную – на контролируемый и регулируемый земельный оборот.

Следует согласиться с тем, что процесс формирования земельной политики представляет собой органическую систему, в основе которой лежит механизм ее развития, сущность которого представляет собой совокупность взаимосвязанных устойчивых причинно-следственных связей и процессов, располагающих источниками движения, направленных на разрешение противоречий. Формы их проявления обусловлены соответствующими принципами и функциями, отражающих его характер. Направление механизма развития земельной политики зависит от характера воздействия социально-экономических и политических факторов, а функционирование осуществляется на основе объективно складывающихся закономерностей, которые обусловлены интеграционным характером целей, совокупностью форм и методов, осуществляемых в различные временные периоды. В нем заложен не только динамизм развития, но и в скрытом виде содержатся противоречия, раскрывающиеся в процессе функционирования земельных отношений. Познание его природы является не только предпосылкой, но и гарантией функционирования земельной политики, так как если действующий механизм не познан, следовательно, он действует стихийно.

Процесс государственного воздействия на земельную политику осуществляется следующими методами:

правовые, которые содержат в себе элемент обязательности или властного принуждения и регулируют земельные отношения на основе земельного законодательства (судебного и земельного права);

организационные стимулирующие земельные отношения на основе налогообложения, кредитования, различного рода субсидий и др.;

экономические, которые обеспечивают развитие земельных отношений путем переселения людей в районы новоосвоений, организация акционерных обществ, товариществ и т.д.

Для проведения в жизнь этой политики созданы краевые и районные комитеты. Во главе – комитет по земельной политике и землеустройству. Цель: обеспечить ясность и порядок в использовании земель, охранять и закреплять права собственности на землю, решать вопросы изъятия и предоставления земель, контроль, следить за исполнением земельного законодательства. Земельная политика каждого государства в конкретный период его развития во многом складывается под влиянием общей социально-экономической политики и выражается в правилах распределения и использования земельного фонда, ограничениях и стимулах в этой области. Управление земельными ресурсами осуществляется посредством земельной политики.

Территориальная политика базируется на трех основополагающих идеях:

земельной политике как стратегической основе территориальной политики;

бюджетной налоговой политике как основе самостоятельности муниципального образования и принятия тактических решений;

политике приоритетов как основе для выработки направлений муниципальной политики.

Особенностью земельной политики является и то, что каждый гражданин, проживающий на земле, по праву считает ее своей, поэтому земельная политика должна быть проста, прозрачна и должна отвечать принятым понятиям справедливости. Это будет возможно лишь тогда, когда федеральным, региональным и местными законодательными актами будут определены все без исключения условия и процедуры земельного рынка, начиная от формирования земельного участка и его назначения, определены его кадастровая стоимость до установленных ограничений, сервитутов, контроля за использованием и меры ответственности за состоянием этого участка.

Нахождение признанного компромисса между стремлением государства владеть и распоряжаться всеми земельными ресурсами территорий, получить максимальную выгоду и свободу в распоряжении своими земельными ресурсами есть стратегическая основа земельной политики. В Российской Федерации, с ее природно-климатическими, национально-этническими и экономическими особенностями территориальных образований, эта стратегическая основа должна закладываться по определенным законодательно установленным рамочным правилам путем соглашений с каждым муниципальным образованием в отдельности. Соглашения периодически должны пересматриваться в сторону увеличения компетенции местной власти, но на основе единых правил государственной кадастровой оценки земли [3].

Участниками земельных отношений являются физические лица, хозяйствующие субъекты, муниципальные образования, региональные и государственные органы власти. От их удачного построения зависит спокойствие граждан, свободная воля хозяйствующего субъекта, взаимоотношения государственных, региональных и местных властей и, в конечном счете, стабильность, спокойствие и процветание страны. Таким образом, исходя из вышесказанного, можно определить основные требования, которым должна отвечать земельная политика. Она должна быть: понятной, объективной, открытой и предсказуемой; учитывать национальные, природно-ресурсные, экономические, экологические, демографические и другие природно-климатические и социальные особенности территорий в русле государственной политики, а также иметь единство принципов земельной политики, определенной федеральным законодательством с возможностью учета территориальных особенностей земельного рынка.

Через земельную политику проявляются земельные отношения, осуществляемые государством посредством земельных актов. Декларирующих многообразие форм земельной собственности, признание права частной собственности граждан и их объединений на землю, владение пользование и свободное распоряжение земельной собственностью, охрана права частной собственности законом. Эти отношения определяются национальными, социальными, экономическими и природными особенностями реализации функций земли как основного средства производства, природного ресурса и объекта имущества. Общая методология формирования современной земельной политики включает в себя помимо определения целей также постановку проблем, учет рисков реализации, создание информационного обеспечения для мониторинга и индикаторов состояния рынка земли, построение прогнозов и трендов. Земельная политика является основополагающей частью общей экономической политики государства, определяющей аспекты развития и использования мер государственного регулирования; снижающих коррупционные риски и придающих динамизм процессам модернизации экономического развития. Экологическая, транспортная, инвестиционная, промышленная и иные виды политики, так или иначе, должны быть основаны на фундаменте текущей, а также на планах средне- и долгосрочной земельной политики государства.

Одним из важнейших компонентов земельной политики является формирование оптимальной структуры землепользования, обеспечивающей экономическую жизнеспособность хозяйств. Для этого целесообразны следующие меры государственного вмешательства: запрет на совершение любых сделок с землей (включая наследование), приводящих к чрезмерному дроблению, парцелляции земли; приобретение земли уполномоченными государственными органами для последующей перепродажи с целью консолидации землепользования; субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым на приобретение земли для хозяйств, участвующих в программе консолидации земель и введение дифференцированного налога для хозяйств, участвующих в программе консолидации земель. Помимо административных и экономических рычагов, направленных на «выдавливание» из производственной деятельности хозяйствующих субъектов, не способных использовать землю эффективно, государство может оказывать содействие в улучшении результатов хозяйствования в аграрной сфере посредством разработки рекомендаций по оптимальной структуре и размещению сельскохозяйственного производства.

Земельная политики в новых условиях приобретает определенные формы и целостность на почве сложившихся отношений и реального процесса осуществления объективных возможностей и тенденций развития, которые не безграничны по возможностям своей дифференциации и интеграции. На фоне этого вырисовывается структурная схема последовательности воздействия основных положений, определяющих состояние и развитие земельных отношений. Иначе говоря, идет процесс развития этого понятия, его генетической основы, наполнение различным содержанием, внесение в новый контекст, связанный с уточнением теоретических и методологических основ. Интеллектуальная мысль все активнее стремится осмыслить и выявить реальную природу земельной политики, используя для этого ориентиры методологии теоретического исследования. Постепенно накапливается критическая масса предпосылок для его становления как науки, границы, которой постоянно изменяются, отражая новые достижения, отличаясь большим тематическим разнообразием.

Научное исследование в области земельной политики предполагает расстановку акцентов на существо изучаемой проблемы и выявление исходных посылок и постулатов, закладываемых в основу теоретических построений, без рассмотрения которых затруднено правильное решение многих вопросов земельной политики. На уровне разработки данной проблемы самым непосредственным образом сказывается некоторая незавершенность теоретической деятельности по освоению той существенной грани, которая касается целостного представления о земельных отношений и их инструментариях, которые являются методологической основой теоретического подхода в области земельной политики.

Рассмотрение земельной политики в содержательном плане позволяет глубже раскрыть сущность этого процесса и выйти на новый уровень теоретических обобщений. Теоретический анализ политологической мысли и накопленный исследовательский опыт свидетельствуют о том, что хотя цельной теории еще не создано, в то же время имеется солидный теоретический задел, позволяющий раскрыть сущность, содержание и направление развития земельных отношений как основы земельной политики. А также разобраться с характером эволюции, удачами и достижениями, срывами и провалами с тем, чтобы дать ответ на вопрос: каким должно быть, что необходимо для эффективной реализации своих задач и функций в современных условиях. Этот имеет далеко идущие последствия, так как ориентирует на выявление новых аспектов научно - теоретического анализа и нацеливает на необходимость более углубленного исследования проблемы земельных отношений как основы земельной политики [4].

Анализируя ретроспективу научной мысли, следует отметить, что теоретические исследования применительно к условиям переходного периода, начатые в условиях земельной реформы в России, продолжаются и в настоящее время. Современные исследования сконцентрированы на уточнении и обосновании научных основ и методологических подходов, а также формировании новых концепций, отвечающих характеру земельной реформы. В научный оборот введен большой фактический материал, позволяющий раскрыть специфику земельных отношений. Со временем используемые подходы и инструменты становятся более сложными в плане накопления и развития базы знаний. Из года в год число и профессиональный уровень исследований в данной области продолжает расти: существующие методы усложняются, ведется интенсивный теоретический анализ, как самого понятия, так и направлений формирования и развития земельной политики.

Отрадно отметить, что в области исследований, связанных изучением политических процессов в сфере земельной политики, в последнее время наметилась ориентация на повышение содержательной стороны изучаемого процесса. В частности, в публикациях по данной проблематике возникла своеобразная содержательная сторона работы отечественных авторов, раскрывающие те или иные теоретические аспекты, опирающиеся на зарубежный опыт и труды западных ученых, что позволило сформировать основные подходы и раскрыть основные закономерности развития земельной политики в современных условиях. Границы теоретического исследования в области земельной политики изменяются, включая новые достижения, при этом сохраняются общие методологические принципы и научные подходы. Исходным пунктом и доминантной составляющей является разработка подлинно научной теории применительно к современной действительности, которая дает выверенные ориентиры и социально - экономическую и политическую базу. Теория земельной политики постепенно приобретает определенные формы и целостность на почве сложившихся земельных отношений и реального процесса осуществления объективных возможностей и тенденций развития общества на этом этапе и ориентируется на процесс. Земельная политика, ориентированная на процесс, создает питательную почву для зарождения новых идей, поисков, разработок и культивирования надлежащих методов исследования этого процесса.

Теоретическая характеристика земельной политики предполагает выявления первоосновы, общих специфических закономерностей и определяющих факторов их эффективного функционирования. Исходным пунктом такой характеристики является разработка подлинно научной теории применительно к современной действительности, которая давала бы выверенные ориентиры, социальную, экономическую и политическую базу. Что касается требований к научной теории изучаемого вопроса, то она строится на базе широкой теоретической концепции, конструктивные особенности которой наиболее наглядно проявляются при обосновании научных подходов в области земельной политики. Данный тезис имеет принципиальное значение, так как акцентирует внимание на объективной основе и предпосылках осуществления этого процесса.

Читайте также

Список литературы

  1. Филимонов Д.А. Направления реформирования ключевых институтов субъектов малого предпринимательства. //Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 6. - С. 084-087.
  2. Блинова Н.В. Муниципальное образование в политическом пространстве России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук /Государственный университет управления. Москва, 2007.
  3. Знаменский Д.Ю., Иванов В.К. Политический рынок и политический процесс // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 6. С. 034-037.
  4. Гимазова Ю.В., Омельченко Н.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник для бакалавров. М., 2014. - Сер. 58. Бакалавр. Академический курс (1-е изд.).
  5. Иванов В.К. Динамика социальных функций газетных СМИ в контексте современного политического процесса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2011. № 4. С. 127-134.
  6. Иванов В.К. Место и роль печатных СМИ в избирательных кампаниях // Актуальные проблемы современной науки. 2011. № 6. С. 138-140.
  7. Иванов В.К. Манипуляция сознанием человека через печатные СМИ // Вопросы гуманитарных наук. 2011. № 6. С. 224-227.
  8. Иванов В.К. Трансформация места и роли печатных средств массовой информации в современном политическом процессе Российской Федерации // диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Московский государственный областной университет. Москва, 2012.
  9. Иванов В.К. Трансформация места и роли печатных средств массовой информации в современном политическом процессе Российской Федерации // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Московский государственный областной университет. Москва, 2012.
  10. Иванов В.К. Социокультурная идентичность в функционировании интеллигенции как субъекта гражданского общества // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 5. № 58. С. 397-412.

Цитировать

Туровский, А.А. Интегрированная земельная политика как объект политологического исследования / А.А. Туровский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 59. — С. 514-523. — URL: https://novainfo.ru/article/11117 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться