В настоящее время очень остро встает вопрос о необходимости управления социально-экономическими процессами муниципального образования, так как существует немало проблем в сфере социально-экономического развития, прежде всего общим состоянием экономики, ходом и результатами экономических реформ, а также состоянием материальных и финансовых ресурсов муниципальных образований. Все эти факторы ограничивают возможности отдельных муниципальных образований в проведении активной социально-экономической политики.
Проанализируем опыт зарубежных стран в области социально – экономического развития.
В США все органы исполнительной власти на уровне штатов и городов имеют специальные агентства по экономическому развитию, которые отвечают за подготовку целевых программ, которые в свою очередь предусматривают повышение качества жизни населения[6].
В США концепция местной общины связывается с обоснованием стратегических планов ее развития, которые включают в себя: определение потребностей общины и доступности экономических, природных и человеческих ресурсов для их обеспечения; совершенствование системы местного самоуправления и внедрение в нее принципов устойчивого развития; вовлечение жителей общины в принятие решений по ключевым вопросам муниципального развития[6].
Акцент на создание структур, концентрирующих высококвалифицированные кадры, непосредственно участвующие в обосновании программ и механизмов развития местных сообществ, существует во Франции. Там, коммуны образуют публично правовые межкоммунальные объединения, одной из задач которых становится разработка проектов в сфере социально – экономического развития[6].
В зарубежных странах особый акцент делается на улучшение уровня его конкурентоспособности, прежде всего, в области передовых технологий, биотехнологии, информационных технологий и телекоммуникаций, поддержку его инновационной составляющей[5].
Следует обратить внимание на ключевые направления целевых программ содействия предпринимательству. В США, например, в их составе выделяются: создание и развитие интеллектуального капитала в вузах, формирование экономических кластеров и др[5].
Аналогичная практика заметна и в Европе. Так, например, в Великобритании в качестве ключевого направления социально-экономического развития определено расширения форм взаимодействия бизнеса и высшего образования. Результатом реализации различных государственных программ является рост научных парков и агентств по передаче технологий[5].
Следует обратить внимание также на усиление внешнеэкономического аспекта в планировании территориального развития. В основе этого процесса - глобализация экономики. Стремление максимизировать ее выгоды и ограничить негативные последствия для территории привели к необходимости включения в программные документы раздела «международное сотрудничество» [1].
Так, например, в США в стратегиях и планах социально-экономического развития регионов и городов значимой задачей становится расширение экспорта[1].
Следует заметить, что актуализация внешнеэкономического аспекта обусловила применение инструментария международного менеджмента при разработке программных документов территориального развития[1].
В итоге можно выделить моменты, которые можно использовать в российской практике, а именно: формирование специализированных органов, которые будут конкретизировать высококвалифицированные кадры, осуществляющие разработку целевых программ механизмов развития местных сообществ; разработку стратегических планов социально-экономического развития регионов и муниципальных образований как основы формирования целевых программ управления изменениями в деятельности местных сообществ; определение базового состава приоритетных направлений развития местных сообществ, включающего, повышение уровня конкурентоспособности бизнеса, в области передовых технологий, биотехнологии, информационных технологий и телекоммуникаций, поддержку его инновационной составляющей, формирование кластеров с участием бизнеса и организаций, имеющих креативный потенциал.